kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе»

Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе


Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образователь­ного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 2—3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и вос­питания и контингента детей. Это достигается путем использования обще­принятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подхо­дом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем боль­ше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных облас­тей, соответствующих Федеральному государственному образовательно­му стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное раз­витие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-­эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимо­сти индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки;

  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого;

  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и кон­це учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает

  1. этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются бал­лы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых до­лей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкрет­ного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результа­тов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2.Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итого­вый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столб­цу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще­групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять де­тей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществ­лять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вари­антами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интер­вале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначи­тельные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагоги­ческого процесса в группе по данному параметру данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагно­стики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс в группе детей образовательной организации.


Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в первой младшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описа­ние тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированностиу ребен­ка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и пору­чения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого па­раметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педа­гогами, работающими с это.группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагно­стические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и на­правленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь опреде­ленной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организа­ции:

  • наблюдение;

  • проблемная (диагностическая) ситуация;

  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;

  • подгрупповая;

  • групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расши­рены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспи­танников, разными приоритетными направлениями образовательной деятель­ности конкретной организации.


Примеры описания инструментария по образовательным областям

­ Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстни­ками и взрослым.

  • Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.

  1. Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным ка­чествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.

  • Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая Лиса?»

  • Метод: наблюдение.

Материал: ситуация встречи \ прощания со взрослым.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?»

  1. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровож­дения.

  • Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок».

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

  • Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Что/кто это?»

  1. Группирует однородные предметы, выделяет один и много

  • Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?»

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).

  • Метод: проблемная ситуация.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе) Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, плас­тилина.

  • Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, плас­тилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Нарисуй / приклей / слепи».

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

  • Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де­ятельности.

Материал: мячи.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно­го образования \\ Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 ок­тября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).

  2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.

  3. Каменская В. Г Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.

  4. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического разви­тия детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.

  5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.Практикум по детской психоло­гии. — М., 2001.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»


п/п

Фамилия, имя ребенка

Может играть рядом, не мешать другим де­тям, подражать дей­ствиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и

взрос­лым

Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информа­цией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обраща­ется с речью к сверст­нику

Следит за действиями героев кукольного те­атра. Рассматривает иллюстрации в знако­мых книжках

Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопро­вождения

Наблюдает за тру­довыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия

Проявляет отрицатель­ное отношение к пори­цаемым личностным качествам сверстни­ков. Проявляет эле­ментарные правила вежливости

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)



Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















8
















9
















10
















11
















12
















13
















14
















15
















Итоговый пока­затель по группе (среднее значение)






























Образовательная область «Познавательное развитие»


п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает свое имя. Называет предме­ты ближайшего окружения, имена членов своей се­мьи и воспитате­лей

Осуществляет перенос действий с объекта на объ­ект,

использует предметы-заместители

Узнает и называет игрушки, неко­торых домашних и диких живот­ных, некоторые овощи и фрукты

Имеет элементар­ные представле­ния о сезонных явлениях, смене дня и ночи

Узнает шар и куб, называет размер (большой-

ма­ленький)

Группирует одно­родные предметы, выделяет один и много

Умеет по словес­ному указанию взрослого нахо­дить предметы по назначению, цве­ту, размеру

Проявляет ин­терес к книгам, к рассматрива­нию иллюстраций

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1




















2




















3




















4




















5




















6




















7




















8




















9




















10




















11




















12




















13




















14




















15




















Итоговый пока­затель по группе (среднее значение)




































Образовательная область «Речевое развитие»


п/п

Фамилия, имя ребенка

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

По просьбе взрослого проговари­вает слова, небольшие фразы

Отвечает на простейшие вопросы

(«Кто?», «Что?», «Что делает?»)

Может рассказать об изображен­ном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта

Итоговый показатель по каждо­му ребенку (среднее значение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












Итоговый пока­затель по группе (среднее значение)























Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»


п/п

Фамилия, имя ребенка

Различает основные формы конструкто­ра. Со взрослым со­оружает постройки

Знает назначение ка­рандашей, фломасте­ров, красок и кисти, клея, пластилина

Создает простые предметы из разных материалов, обыг­рывает совместно со взрослым

Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпева­ет в песне музыкаль­ные фразы

Проявляет актив­ность при подпева- нии, выполнении танцевальных дви­жений

Умеет выполнять движения: притопы­вать ногой, хлопать в ладоши, поворачи­вать кисти рук

Умеет извлекать зву­ки из музыкальных инструментов: по­гремушки, бубен

Итоговый показа­тель по каждому ре­бенку (среднее зна­чение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1


















2


















3


















4


















5


















6


















7


















8


















9


















10


















11


















12


















13


















14


















15


















Итоговый пока­затель по группе (среднее значение)































Образовательная область «Физическое развитие»



п/п

Фамилия, имя ребенка

Проявляет навыки опрят­ности, пользуется индивиду­альными предметами гигие­ны (носовым платком, поло­тенцем, расческой, горшком)

Умеет принимать жид­кую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на дру­гих детей. Проявляет желание играть в по­движные игры

Может прыгать на двух ногах на месте, с про­движением вперед

Умеет брать, держать, переносить, класть, бро­сать, катать мяч

Умеет ползать, под­лезать под натянутую веревку, перелезать че­рез бревно, лежащее на полу

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)



Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















8
















9
















10
















11
















12
















13
















14
















15
















Итоговый пока­затель по группе (среднее значение)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе

Автор: Усанова Вера Константиновна

Дата: 01.10.2022

Номер свидетельства: 614192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-dwaegpsikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-adaptatsii-riebienka-k-dou"
    ["file_id"] => string(6) "195735"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427959245"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(72) "psikhologhichieskii-monitoringh-v-rabotie-s-uchashchimisia-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "116950"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412667074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства