В работе по опытно-экспериментальной деятельности используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экспериментирование»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» п. Приаргунск
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экспериментирование
возраст обучающихся 3-7 лет
срок реализации программы 4 года
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.
Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».
1.2 Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
1.3 Новизнойданной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
1.4 Рабочая программа имеет цель: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
1.5 Программа способствует решению следующих задач:
• Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
• Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа.
• Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля своих действий.
• Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:
вместе
на равных
как партнеров
создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
1) живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
2) неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
3) человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.
1.6 Принципы и методы в организации познавательной деятельности.
Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.
Основные принципы и методы:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
1.7 Планируемые результаты освоения программы
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Обогатить предметно – развивающую среду.
Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.
Работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской организуется следующим образом:
с детьми II младшей группы – 1 раз в неделю по 10 – 15 минут;
с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут;
с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 20-25 минут.
с детьми подготовительной к школе группы – 2 раза в неделю по 25-30 минут.
Работа проводится с небольшими подгруппами по 10 – 12 человек. Это дает возможность педагогу:
работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …)
Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы. По окончании проведения опытов воспитатели ставят отметку о выполнении, с указанием числа и своей подписи.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. Проверка гипотез;
4. Подведение итогов, вывод;
5. Фиксация результатов (если это необходимо);
6. Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?);
ситуация выбора.
Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
II. Содержательный раздел
2.1 План работы с детьми младшего дошкольного возраста
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
Сравнивать схожие по внешнему виду предметы (дидактическая игра типа «Не ошибись»);
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт;
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы. (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Месяц
Темы игр-экспериментирований
Первая неделя
Вторая неделя
Третья неделя
Четвертая неделя
Октябрь
«Узнаем,
какая вода»
«Игра с веерами и султанчиками»
«Поиграем с солнышком»
«Свойства песка»
Ноябрь
«Чудесный мешочек»
«Поиграем с ветерком»
«Что в коробке»
«Почему осенью бывает грязно»
Декабрь
«Волшебные дощечки»
Легкий – тяжелый
Горячо – холодно
«Окрашивание воды»
Январь
«Игры с соломинкой»
«Снег. Какой он?»
«Как из снега получить воду»
«Как воду превратить
в лёд»
Февраль
«Изготовление цветных льдинок»
«Мороз и снег»
«Свойства льда»
«Ветер по морю гуляет»
Март
«Плавает - тонет»
«Бумага, её качества и свойства»
«Посадка лука»
«Поплывёт не поплывёт»
Апрель
«Здравствуй, солнечный зайчик »
«Веточка берёзы»
«Древесина, её качество и свойства»
«Что в пакете»
Май
«Спрячь пуговку»
«Пирожки для зайчика»
«Сравнение песка, почвы и глины»
«Ткань, её качества и свойства»
2.2 План работы с детьми среднего дошкольного возраста
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей. Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают? Почему мячик катится?
Группировка объектов по функциональным признакам. Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?
Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Месяц
Темы игр-экспериментирований
Первая неделя
Вторая неделя
Третья неделя
Четвертая неделя
Октябрь
«Нюхаем, пробуем, трогаем»
«Почему все звучит?»
«Прозрачная вода»
«Вода принимает
форму»
Ноябрь
«Какие предметы могут плавать»
«Делаем мыльные пузыри»
«Подушка из пены»
«Окрашивание
воды»
Декабрь
«Замерзшая вода»
«Взаимодействие воды и снега»
«Поиск воздуха»
«Что в пакете?»
Январь
«Загадочные пузырьки»
«Волшебная рукавичка»
«Волшебный театр»
Февраль
«Как согреть руки»
«Каждому камешку свой домик»
«Свет повсюду»
«Свет и тень»
Март
«Где прячутся детки?»
«У кого какие детки»
«Как развивается растение?»
«Что любят
растения?»
Апрель
«Таинственные картинки»
«Угадай-ка»
«Песочная страна»
«Цветной песок»
Май
Посадим дерево
«Где вода?»
«Солнечные зайчики»
«Волшебные лучи»
2.3 План работы с детьми старшего дошкольного возраста
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основные задачи. 1) Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности. (Как построить прочный дом для кукол?) 2) Классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовёт больше качеств и свойств?»). В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Дети знакомятся с происхождением слов, с ононимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
Месяц
Темы игр-экспериментирований
Первая неделя
Вторая неделя
Третья неделя
Четвертая неделя
Октябрь
«Может ли растение дышать?»
«Что выделяет растение?»
«Во всех ли листьях есть питание?»
«С водой и без воды»
Ноябрь
«Бережливые растения»
«Вверх к листочкам»
«Для чего корешки?
«В тепле и
в холоде»
Декабрь
«Что есть в почве?»
«Изобретаем прибор для вскапывания почвы»
«Где дольше?»
«На свету и
в темноте»
Январь
«Где легче плавать?»
«Как устроены перья птиц?»
«Зачем им
крылышки?»
Февраль
«Свойства воды»
«Твердые – жидкие»
«Реактивный шарик»
«Как измерить
тепло?»
