Просмотр содержимого документа
«Доклад "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"»
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет – детское экспериментирование. Основная особенность этой познавательной деятельности – ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Последнее время воспитатели все больше делают акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности самих детей. Проведение опытов, организация экспериментирования - один их эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.
Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:
1. Активность в процессе деятельности исходит полностью от самого ребенка: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
2. Деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.
Для реализации данного направления работы необходимо создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования детей. Это уголок, где дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной. Его можно пополнить разными материалами: почвой, камушками, палочками, дощечками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками и т.п. Вместе с детьми разработать карточки со схематическим изображением предлагаемых опытов. Вести дневник наблюдений, где фиксируются проведенные исследования.
При экспериментировании ребенок не просто усваивает знания, которые дает ему взрослый, - он активно вносит в этот процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельным исследованиям.
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Особенности детского экспериментирования:
1.Детское экспериментирование свободно от обязательности.
2.Не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта.
3.Не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана.
4.Дети не могут работать, не разговаривая.
5.Нужно учитывать индивидуальные различия детей.
6.Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
7.Ребенок имеет право на ошибку.
8.Педагог должен уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу:
Работа руками детей;
Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;
Совместная работа педагога и детей;
Помощь педагога детям;
Работа педагога по указанию детей.
9.Соблюдение правил безопасности.
10.Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
11.Анализ результатов и формулирование выводов.
12.Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?
Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В основе их лежит механизм поисковой активности, функционирование которого необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире. Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.
►Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
►Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
►Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
►Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.
В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:
►вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);
вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
►метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
►метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.