КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
подготовила проект воспитатель: Е.А.Снитко МБОУ Начальная школа г.Ессентуки.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого
потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследо-
вательских способностей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Организовать предметно-развивающую среду.
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному ипользованию исследовательских
и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной
жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской
деятельности дошкольников.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие позна-
вательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально органи-
зованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дош-
кольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок
смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного
подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ре-
бёнка . И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской
деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития
ребёнка.
Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы,
которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного воз-
раста. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей,
педагогов и родителей.
1 этап
Предварительная подготовка :
-прогулки и экскурсии
-наблюдения природных явлений в реальной жизни
-беседа «В мире интересного»
-рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием,
детских энциклопедиях
2 этап
Практическая часть:
-экспериментальные игры «Тонет- не тонет», «Сделаем растворы»,
«В какой воде легче плавать»
-чтение художественной литературы
-беседы по изучаемым темам: « Чудо водичка», «Чудо техники», «Тайны
человеческого тела»
-игры дидактические, развивающие игры и упражнения
-наблюдения и плановые работы в уголке природы
-действия с магнитом, лупой, переливание жидкостей и д.р
ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА
Оборудование :
-2 свечи
-2 блюдца
-банка
-спички
Взяли 2 свечи, поставили на блюдца
и подожгли их. Одну из свечей нак-
рыли банкой и стали наблюдать , что
будет происходить дальше. Через
некоторое время свеча накрытая
банкой погасла.
Почему она погасла ?
В банке кончился кислород и обра-
зовался углекислый газ. Вот так и
мы не можем жить без кислорода.
ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?
Оборудование :
-2 яйца (сваренное в крутую)
-соль
-вода
-2 ёмкости
Положили 2 яйца в разные ёмкости
с водой. Они утонули. В одну ём-
кость с яйцом насыпали соль. Яйцо
всплыло и держится на поверхности.
Вода солёная, поэтому вес воды
увеличился , а яйцо стало легче
солёной воды и оно поднялось на
поверхность.
ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НЕВИДИМКА ВОЗДУХ»
Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах ;о роли в жизни живых существ.
Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать
выводы в процессе эксперимента.
Материалы и оборудование: весы подвесные ;2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой; трубочки для кокте-
лей; пустой стакан; прозрачная ёмкость с водой; целлофановые пакеты; пузыри.
Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой
природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)? А что относится к не живой
природе (камни, вода, воздух, почва, звёзды)? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете,
то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
( воздух )
Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? Вся наша планета окутана воздушным пок-
рывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. Чтобы доказать, что воздух есть мы
в нашей лаборатории проведём опыты.
ЧТО В СТАКАНЕ
Воспитатель: посмотрите, у меня в
руках стакан. Как вы думаете, он
пустой? Сейчас мы это проверим.
Нам понадобиться ёмкость с водой
и этот стакан. Перевернём стакан
вверх дном и будем медленно опус-
кать его в воду. Обратите внимание,
что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода
в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите,
снаружи стакан мокрый, а внутри?
(воспитатель предлагает детям
потрогать стакан внутри). Ребята,
почему вода не попала в стакан?
Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится
воздух, он не пускает туда воду.
ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ
Перед вами стаканы с водой и тру-
бочки для коктейля. Вставте трубоч-
ки в воду и подуйте в них. Что вы ви-
дите?Что выходит из воды с пузырь-
ками? Откуда он берётся?
Пузырьки поднимаются на поверх-
ность потому, что воздух легче
воды.
ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС ?
Нам понадобиться весы и два воз-
душных шара. Эти весы можно сде-
лать сами из верёвочки и палочки.
С двух сторон я подвесила шары.
Посмотрите, сейчас весы уравнове-
шены. Я возьму острую палочку
и проткну один из шаров.
Что произошло ? Какой можно
сделать вывод?
Шар с воздухом опустился вниз,а
лопнувший шар поднялся вверх.