Март
«Как распространяется звук»
«Почему песок хорошо сыплется»
«Построим город из песка»
«Уличные тени»
Апрель
«Сколько ушей?»
«Наши помощники – глаза»
«Для чего нужен язык?»
«Родственники
стекла»
Май
«Мир бумаги»
«Мир ткани»
«Вращающаяся Земля»
«Защитим себя
от солнца»
2.4 План работы с детьми подготовительного к школе возраста
Работа с детьми подготовительной к школе группе направлена на выявление детей на более высокий уровень познавательной активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Месяц
Темы игр-экспериментирований
Первая неделя
Вторая неделя
Третья неделя
Четвертая неделя
Октябрь
«Какая бывает вода»
«Вода – растворитель»
«Очищение воды»
«Умная галка»
Ноябрь
«Помощница вода»
«Куда делась вода?»
«Откуда берется вода»
«Водяная мельница»
Декабрь
«Сила тяготения»
«Испытание магнита»
«Притягиваются – не притягиваются»
«Необычная скрепка»
Январь
«Хитрости инерции»
«Что такое масса?»
«Чем можно измерить длину?»
Февраль
«Воздух»
«Где теплее?»
«Ветер в комнате»
«Подводная лодка»
Март
«Волшебный шарик»
«Чудо – прическа»
«Как увидеть и услышать электричество»
«Путешествие
капельки»
Апрель
«Все обо
всем»
«Как происходит извержение вулкана»
«Как появляются горы?»
«Как увидеть
магнитные силы»
Май
«Как образуются метеоритные кратеры»
«Секретные записки»
«Почему все падает на землю»
«Две пробки»
План работы воспитателя
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание рабочей программы
Объем учебной нагрузки по рабочей программе
(количество игр-занятий)
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Всего занятий в неделю
-
1
1
2
Всего занятий в месяц
1
4
4
8
Всего занятий в год
8
32
32
64
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАУЧЕБНЫЙ ГОД
№
Месяц
Тема
Цель
Состав участников
Отчет о проведенной работе
1
Сентябрь
Тема пишется в соответствии с годовым планом
Цель прописывается полностью в зависимости о темы
Пишется, сколько детей присутствовало. Если работа проводилась по подгруппе, то указывается когда и с какой группой велась работа
Ставиться дата и подпись
воспитателя,
который
проводил опыт
2
Октябрь
-//-
-//-
-//-
-//-
И так печатается план на весь учебный год и в течение года заполняется весь план, по всем месяцам, всеми возрастными группами.
Взаимодействие с родителями
Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
* оформление наглядной агитации;
* групповые родительские собрания;
* общие родительские собрания;
* «Дни открытых дверей»;
* совместные экскурсии;
* привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
* «Спрашивайте! Отвечаем!»;
* анкетирование;
* работа с родителями по подготовке детей к школе;
* организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
Работа с социумом
Особое внимание уделяется взаимодействию с учреждениями культуры, детского творчества, школы.
Сотрудничество с учителями начальной школы, в ходе которого решаются следующие задачи:
-Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс;
-Выработка общих целей и воспитательных задач;
-Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного – образовательного процесса: воспитателя, учителя, детей и родителей.
Проводятся экскурсии в школу, совместные с учителем родительские собрания, на которых поднимаются и обсуждаются проблемы подготовки детей к школе.
Вместе с родителями организовать и провести творческие конкурсы, экскурсии в библиотеку.
Важно, чтобы посещение библиотеки не стало для детей скучной,
так как возможно возникновение у них отвращения к чтению. Знакомство с библиотекой происходит в форме интересной экскурсии, сначала рассматриваем с детьми детские журналы и книжки. Проводится викторина. Сотрудники используют стенд « Календарь знаменательных дат», рассказывают о писателе, зачитывают отрывки из его произведения. Проводятся консультации на темы: « Книга о природе в жизни ребёнка»,
« Экология детям», « Как подобрать книгу» и т.д.
Музей. На этих встречах дети узнают много интересного и занимательного: растительный и животный мир Забайкальского края, историю нашего поселка.
Такие экскурсии помогают поддерживать связь поколений, обогащают детей новыми знаниями и несут положительный эмоциональный настрой.
Организационный раздел
Этапы организации и проведения опытов
I этап – постановка проблемы
II этап – поиск пути решения проблемы
III этап – проведение наблюдения, опыта, эксперимента
IV этап – обсуждение итогов и формулировка выводов
Требования, предъявляемые к проведению опытов
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать?)
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.
3. Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Диагностика развития и условий для осуществления
экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Исследование состоит из нескольких этапов:
1 этап: Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;
2 этап: Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;
3 этап: Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.
3.4 Заключение
Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются воспитатели, проводя такие необычные и интересные занятия в детском саду? Итог педагогического процесса должен быть следующим:
У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре.
Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им.
Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться.
Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.
Список использованной литературы:
1. Н.М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г 2. Амелина Л. Наблюдение за животными с детьми раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №5. 3.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2003. 4.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982. 5. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
7. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008
8. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
9. Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
10. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
11. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005