Просмотр содержимого документа
««Живая связь времен»»
«Живая связь времен»
(конспект итогового контрольно-учетного занятия
в подготовительной к школе группе
«Коммуникация» (речевое развитие)
«Музыка»
ОО «Познание» (конструирование))
Программное содержание:
Закреплять с детьми характерные признаки весны, знания детей о старинных календарных праздниках и обрядах; навыки складывания изделия из бумаги (техника оригами).
Развивать эмоциональную восприимчивость и чувство стиля при восприятии музыкальных произведений, способность эмоционального сопереживания музыке, поощрять желание детей исполнять песни различного характера, стремление к исполнительской деятельности, желание петь и танцевать в характере музыки. Развивать память, мышление, внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук, творческие способности детей в пении, ритмических движениях, играх.
Воспитывать уважение и любовь к русской музыкальной культуре, интерес к устному народному творчеству, прививать бережное отношение и любовь к природе.
Репертуар:
Хоровод «Как на масленой неделе» русская народная песня
Игра «Бег с блином»
Песня-закличка «Ясна-красна» русская народная мелодия
Закличка «Чу-виль-виль…» русская народная мелодия
Игра с Солнышком
Хоровод «Во поле берёза стояла» русская народная песня
Хоровод «Калина» русская народная песня
Предварительная работа:
Разучивание русских народных песен, хороводов, закличек, пословиц, загадок, стихов; закрепление танцевальных движений; беседа о весне, о старинных календарных праздниках и обрядах; работа с бумагой (техника оригами).
Материалы и оборудование:
Весеннее оформление зала: березка, пенечки и др.; русские народные костюмы для детей; деревянные ложки, платочки, солнышко для игры; столы и стулья по количеству детей; магнитная доска со схемой складывания птицы из бумаги, листы цветной бумаги квадратной формы, карандаши, ножницы.
Звучит музыка, в зал входит воспитатель.
Воспитатель. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Вспомним же сегодня народные календарные праздники. Надеемся, что все это в ваших сердцах дорогие гости отзовется и близким станет, и родным.
Под музыку входят дети. Они построившись в пары, проходят в «Ручеек». Из ручейка дети выстраиваются у центральной стены в полукруг.
Воспитатель. У каждого времени года свои особенности, да и своя красота.
Дети 1. Зима дарит нам белые снега, бодрящие морозы.
2. Весна радует звонкими капелями, ярким солнцем.
На смену весне спешит ягодное, грибное лето, а затем – щедрая осень.
Воспитатель. Издавна смена времен года отмечалась народом особыми праздниками и обрядами. В праздники пели песни, рассказывали сказки, заводили игры и хороводы, загадывали загадки. Февраль, он как бы рассекает год на зимнее, холодное время и летнее, теплое. За это и называли его – сечень. На Руси издавна примечали, что февраль выдувает зиму. Ребята, а кто мне скажет, как в старину звали февраль из-за частых ветров и злых вьюг?
Дети. В старину февраль из-за частых ветров и злых вьюг звали ветродуем, вьюговеем.
Воспитатель. Да, как бы не злилась зима, а её время заканчивается и наступает пора весны. Ребята, а как по народному календарю называется праздник, когда мы провожаем зиму и встречаем весну?
Ребёнок. По народному календарю этот праздник называется Масленица.
Дети 1. Собирайся, народ,
Масленица всех ждет!
2. Крепче за руки беритесь,
В круг скорее становитесь!
Будем весело гулять,
Масленицу прославлять!
Исполняется хоровод «Как на масленой неделе»
русская народная песня
Воспитатель. Во время масленичной недели пекли вкусные пироги, булочки, блины. Кто помнит, символом чего является Румяный блин?
Дети. Румяный блин – символ солнца, тепла, хорошего урожая.
Воспитатель. В праздничные дни съезжали со снежных и ледяных гор на салазках, играли в веселые игры. Давайте и мы с вами поиграем.
Проводится игра «Бег с блином»
Воспитатель. В последний день масленицы, провожая ее, приговаривали:
Воспитатель. Ребята, а как мы догадаемся о приближении весны?
Дети (поочерёдно).Дни становятся длиннее, теплее, ночи короче. Солнце светит ярко, начинает пригревать, становится теплее. Снег тает, бегут ручьи, появляется трава, первые цветы, распускаются листья на деревьях. Из дальних краев прилетают птицы, возвращаются на Родину.
Воспитатель. Ребята, а вы пословицы о весне знаете?
Дети. Да.
Воспитатель. Назовите мне пословицы о весне.