Значит шарик с воздухом тяжелее,
чем шар без воздуха.
ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА
Возьмите лист бумаги и помашите
перед лицом. Что вы почувствуете?
А если бы мы сейчас окно,
что бы почувствовали? Молодцы!
Итак, делаем вывод, что воздух –
движется.
Ребята, сегодня мы много говорили
о воздухе, его свойствах, но забыли
сказать самое главное, что воздух
необходим всему живому. Без него
мы не проживём и 5 минут. Попро-
буйте, закройте рот и зажмите нос
двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли
рот? Чего вам не хватало? Хорошо
вам было без воздуха?
вывод
1. Воздух не имеет цвет.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух имеет вес.
5. Воздух движется.
6. Мы дышим воздухом.
7. Он часть природы.
ЦАРИЦА – ВОДИЦА ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ : совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
-развивать речь, мышление, любознательность;
-развивать умение делать выводы, умозаключения;
-воспитывать аккуратность при работе.
ОБОРУДОВАНИЕ : прозрачные стаканчики, ёмкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кис-
лота, молоко, картина, краски, кисточка, платок, воронка, растительное масло, пипетка ,травяной настой.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ :
-организационный приём;
-художественное слово;
-уточнение, опросы, игровые приёмы;
-опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ :
Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?
На столе лежат кубик и шарик.
Воспитатель: какой формы эти пред-
меты?(ответы детей). А имеет ли
форму вода? Для этого возьмём
узкую банку и наполним её водой.
Перельём эту воду в широкую банку.
Форма, которую принимает вода,всё
время изменяеися.
Вывод: вода принимает форму того
сосуда,в котором находится.Вода-
жидкость.Вспомните лужи после
дождя.На дороге растекается, в ям-
ках собирается, а в землю впиты-
вается.И так вода не имеет формы.
КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?
Возьмём два стакана-один с водой,а
другой с молоком.Возьмём картинку
и поставим её за стаканом с водой.
Нам видно картинку?(ответы детей).
А теперь поставим картинку за ста-
каном с молоком.Что мы обнаружи-
ли? Вывод:через воду рисунок ви-
ден,а через молоко нет.Значит вода
прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать
непрозрачной.Для этого намочим
кисточку и окунём её в краску.До-
бавляем краску понемногу,наблю-
дая,как изменяется прозрачность
воды.Смотрим через неё на картин-
ку.Рисунок не виден.
И так,делаем вывод,что вода проз-
рачная жидкость.
ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ
А если у воды вкус? Дети пробуют
воду и высказывают своё мнение.
Один ребёнок размешивает в воде
сахар, другой - соль, третий – аскор-
биновую кислоту. Теперь попробуй-
те воду снова. Что изменилось? У во-
ды появился вкус. Вода стала слад-
кая, солёная, кислая.Вывод: своего
вкуса у воды нет.
А что случилось с веществами,ко-
в воду? (ответы детей).
А теперь давайте попробуем раст-
ворить в воде муку и подсолнечное
масло.
Мука не растворилась полностью, а
осадок опустился на дно стакана. Так
же не растворилось и масло, оно
осталось на поверхности.
ЕСТЬ ЛИ ЗАПАХ У ВОДЫ ?
Давайте определим есть ли запах
у воды. (Ответы детей).
Теперь размешаем в воде травяной
настой и мятные капли. И снова
понюхаем воду. У воды появился
запах.
Растворяясь в воде различные
вещества, меняют у воды: цвет,
вкус, запах.
ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ
Бывает такая ситуация, что воды
чистой рядом нет, но жизненно
важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очист-
ки воды. С самыми простыми спо-
собами, которые вам в жизни мо-
гут пригодиться, мы сейчас позна -
комимся. Для этого возьмём ворон-
ку, платок, вату и ёмкость для во-
ды. Делаем очистительные устройст-
ва – фильтры.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ :
-вода не имеет форму;
-вода не имеет цвета;
-у воды нет запаха;
-нет вкуса.