"Значение устного народного творчества в развитии речи детей"
"Значение устного народного творчества в развитии речи детей"
Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, скороговорками. Родители приняли активное участие в викторине, с помощью мимики и жестов изображали героев русских народных сказок, читали скороговорки. Результатом собрания стало дерево, как знак того, что как дерево голо без листьев, так и русский язык не выразителен без устного народного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Значение устного народного творчества в развитии речи детей"»
Родительское собрание на тему: "Значение устного народного творчества в развитии речи детей"
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.
Воспитатель: Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать, общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь в них, заключается суть, разрешение любого конфликта.
Ребенок раннего возраста очень восприимчив к реальности, именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Речь является важнейшей социальной функцией, она возникает только при общении. Ведь самое важное с раннего возраста научить ребенка правильно говорить, вложить в него определенные ценности, показать традиции. Речь ребенка начинает формироваться еще в раннем возрасте. Однако овладение речью осуществляется не сразу, а проходит несколько этапов. Психологи устанавливают четыре этапа становления речи ребенка. Подготовительный этап, преддошкольный этап, дошкольный этап и школьный этап. На данный период мы разберём первые два этапа.
Первый этап, «подготовительный» он начинается рождения и до года. В это время происходит подготовка ребенка к овладению речи. С рождения у ребенка появляются голосовые реакции. С нуля до двух месяцев это крик и плач. Они далеки от человеческой речи, но при этом они способствуют развитию тонких разнообразных движений.
Второй этап «преддошкольный» он длится с одного года до трех лет. В один год у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих, он очень много и охотно говорит. Но при этом малыш путает звуки, искажает, отпускает слова. У него вырабатывается ситуативная речь. В два года появляются первые предложения. В основном они состоят из двух слов: «мама дай», «хочу это», «где киса». Словарный запас расширяется.
В три года предложения становятся многословными, заканчивается период раннего детства. К этому моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определяет размеры. Некоторые трудности могут сохраняться.
Речь имеет несколько сторон: фонетической, лексической, грамматической. Нужно вложить ребенку эту информацию, но пока он в раннем возрасте нужно воспользоваться некоторым из средств. Важно создать некую атмосферу, условия, при которых дети будут учиться контакту между собой, а также добиваться целей с помощью словесного обращения к сверстнику либо взрослому.
Устное народное творчество. Ведь это одно из самых важных полагающих развитий в жизни ребенка. Благодаря использованию в работе с детьми устного народного творчества у ребенка развивается не только мышление, но и вырабатывается мотивация поведения, положительный моральный опыт, так называемая «богатая речь ребенка».
Данное творчество служит действенным средством нравственного и эстетического воспитания ребенка. Оно оказывает огромное влияние на речь и на развитие ребенка. Оно передается из уст в уста из поколения в поколение.
Фольклор, потешка, прибаутка, закличка, пестушки, приговорки, а также разные виды сказок – всё это вхоже в устное творчество. Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Нужно активно использовать произведения устного народного творчества. Они помогают решать воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию детей. Пусть это дерево символизирует русский язык. А без фольклора оно голо как дерево без листочков.
Так что же относится к устному народному творчеству?
Потешки- коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например:
«Водичка, водичка…»
«Еду, еду, к бабе, деду…»
«Я белка в шубе меховой…» и т д.
Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Поспешишь — людей насмешишь.
Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.
Дождик, дождик, поливай,
Лей, лей, лей, не уставай!
Чтоб умылась вся земля,
Лес, и горы, и поля!
Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:
Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.
Кошка с мышкою играла,
Мышка бегала, вздыхала,
Надо кошке угодить,
Кто устал - тому водить.
Загадки - интереснейший жанр устного народного творчества. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря сказке у детей развивается воображение и мышление.
Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.
Воспитатель: - Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем викторину «Устное народное творчество».
Давайте мы с вами разделимся на две команды. (деление на 2 команды, название команды)
Воспитатель: - Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает по1 баллу, если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов.
1. Конкурс пословиц. У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз.
Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)
1. Волков бояться – в лес не ходить.
2. Делу время – потехе час.
3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. Не хвались началом – хвались концом.
5. Человек без друзей – что дерево без корней.
6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
8.Поспешишь -людей насмешишь.(подведение итогов)
2 конкурс. «Доскажите имена сказочных героев».
• Кощей… (Бессмертный)
• Елена… (Прекрасная)
• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка)
• Финист… (Ясный сокол)
• Иван…. (Царевич или дурак)
• Братец… (Иванушка)
• Змей … .(Горыныч)
(Подведение итогов)
3 конкурс «Сказочный». Я буду поочередно задавать командам вопросы.
- Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).