Цель: расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, закреплять представления детей о сезонных изменениях в неживой природе в зимний период.
Вид интеграции: использование средств одной образовательной области «Познание» для решения задач других областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о характерных приметах зимы; расширять знания и закрепить представления об особенностях внешнего вида и повадках диких птиц и животных в зимний период. Обогатить и активизировать словарный запас. Формировать умения вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, составлять из отдельных частей полное изображение.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к живой природе. Пробуждать эмоциональную отзывчивость у детей.
Оборудование: Разрезные картинки с изображением зимних птиц на 3-4 части ( сова, снегирь, синица, дятел ), аудиозапись со звуками зимнего леса, голосами птиц, картинки с изображением зимней одежды и обуви, дидактическая игра «Что лишнее и почему?», картинки с изображением животных.
Индивидуальная работа: Закреплять умение отвечать на вопросы предложениями.
Предварительная работа: Рассматривание и беседа по картинкам «Зимние развлечения», «Зима в лесу». Разучивание пальчиковых и подвижных игр. Загадывание загадок. Составление описательных рассказов по картинкам. Наблюдение за птицами. Чтение рассказов о птицах и диких животных.
Ход занятия.
Дети входят и встают полукругом.
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Здравствуй небо голубое (руки вверх )
Здравствуй солнце золотое ( руки вперёд )
Здравствуй Матушка земля ( руки опущены )
Здравствуйте мои друзья ( руки в стороны ).
Организационный момент: Раздаётся стук в дверь и заносят письмо. – Ребята! Нам пришло письмо. Только от кого оно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка про зиму.
Я тепла не потерплю
Закручу метели
Все поляны побелю
Разукрашу ели
Замету снежком дома
Потому что я … ( Зима )
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно, это Зимушка-зима. Она пишет, что ей скучно одной и она хочет с вами подружиться, и хочет узнать, что вы знаете про неё.
- Посмотрите, тут в конверте картинки с изображением её владений ( картинки зимнего леса ). Зима просит выбрать картинки с изображением зимнего времени года.
- Какое сейчас время года? ( зима ).
- Какие признаки зимы вы знаете? ( падает снег, воет ветер и т. д. )
- Ребята, если зимой холодно. То можно сказать, что зима… (холодная)
- Если зимой сильные морозы, то можно сказать, что зима…(морозная)
- Если зимой много снега, то можно сказать, что зима…(снежная)
- Если зимой сильные ветра, то можно сказать, что зима…(ветреная)
Воспитатель: Ребята, зима приглашает вас в свой сказочный лес. Готовы отправиться?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, какое сейчас время года? (Зима). На улице холодно и мы можем замёрзнуть, если пойдём так. Что нужно нам одеть, чтобы не замёрзнуть? (Тёплую одежду. Воспитатель подводит детей к столу. На столе лежат картинки с изображением одежды и обуви).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки. Что это? (Дети называют предметы одежды и обуви). Нам нужно назвать, какую одежду и обувь можно носить зимой. (Дети подбирают одежду, обувь для прогулки).
Тактильная игра «Собираемся на прогулку».
Купили нам варежки (гладят руки по очереди)
И конечно валенки (гладят обе ноги одновременно)
Шубу тёплую оденем (поглаживают тело)
Шапку потеплее (поглаживают голову)
И пойдём все вместе
Мы гулять скорее.
Физкультминутка. «Танец снеговиков»
Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку. Слышите звуки? Что это такое?
(Звучат звуки птиц)
Воспитатель: Ребята, мороз заколдовал птиц в картинки, а метель разорвала эти картинки. Поможем птицам? Вот они у нас на столе. Давайте снова составим целые картинки. (дети составляют из отдельных частей полное изображение и называют полученную птицу).
Воспитатель: Молодцы ребята, расколдовали птиц. Птицы благодарят вас за помощь. Ребята, а как можно назвать всех этих птиц одним словом? (Зимующие). А как вы думаете, легко ли птицам зимовать? (нет). Почему? (ответы детей). Правильно, в лесу холодно и голодно. А как вы думаете, люди могут им помочь? А как? (Сделать кормушки, сыпать туда корм). А чем питаются птицы? (Семечками, зёрнами, рябиной, крошками).
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я загадаю вам загадки.
Загадки про обитателей леса. (презентация)
Воспитатель: В лесу, за сугробами спрятались животные. Кто же там сидит? Давайте отгадаем.
Воспитатель загадывает загадки.
- Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придёт весна, просыпается от сна.
Дети: Медведь.
Воспитатель:
- Какое животное меняет свою шубку на зиму?
Дети: Заяц.
Воспитатель:
- Какое животное считают в сказках хитрой?
Дети: Лиса.
Воспитатель:
- На собаку он похож,
Зубы острые, как нож.
На луну повыл и смолк-
На охоту вышел…
Дети: Волк.
Воспитатель:
- Рыжая пушистая
На елочке живет.
Крепкими зубками
Орешки грызет…
Дети: Белка.
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята, все загадки отгадали. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.
\Хлопни, топни, вокруг себя обернись и в детском саду окажись.
Вот вы и вернулись в детский сад.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Дети: В гостях у Зимушки.
( Воспитатель спрашивает у детей с кем встречались, что делали и что им запомнилось и понравилось больше всего ).