Просмотр содержимого документа
«Животные холодных стран»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146 «Петушок» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект по познавательному развитию
в средней группе «Животные холодных стран»
Выполнили воспитатели:
Алексеева Н.Ю
Тихонова Э.Ю.
Чебоксары 2024
Животные холодных стран.
Прогр.сод:
Цель: Расширить знания детей о животных Севера;
Образовательные задачи: углублять представление детей о животных Крайнего Севера, систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания; определять место обитания животного по внешнему миру.
Развивающие задачи: развивать познавательную активность, любознательность, внимание, мышление, память, общую моторик, Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.
Воспитательные задачи: воспитывать гуманное отношение и любовь к животным, чувство ответственности за них, умение сопереживать. Оборудование и материалы: мультимедийный проектор; Презентация «Животные Севера», «Разрезные картинки»; емкость с водой, вазелин, газированная вода, конфеты, тарелки, стаканы. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением диких животных Севера; чтение художественной литературы, стихов, загадок.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду объявили конкурс на лучшего знатока о животных холодных стран.! Как вы думаете, можем мы поучаствовать в конкурсе? Всё ли мы знаем о животных холодных стран? Хотите больше узнать о животных холодных стран? Куда нам нужно отправится, чтобы узнать о животных холодных стран? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Конечно! Отправиться на север. Скажите, ребята, а на Севере земля чем покрыта? На чем легче передвигаться по снегу?
(Предполагаемые ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, на лыжах. А пойдем мы в путешествие на лыжах. (Имитируют ходьбу на лыжах).Вот мы и на Севере.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите погулять по Северу и посмотреть, какие животные здесь обитают. Ой, ребята, смотрите! (Обращает внимание на стол, где лежат набора разрезных картинок.) Какой-то фотограф оставил здесь свои фотографии. Только от холода они все развалились на кусочки. Попробуем их собрать.
Игра «Разрезные картинки» (животные Севера)
Воспитатель: Ребята, фотографии с какими животными у вас получились?
(Предполагаемые ответы детей.)
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы хотите поговорить о животных севера. Я предлагаю зайти в Юрту, присесть по поудобнее.
(Презентация)
Воспитатель: Ребята как вы думаете кто из животных является самым крупным и сильным среди хищных зверей Севера – белый медведь. У белого медведя теплая шерсть, которая защищает его от холода, он может долгое время проводить в воде. Как вы думаете, для чего медведю нужна белая шерсть?
(Предполагаемые ответы детей.)
Воспитатель: Совершенно верно, белая шерсть медведя делает его незаметным среди снегов.( для маскировке, чтобы охотится за добычей).
Как бы думаете чем питается медведь на Севере.(тюлени, моржи, рыбой и птицей). Как вы думаете? Белый медведь впадает в спячку? Белый медведь, в отличие от нашего мишки не впадает в спячку, а медвежата рождаются в снежной берлоге, которую медведица специально готовит, а когда они немножко подрастут, медвежата выходят из неё.
Воспитатель: Двигаемся дальше. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Ребята, как вы думаете, почему олень не проваливается в снегу? У северного оленя крепкие ноги, на ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег.
Как вы думаете, олени умеют плавать? Олени хорошо плавают. А летом у оленихи рождается детеныш – олененок, который уже в этот же день встает на ножки и может бегать
Воспитатель: Песец похож на лису. Он тоже хищник у песца густой мех белого цвета; белый цвет нужен для маскировки, что было легче охотиться; живут песцы в норах, там у них целые лабиринты. В таком подземном городке часто живут сразу несколько семей. А семья у песца - многодетная. В ней растут не только родные дети, но и приёмный: настоящий "детский сад" получается!
Воспитатель: Это полярный волк. У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх. Для общения между собой полярные волки используют особый язык из движений тела и звуков. Полярные волки заботятся о волчатах всей стаей, пока детеныши не подрастут. Интересно кормят волки своих детёнышей и волчицу. Он заглатывает куски мяса, а после пережевывает и отдает волчатам
Воспитатель: Морж. Представляете? Моржи могут проводить под водой до получаса, не вдыхая свежего воздуха. Моржи – знамениты своими усами. С помощью усов моржи ищут себе пищу. Интересно, а для чего нужны моржу клыки? Клыки необходимы для защиты от врагов, а ещё моржи цепляются ими за льдины для того, чтобы вылезти из воды. У моржихи появляется по одному детенышу – моржонку. Маленький моржонок держится около матери, пока у него не вырастут клыки.
Воспитатель: Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают- негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить- замерзнет пингвинёнок! Мама- пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он находится среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов
Воспитатель: Полярная сова — активный хищник. Сова тихо летает и хорошо видит в темноте, поэтому охотится ночью, а днем спит. Свой белый наряд сова сохраняет круглый год.
Воспитатель: Ребята, предлагаю погулять по Северу дальше. Как вы думаете, почему эти животные не мёрзнут в такую стужу? Как они приспособились жить в этих условиях? Интересно, почему медведи, тюлени и моржи не покрываются льдом, когда они вылезают из воды на такой сильный мороз? Вы хотите узнать, как же это происходит? Предлагаю провести опыт. В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Что вы видите? (Предполагаемые ответы детей.)
Воспитатель: Конечно, ваша рука мокрая. Что произойдёт, если сейчас ударит мороз? Правильно, вода превратится в лёд. Теперь вытрите руки и слегка натрите их жиром (детским кремом, вазелином). Снова отпустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (Предполагаемые ответы детей.)
Воспитатель: Вода уже не покрывает всю руку, она собирается капельками. Попробуйте встряхнуть руки. Что случилось с капельками воды?
(Предполагаемые ответы детей.)
Воспитатель: Совершено верно, капельки слетели с руки. Ребята, если на руке не будет воды, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Вот и белый медведь не покрывается льдом. Он вылезает из воды и встряхивается, вода с него слетает, потому что шерсть его покрыта жиром.
Воспитатель: Ребята, а на Севере есть очень интересное природное явление, кто знает, как оно называется. Верно. Это северное сияние. Как жаль, что такую красоту мы не сможем увидеть, мы с вами живем в центральной части России и здесь не бывает северного сияния. Но я хочу предложить вам стать волшебниками и самим попробовать сделать северное сияние. Для этого нам понадобится конфеты эмемдемс, минеральной водой и тарелки, я буду вам показывать, а вы повторяйте за мной. (Опыт с конфетами).
Воспитатель: Понравился вам эксперимент с эмемдемсом.
Воспитатель: А наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Встаем на лыжи. В путь. Ребята, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? Что вы нового и интересного узнали? О чем вы можете сегодня рассказать своим друзьям? Как вы думаете, мы сможем участвовать в конкурсе? (Предполагаемые ответы детей.)
Воспитатель: Я уверена, что вы многое можете рассказать и победить в конкурсе. Отправляем заявку. Спасибо вам, ребята, что в этом путешествии вы были мне верными и умными помощниками!