Просмотр содержимого документа
«Здоровые дети – здоровое будущее»
Здоровые дети – здоровое будущее
Дети – это смысл жизни, это счастье каждых родителей. Здоровье детей – самое важное для мамы и папы. Будет здоровье, будут силы расти, жить, созидать. И конечно, правильный образ жизни нужно прививать малышу буквально с рождения.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья детей. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, двигательных способностей, закладываются основы здоровья, личностные и морально-волевые качества, формируется характер. Именно дошкольный возраст является важнейшим для всестороннего и гармоничного развития личности, которое включает в себя развитие трёх основных направлений: ума (интеллекта), души (нравственности) и тела (физическое совершенство).
Полноценное развитие ребенка невозможно без развития физической культуры и здоровья. Физическое воспитание влияет на развитие восприятия, наглядно-образного и логического мышления, внимания, памяти, воображения, логики, речи, моторики, выносливости и работоспособности; укрепляет психику и снижает воздействие стресса.
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
Анджело Моссо
Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка. Чем больше уделяется внимание физическому воспитанию ребенка, тем крепче будет его здоровье, тем выше уровень его умственных способностей, творческого потенциала, тем более активен в стремлении к знаниям и к изучению, тем больше успехов он достигнет в личностном развитии, в науке, в умении работать и быть полезным для общества.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития нашей страны. На государственном уровне здоровье рассматривается как основной ресурс развития общества и существенный показатель качества жизни человека. В сфере образования приоритет жизни и здоровья человека закреплён в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном государственном образовательном стандарте и является важнейшим условием и целью воспитания и обучения. Особая ответственность за реализацию национальной стратегии здоровьесбережения детей возложена на дошкольное образование.
Дошкольный возраст, по мнению ученых, относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин "критический возраст" введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, всё мировое педагогическое сообщество объединяет знания, традиции, различные методики, в том числе и современные, направленные на повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Поэтому вопросы охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности МБДОУ детский сад № 6 г. Донецка и моей педагогической деятельности, в частности.
Активно и планомерно ведётся работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем образовательном учреждении. Регулярно проводятся физкультурные занятия, организована физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями), активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья), поддерживается самостоятельная двигательная активность детей; плодотворно и усиленно ведётся работа по педагогической поддержке семьи и повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, который реализуется в комплексе с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.
Наряду с усовершенствованием традиционных и внедрением инновационных здоровьесберегающих технологий в новом учебном году перед педагогическим коллективом детского сада № 6 «Алёнушка» поставлена задача совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по физическому воспитанию дошкольников путем внедрения в педагогический процесс современных подходов работы с детьми.
В рамках реализации годовой задачи педагоги провели открытые занятия по физкультуре, где транслировали в педагогическое сообщество опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, авторские методики и технологии.
Открытое занятия по физкультуре я провела с воспитанниками средней группы № 11 «Звёздочка». В основу занятия легло повторение основных физических упражнений, соответствующих данному возрасту детей, которые я облекла в игровую форму. Не стоит забывать, что главным видом деятельности дошкольников является игра. К тому же сюжетно-игровой ход захватывал и активизировал детей, вовлекая их в мир фантазий и приключений.
Воспитанники отправились на поиски сокровищ старого капитана Флинта. В начале путешествия разбойник - пиратка проверила их на быстроту и ловкость. И только убедившись, что дети готовы к трудностям, предложила отправиться в дальний путь по морям и океанам. Для сохранения порядка на корабле выбрали нового капитана, который, не теряя ни секунды, стал громко давать команды юным морякам – искателям приключений. Дети дружно открыли паруса, подняли якорь, справились со штурвалом и уже через мгновение вышли в открытое море, где встретили морских жителей. Воспитанники передвигаясь имитировали кальмаров, морских звёзд и других обитателей подводного царства.
Вскоре на горизонте показался остров. Капитан немедленно дал приказ команде сойти на берег. Рассмотрев карту, юные моряки увидели, что клад зарыт под самым большим деревом на острове. Ребята достали бинокли смотрели в разные стороны в поисках указанного ориентира. Старое вековое дерево дети обнаружилисразу, но как оказалось, сокровищ под ним не было. Старый пират Флинт оставил записку, в которой говорилось, что сундук с сокровищами он перепрятал в тихое и надежное место. Добраться до него не просто, ведь путь пролегает через непроходимые джунгли. Воспитанники смело ходили на присядках, гуськом пролезали под запутанными дугами.
Следующее препятствие, которое детям нужно пройти – болото. Перепрыгивая по кочкам, дошкольники добрались до берега, где их встретила мудрая черепаха и указала на следующий ориентир. На пути воспитанников встали высокие горы. Дети бесстрашно поднимались и опускались по отвесным скалам шведской стенки. На самой вершины воспитанники нашли вторую часть карты.Они были рады, что сокровищагде-то рядом. Однако путь юных моряков продолжался. Карта показывала, что путь к сундуку с драгоценностями лежит мимо пещеры дракона. Ни в коем случае нельзя было шуметь. Собрав всю волю в кулак, дети тихой змейкой пролезли мимо входа в пещеру, не зацепив ни одного камня.
Когда дракон остался позади, перед воспитанниками расстелилась большая поляна, на которой одиноко стояла пирамида из камней. Возле неё располагались обломки корабля. Несомненно, сокровища спрятаны именно здесь! Юные моряки разобрали камни и нашли сундук с драгоценностями. Они так обрадовались находке, что стали ликовать и выкрикивать победные восклицания! Вдруг послышалось грозное рычание. Дети разбудили дракона. Капитан велел своей команде немедленно сесть в шлюпки и быстро грести к кораблю, забрав с собой сундук. Ухватившись за обручи, юные моряки со всех сил гребли, всё дальше и дальше отдаляясь от берега. Добравшись до корабля, команда на полном ходу и на всех парусах отправилась домой.
Выйдя в открытое море, дошкольникам было разрешено отдохнуть после опасного путешествия. Расположившись на палубе, юные моряки слушали шум моря, плеск волны, крик чаек…В скором времени команда прибыла домой счастливая и с огромным богатством, которое капитан разделил поровну между юными моряками.
С помощью увлекательной игры-путешествия «В поисках сокровищ» у детей формировались двигательные умения и навыкив разнообразных формах двигательной деятельностив соответствии с их индивидуальными особенностями.
Считается, что около 80 % знаний и умений ребенок приобретает в дошкольном возрасте, посещая детский сад, еще по 10 % приходится на школу и последующую жизнь. Это касается и здоровья детей.Только при правильном двигательном режиме, правильном питании, соблюдении гигиенических норм можно сохранить здоровье подрастающего поколения.
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье... Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Я считаю, что современный педагог, работая с дошкольниками, призван заботиться о здоровье ребенка и не вправе относиться к нему как к уменьшительной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования.
Искусство, долго жить, состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Как и много лет назад призыв Пьера де Кубертена актуален и сегодня. Его слова очень остро и проникновенно обращаются к современному обществу.
О спорт, ты мир!
Пьер де Кубертен
Однако на мой взгляд, эта мысль должна звучать иначе: «О, спорт – ты жизнь, а жизнь прекрасна!». Если мы не позаботимся о нашем здоровье и здоровье наших детей сегодня, то завтра может и не наступить. Здоровые мама и папа – здоровый малыш. Здоровые дети – здоровое будущее нашей страны. Здоровые дети – сильная и могучая Россия, способная совершать прорывы во всех областях и сферах жизни, способная двигаться вперед, способная изменять жизнь в лучшую сторону.
Здоровье – самое ценное в жизни каждого человека. Когда у вас ничего не болит, здоровы ваши близкие и ваши дети, тогда и солнце ярче светит. Без здоровья не нужны ни деньги, ни золото, ни другие материальные блага. Поэтому берегите себя, будьте здоровы!