Тема: Развитие познавательных способностей «Зимушка-зима»
Цель: обобщить имеющиеся у детей представления о зиме; развивать внимание, мышление, воображение, чувство рифмы, конструкторские способности.
Оборудование: у детей – спички, головоломка «танграм».
Организационный момент.
Дорогие ребята!
Совсем скоро вы станете первоклассниками. Быть учеником непросто, но очень увлекательно. Перед вами откроется широкая дорога в страну знаний. Каждый раз вы будете узнавать что-то новое и не переставать удивляться тому, как много в мире интересного.
Сегодня настала очередь поговорить о времени года, поражающего нас своей белизной. Ну конечно же это зимушка –зима.(Слайд 1)
Разминка:
Он умеет кусаться, например, за щеки и за нос (мороз)
Без них фигуристы – не фигуристы (коньки)
Брат снежной бабы (снеговик)
Один из главных признаков зимы (снег)
На паре этих дощечек здорово кататься со снежных гор (лыжи)
Леденцы, свисающие с крыш (сосульки)
Вы только представьте себе прекрасные зимние картины! Закройте глаза и попробуйте увидеть то, о чем я буду говорить.
Заснеженные ветки деревьев переливаются в лучах зимнего солнца.
Долго и настойчиво валит тишайший снег.
Под лучами солнца блистает иней, словно жемчуг.
Мороз оставил на стекле волшебные узоры.
-Какая из описанных картин вам понравилась больше всего? Почему?
-А теперь посмотрите такие же картины представили вы?(Слайд 2, 3, 4, 5)
Задание 1. Игра «А вот и нет!»
Я предлагаювам поиграть в игру «А вот и нет!»
Я буду читать стихотворные строчки. В некоторых из них спрятались ошибки. Как только вы это поймете, сразу остановите меня словами «А вот и нет!». Объясните в чем заключается ошибка.
Эх-ма, кутерьма,
В январе пришла зима! ( А вот и нет! Не в январе, а в декабре)
Вот февраль зимой придет –
Подарки детям принесет. (А вот и нет! Подарки дети получают в декабре - январе)
Снег, мороз и лед, привет!
Пора доставать велосипед! (А вот и нет! Зимой на велосипеде не ездят)
Хоть и добрый Дед Мороз –
Зимой щиплет нас за нос. (Все правильно)
Зимой спешит Снегурка
Погреться у печурки. (А вот и нет! Снегурка боится тепла)
Люди Новый год встречают –
В игрушки липу наряжают. (А вот и нет! Не липу, а елку)
Нам всего февраль принес:
Вьюгу, оттепель, мороз. (Все правильно)
Зима-матушка придет –
Сирень на клумбах зацветет. (А вот и нет! Сирень зимою не цветет)
В декабре-то, между прочим,
День всегда короче ночи. (Все правильно)
Зимой мороз наносит на окна удивительные узоры, напоминающие травы, цветы, кусты и деревья.
Задание 2. «Работаем со спичками».
-Пальчиковая гимнастика (Наши алые цветы.. )
(Слайд 6):
Посмотрите на элемент морозного узора, выложенного из спичек на слайде. Вам необходимо внимательно его рассмотреть и запомнить как расположены спички. Внимание. Даю вам время (10-15 секунд). Теперь повторите узор на столе. (Самостоятельная работа. Проверка)
Молодцы!
Задание 3. «Сочинение стишат».
Давайте займемся сочинением стишат на зимнюю тему. Я начну, а вы закончите предложение, добавив подходящее рифмующееся слово. Что значит «рифмующееся?» Рифма – это созвучие концов стихов. Когда вы скажете: в конце строчки «снежок», то я в другой строчке в рифму скажу: «дружок», или «пирожок», «творожок». Вы скажете «мороз», а я в рифму: «нос», или «воз», или «принес», или «паровоз». Попробуем?
Ок-ок-ко, с неба сыплется … (снежок).
Оры-оры-оры, на стекле … (узоры).
Ыжи-ыжи-ыжи, встану я на … (лыжи).
Ки-ки-ки, по льду скользят … (коньки).
Шки-шки-шки, поиграем мы в … (снежки).
От-от-от, наступает Новый …(год).
Олку-олку-олку, мы наряжаем … (елку)
Физ.минутка(Слайд 7)
Задание 4. «Догадайся!» (Слайд 8)
-Внимательно рассмотрите картинки и найдите среди животных лишнего.
- Верно это заяц.
Задание 5. «Танграм» (Слайд 9)
- Выложите из деталей танграма такого же зайца, какой изображен на слайде. (Самостоятельная работа. Проверка.)
Задание 5. «Глаз-фотограф» (Слайд 10)
Внимательно посмотрите на рисунок (в течение 15-20 секунд). Я закрываю его, а вы ответьте на вопросы.
ВОПРОСЫ.
1. Где стоит заяц? ( на крыльце )
2. Кто стоит рядом? (петух)
3. Что у зайца в лапе? ( корзинка)
4. Что лежит в корзине? (морковь, ягоды)
5. Что держит петух? (косу)
6. Какие деревья растут около домика? (березы)
Заяц
Спят усталые ветра,
Спит лесник в своей избушке,
А у ЗАЙЦА до утра
Спят по очереди ушки.
В.Орлов
- Как вы поняли выражение «спят по очереди ушки»?
(Заяц всего боится, Он спит, но прислушивается к шорохам то одним ухом, то другим.)(Слайд 11)
Другие звери от врагов спасаются разными способами: кто прячется под снегом, кто в норах, кто в дуплах. А заяц ничего этого делать не умеет. А врагов у него полным-полно: и волк, и лиса, и рысь, и филин, и орел…
Выручают зайца его нос, чуткие уши, быстрые ноги и, конечно, неприметная шубка.
-Что вы знаете о зайчишках?(слайд 12, 13 (интересные факты)
Задание 7. «Рисуем по клеточкам»
Отгадайте загадку.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка -
Был цветок – и нет цветка.
«Снежинка.»
Вы, наверное, уже знаете, что у любой снежинки, какой бы формы она ни была, всегда шесть лучей. Перерисуйте по клеточкам снежинку – символ зимы.
А теперь давайте положим эти снежинки в пакет, произнесем волшебные слова: «Крибле-крабле -бум»…(слайд 14)
- Посмотрите ребята что произошло с нашими снежинками?
- Да они превратились в настоящие. Держите на память о сегодняшнем занятии.
Да тут ещё что-то лежит. Да это письмо. Хотите узнать, что там написано?
Дорогие ребята!
Мы ждем вас на очередную экскурсию по школе. Вас ждёт незабываемое путешествие в кабинет химии. По дороге заглянем в гости к Санта Клаусу.
Ваши шефы.
Ну, а теперь строимся парами и отправляемся в путь. Дорогой помним о правилах и культуре поведения в школе .
Путешествие в кабинет химии..
В гостях у Санта Клауса.
-Ребята, а кто это хозяйничает в нашем кабинете. Здесь и вывеска другая. Прочитайте. Что это за кабинет такой? Давайте зайдём и узнаем.
-На этом наше занятие- экскурсия заканчивается. До новых встреч.
*Задание 8. «Подведем итог занятия».
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Вы многое узнали. Поделитесь этим с символом зимы - снежинкой и продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал»…