Дети 1. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
2. Май холодный – не будешь голодный.
3. Черемуха расцвела – холода позвала.
4. Грач на горе – весна на дворе.
Воспитатель. Ребята, отгадайте, какие птицы – вестники весны? Вот вам загадки:
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет. (Жаворонок)
Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…(Скворец)
Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает…(Кукушка)
Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали…(Соловей)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней. (Грач)
Воспитатель. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека приносят птицы на своих крыльях. Кто мне скажет, что за праздник отмечают по народному календарю 22 марта?
Дети. 22 марта по народному календарю отмечают праздник Сороки. Воспитатель. А что это за праздник?
Дети. Праздник птиц. В этот день, в каждом доме пекли из теста птичек, мазали их сладким душистым медом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек, украшали их. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревням, подбрасывали вверх свои фигурки птиц и пели песни.
Воспитатель. Ребята, а давайте и мы сейчас сделаем своих птиц, но только не из глины, теста и тряпочек, а из бумаги.
Дети сели за столы. Далее следует объяснение воспитателя.
Звучат спокойные мелодии, дети складывают из бумаги птичек.
Воспитатель. Какие чудесные птички у нас получились. Давайте, возьмем их в ладошки и споем для них.
Звучит музыка, дети берут птичек и встают врассыпную.
Дети 1.Ой вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
2. Птички, прилетайте!
Гнёздышки свивайте!
Летите, залетайте,
Весну прославляйте!
Исполняется закличка «Чу-виль-виль…»
под русскую народную мелодию
Дети (поют сначала индивидуально, потом все вместе)
1. Чу-виль-виль-виль, жаворонушки!
Прилетайте к нам, до водонушки!
2. Принесите нам весну красную,
Весну красную, тепло летечко!
3. Нам зима надоела, весь хлеб переела!
Унесите от нас зиму! Принесите нам весну!
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте посадим птичек на весеннее деревце, пусть понежатся на солнце. А мы с вами поиграем.
Дети сажают птичек на деревце и встают в круг.
Проводится игра с Солнышком
(В центре круга – «солнце». Под музыку дети, зацепившись за руки идут по кругу и произносят хором:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
На 3-ю строку дети подходят ближе к «солнцу», сужая круг, на 4-ю отходят, расширяя круг. На счет раз, два, три, лови! дети разбегаются врассыпную, Солнышко их ловит).
После игры дети встают в круг.
Воспитатель. Когда весна с летом встречались, на полях начинали колоситься хлеба, праздновали Семик или его еще называли Зелеными святками.
А кто из вас помнит, что считалось символом пробуждения природы?
Дети. Символом пробуждения природы была береза.
Воспитатель. А как в старину отмечали этот праздник?
Дети. В старину в этот праздник девушки ходили в лес березку «завивать», привязывали к веткам ленточки, а затем водили вокруг березки хороводы и пели песни.
Исполняется хоровод«Во поле берёза стояла»
русская народная песня
Воспитатель. Дни в конце июня – самые длинные в году, а ночи самые короткие.
В это время праздновали Ивана Купалу. А кто мне расскажет, что это за праздник?
Дети. Это праздник почитания воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Водили хороводы.
Воспитатель. Да, с Иваном Купалой связано много преданий. Считалось, что целебные травы, собранные в купальскую ночь, обладают особой силой. Перепрыгивая через высокие костры, люди очищались перед началом жатвы и набирались сил. Жатва была уже не за горами. Все работы на земле заканчивались к Покрову. Кто помнит, когда отмечают праздник Покров Пресвятой Богородицы по народному календарю?
Дети. По народному календарю праздник Покров Пресвятой Богородицы отмечают 14 октября.
Воспитатель. А кто расскажет немного об этом празднике?
Дети. Крестьяне к зиме начинали готовиться, а молодежь устраивала веселые посиделки с песнями да танцами.
Исполняется хоровод «Калина» русская народная песня
Воспитатель. Вот и вспомнили мы сегодня о старинных календарных праздниках и обрядах. Ребята, давайте ещё раз их перечислим (Масленица, праздник Сороки, Семик, праздник Ивана Купалы, Покров Пресвятой Богородицы). Эти праздники давно утратили свое первоначальное значение. Но интерес к ним у взрослых и детей до сих пор не пропадает. В них отразилась душа народа, его связь с окружающей природой, его добрые традиции.
Под русские народные мелодии дети и воспитатель выходят из зала.
Литература:
Бердникова Н. В. Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 224 с.
Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995.
Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и муз. руководителей./Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.