Один из распространенных видов детской деятельности - это аппликация, т.е. наклеивание на лист бумаги цветных изображений. Аппликация в чем- то беднее рисования. Но это «обеднение» позволяет ребенку решать такие задачи, которые в рисовании были бы чересчур трудны из-за отсутствия технических навыков. Прежде всего, это композиционные задачи, связанные с размещением изображений на листе.
На материале аппликации удобно формировать умение создавать ритмические композиции (основанные на правильном чередовании каких-либо элементов) и симметричные композиции. Эти два способа организации изображения очень часты в народных орнаментах.
Простейший вид ритмического изображения – это чередование двух элементов (например, круга и квадрата) через один.
Признаком, по которому различаются элементы, может быть не только форма, но и цвет или величина.
Когда ребенок освоит простейший ритм (через один), надо вводить более сложные, например: круг – круг – квадрат – круг – круг – квадрат или зеленый – зеленый – синий – синий – зеленый – зеленый – синий – синий.
Давать задание не обязательно в словесной форме. Очень полезно давать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аппликация - вид детской деятельности»
АППЛИКАЦИЯ - ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Один из распространенных видов детской деятельности - это аппликация, т.е. наклеивание на лист бумаги цветных изображений. Аппликация в чем- то беднее рисования. Но это «обеднение» позволяет ребенку решать такие задачи, которые в рисовании были бы чересчур трудны из-за отсутствия технических навыков. Прежде всего, это композиционные задачи, связанные с размещением изображений на листе.
На материале аппликации удобно формировать умение создавать ритмические композиции (основанные на правильном чередовании каких-либо элементов) и симметричные композиции. Эти два способа организации изображения очень часты в народных орнаментах.
Простейший вид ритмического изображения – это чередование двух элементов (например, круга и квадрата) через один.
Признаком, по которому различаются элементы, может быть не только форма, но и цвет или величина.
Когда ребенок освоит простейший ритм (через один), надо вводить более сложные, например: круг – круг – квадрат – круг – круг – квадрат или зеленый – зеленый – синий – синий – зеленый – зеленый – синий – синий.
Давать задание не обязательно в словесной форме. Очень полезно давать образец требуемого ритма, чтобы ребенок его воспроизвел. Хорошо, если взрослый начинает строчку, задавая определенный ритм (например, чередование элементов через один), а ребенок ее продолжает.
Когда освоено воспроизведение по образцу, можно перейти к переводу ритма с языка формы на язык цвета (величины), и наоборот.
Наряду с задачами на ритмическое расположение элементов следует давать задачи на их симметричное расположение.
Симметрия, так же, как и ритм, может основываться не на форме элементов, а на их цвете или величине.
Кроме орнаментальных композиций, в аппликации стоит использовать и предметные. Это могут быть натюрморты (например, ваза с фруктами), пейзажи (поляна с деревьями и цветами). Предварительно с ребенком обсуждается сюжет будущей аппликации, совместно решается, какие потребуются объекты (ваза, два яблока и апельсин для натюрморта или много деревьев, елка и грибки для пейзажа). Затем взрослый вырезает эти объекты из цветной бумаги, а ребенок намазывает их клеем и располагает на листе. Конечно, тут тоже, бывает, нужна помощь взрослого. Если дерево оказалось «лежащим», его нужно повернуть, если апельсин очутился под вазой, следует посоветовать поднять его выше.
Одно из полезных занятий – достраивание ребенком объекта, начатого взрослым.
Таким способом можно изображать самые разные объекты: неваляшку, куклу, человека, медвежонка, стул, дом с трубой и т.п. Брать готовые разрезные картинки не следует: каждая деталь должна изображаться после того, как ее назвал ребенок. Пусть даже она будет кривовата, не очень похожа. Дети – добрые судьи.
Аппликация позволяет познакомить ребенка с особенностями формы и цвета разных предметов. При этом на первый план может выступать то один, то другой из этих признаков.