kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Значение устного народного творчества в развитии речи детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, скороговорками. Родители приняли активное участие в викторине, с помощью мимики и жестов изображали героев русских народных сказок, читали скороговорки. Результатом собрания стало дерево, как знак того, что как дерево голо без листьев, так и русский язык не выразителен без устного народного творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Значение устного народного творчества в развитии речи детей"»

Родительское собрание на тему: "Значение устного народного творчества в развитии речи детей"

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.

Наглядные материалы: дерево «Устное народное творчество», пословицы, поговорки, частушки, считалки, потешки, , магнитная доска, ручки, 2 платка, 2 куклы.

Ход семинара:

Воспитатель: Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать, общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь в них, заключается суть, разрешение любого конфликта.

Ребенок раннего возраста очень восприимчив к реальности, именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Речь является важнейшей социальной функцией, она возникает только при общении. Ведь самое важное с раннего возраста научить ребенка правильно говорить, вложить в него определенные ценности, показать традиции. Речь ребенка начинает формироваться еще в раннем возрасте. Однако овладение речью осуществляется не сразу, а проходит несколько этапов. Психологи устанавливают четыре этапа становления речи ребенка. Подготовительный этап, преддошкольный этап, дошкольный этап и школьный этап. На данный период мы разберём первые два этапа.

Первый этап, «подготовительный» он начинается рождения и до года. В это время происходит подготовка ребенка к овладению речи. С рождения у ребенка появляются голосовые реакции. С нуля до двух месяцев это крик и плач. Они далеки от человеческой речи, но при этом они способствуют развитию тонких разнообразных движений.

Второй этап «преддошкольный» он длится с одного года до трех лет. В один год у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих, он очень много и охотно говорит. Но при этом малыш путает звуки, искажает, отпускает слова. У него вырабатывается ситуативная речь. В два года появляются первые предложения. В основном они состоят из двух слов: «мама дай», «хочу это», «где киса». Словарный запас расширяется.

В три года предложения становятся многословными, заканчивается период раннего детства. К этому моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определяет размеры. Некоторые трудности могут сохраняться.

   Речь имеет несколько сторон: фонетической, лексической, грамматической. Нужно вложить ребенку эту информацию, но пока он в раннем возрасте нужно воспользоваться некоторым из средств. Важно создать некую атмосферу, условия, при которых дети будут учиться контакту между собой, а также добиваться целей с помощью словесного обращения к сверстнику либо взрослому.

Устное народное творчество. Ведь это одно из самых важных полагающих развитий в жизни ребенка. Благодаря использованию в работе с детьми устного народного творчества у ребенка развивается не только мышление, но и вырабатывается мотивация поведения, положительный моральный опыт, так называемая «богатая речь ребенка».

   Данное творчество служит действенным средством нравственного и эстетического воспитания ребенка. Оно оказывает огромное влияние на речь и на развитие ребенка. Оно передается из уст в уста из поколения в поколение.

   Фольклор, потешка, прибаутка, закличка, пестушки, приговорки, а также разные виды сказок – всё это вхоже в устное творчество. Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Нужно активно использовать произведения устного народного творчества. Они помогают решать  воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию  детей. Пусть это дерево символизирует русский язык. А без фольклора оно голо как дерево без листочков.

Так что же относится к устному народному творчеству?

Потешки- коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например:

«Водичка, водичка…»

«Еду, еду, к бабе, деду…»

«Я белка в шубе меховой…» и т д.

Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Поспешишь — людей насмешишь.

Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:

Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Кошка с мышкою играла,

Мышка бегала, вздыхала,

Надо кошке угодить,

Кто устал - тому водить.

Загадки - интереснейший жанр устного народного творчества. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря сказке у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Воспитатель: - Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем викторину «Устное народное творчество».

Давайте мы с вами разделимся на две команды. (деление на 2 команды, название команды)

Воспитатель: - Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает по1 баллу, если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов.

1. Конкурс пословиц. У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8.Поспешишь -людей насмешишь. (подведение итогов)

2 конкурс. «Доскажите имена сказочных героев».

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … .(Горыныч)

(Подведение итогов)

3 конкурс «Сказочный». Я буду поочередно задавать командам вопросы.                     

  - Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

- Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

- Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)

4. Конкурс «Угадай сказку». Без слов, с помощью мимики и жестов  показать сказку так, чтобы другая команда догадалась. ( Колобок, Репка)

5.Конкурс скороговорок. Прочитать быстро скороговорку.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

У четырех черепашек четыре черепашонка

Два щенка, щека к ,щеке
Щиплют щетку в уголке

Сшит колпак не по колпаковски, надо его переколпаковать и выколпаковать.

Шел Егор через двор 
Нес топор чинить забор

Галка села на забор 
Грач завел с ней разговор

6. Конкурс «Считалки». Назовите как можно больше считалок.

7.Конкурс «Объяснялки». Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• портки - штаны, косоворотка -рубаха с косым воротом, рать - войско, чело –лоб.

• изгородь - ограда, перст -палец, око -глаз, уста - рот, губы. (родители объясняют значение слов) (поведение итогов)

Воспитатель: Вот теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Значение устного народного творчества в развитии речи детей"

Автор: Брызгалова Светлана Александровна

Дата: 19.03.2024

Номер свидетельства: 647468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovanie_vliianie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_na_razvitie_rechi_detei_3"
    ["file_id"] => string(6) "631169"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1683739784"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста"
    ["seo_title"] => string(60) "vliianiiefolkloranarazvitiieriechidietieimladshieghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306055"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458044163"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "piedaghoghichieskii_proiekt_vliianiie_ustnogho_narodnogho_tvorchiestva_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "403728"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490606786"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста "
    ["seo_title"] => string(75) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-v-razvitii-riechi-dietiei-ranniegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438190061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства