Просмотр содержимого документа
«Занятие "Занимательный песок"»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Занимательный песок»
Программные задачи:
Образовательные - продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Формировать представление о характерных свойствах песка.
Стимулировать использование детьми в активной речи глаголов: сыпать, пересыпать, просеивать. Развивать понимание речи.
Развивающие - развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные - воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слышать взрослого, интерес к совместным занятиям.
Материал и оборудование для занятия:
- для демонстрации: большой грузовик, в кузов которого насыпан песок, смешанный с камнями, мельница для игры с песком и большой лоток, в который она ставится, поднос для камешков.
- для каждого ребёнка: сухой песок, лотки для песка, совочки, ведерки и сетки для просеивания песка на каждого ребенка, щетки-сметки и совочки для уборки со столов после занятия.
Ход образовательной деятельности:
Педагог обращается к детям: «Сегодня к нам в гости приехала машина. Посмотрите, какая машина? (Большая).
А как она называется? (Грузовая машина, грузовик)».
Взрослый и дети рассматривают грузовик.
Взрослый рассказывает и показывает: «Это у машины – кабина. Она красного цвета, а это – кузов. Он желтого цвета. У машины есть большие круглые черные колеса. Они крутятся, и машина едет. Как вы думаете, для чего машине кабина?
(Ответы детей).
Да, в ней сидит шофер, который ведет машину. А для чего этот большой желтый кузов?
(Ответы детей).
Верно, в кузове машина возит разные грузы. Поэтому машина с кузовом называется грузовой машиной. Интересно, а какой груз в кузове нашей грузовой машины? Давайте посмотрим».
Дети заглядывают в кузов машины, а взрослый продолжает: «Ух, ты! Да здесь песок! Потрогайте его и скажите, какой песок привезла нам грузовая машина в своем кузове?» (Теплый, сухой, мягкий..).
После того как все дети рассмотрели и потрогали песок, на что даётся достаточно времени, педагог продолжает свой рассказ: «Машина везет песок на специальную мельницу для просеивания песка, чтобы очистить песок от камней. Если песок чистый, то мельница быстро и весело крутится. Вот подъехала машина к мельнице, я беру совочек и насыпаю песок в мельницу. Что я делаю? Насыпаю песок. (Дети повторяют за взрослым)
А песок высыпается и крутит мельничное колесо. Что такое, почему колесо перестало крутиться? Посмотрим?
(Дети и взрослый выясняют, что в отверстии мельницы застрял камень, поэтому песок сыпаться не может).
Камешки мешают песку высыпаться и крутить мельницу. Что же делать? Надо убрать камешки. А как?»
Дети получают лоточки с песком и пытаются выбрать из него камешки. Затем снова заводят мельницу. Опять застревает камень. Перед детьми проблемная ситуация: как сделать так, чтобы мельница работала без остановки.
Педагог говорит: «Я думаю, что нам поможет сито».
Детям показывают сито для игры с песком. Воспитатель вместе с детьми сначала рассматривает цвет, форму сита, а затем просеивает песок, обращая внимание детей на отверстия, через которые он сыплется. Далее показывает детям оставшиеся в сите камешки и предлагает их сосчитать
(дети считают: один, еще один – много камешков). Дети помогают воспитателю аккуратно убирать их на специальный поднос. После этого каждый ребёнок самостоятельно просеивает песок через своё ситечко. По мере необходимости, педагог помогает каждому ребенку. По окончании дети и взрослый рассматривают оставшиеся в их ситечках камешки, считают их, называют количество (много).
После того, как песок просеян, дети начинают насыпать его в мельницу. Мельница работает без остановок. Педагог предлагает детям потрогать песок еще раз, чтобы убедиться, что он мягкий, приятный, теплый.
Взрослый спрашивает: «А что получится, если попробовать высыпать в мельницу оставшиеся камешки, как вы думаете?
(Ответы детей). Давайте попробуем. Почему мельница не крутится?» (Ответы детей).
Взрослый делает вывод: «Песок мелкий, просеивается сквозь сито, а камешки крупные, застревают в маленьких отверстиях».
В конце занятия педагог обращает внимание детей на чистоту стола: «А теперь посмотрите, на столе после нашей игры стало грязно. Это плохо. Нужно навести порядок. Я беру щеточку и совочек. Аккуратно сметаю весь песок в кучку, а затем – в совок и высыпаю в ведро. Теперь вы возьмите свои щеточки и тоже аккуратно уберите песок со стола».
Дети выполняют просьбу взрослого. После чего педагог обращает внимание на то, как стало чисто в группе и говорит: «Такой же песок есть у нас на участке, сегодня мы пойдем на улицу и с ним поиграем».