Просмотр содержимого документа
«Занятие "В мире театра"»
Конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: «В мире театра» с использованием игровых и ИК технологий
Цель: создать условия формирования интереса к театру, многообразием его профессий, процессом постановки и показа спектаклей.
Задачи:
Образовательные: закрепить и расширить знания детей о видах театра (пальчиковый, теневой, кукольный, театр оперы и балета, театр пантомимы и музыкально-драматический театр);дать детям представление о театральных профессиях:актер, режиссер, сценарист, дирижер, художник, гример, костюмер, осветитель;задействовать детей в профессиональной пробе;
-побуждать входить в творческие группы (актеров, художников, гримеров, костюмеров); закрепить знания правил поведения в театре; закрепить знания театров республики Дагестан.
Развивающие: развивать общую культуру ребенка через знакомство с театром, как видом искусства;способствовать развитию интереса к театральным профессиям;развивать творческое воображение:
Развивать диалогическую беседу.
Воспитательные: воспитывать театральную культуру общения между детьми и взрослыми, формировать умение соблюдать правила поведения в театре, желание посещать театр;воспитывать доброжелательные партнерские отношения во время практической деятельности;воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал;воспитывать чувство «прекрасного», любовь к театру.
Воспитатель: Дети сегодня к нам пришло много гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Но здороваться мы будем не обычно, по-разному.
- Мальчики, посмотрите внимательно на пиктограмму и попробуйте пожелать доброго утра с таким же настроением, как изображено на экране (грустно)
- Девочки, поздоровайтесь вот так (показ пиктограммы - удивление)
- А теперь давайте поздороваемся вот с таким настроением (пиктограмма радость)
Воспитатель: - Молодцы. Садитесь.
Ребята, сегодня, мы с вами совершим волшебное путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира. Эта страна называется «Театр». Мы познакомимся с его историей, узнаем, какие виды театров есть, в том числе и у нас в Дагестане.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое театр?
Ответы детей: - Это здание, где актеры со сцены показывают зрителям разные представления.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
Театр – это волшебный мир искусства.
Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. Самый древний театр находится в Греции, и он называется Амфитеатр (Слайд)
Слово «театр» означает «место для зрелищ». (зрелище – это то, что является предметом наблюдения, т.е. спектакль, концерт и т.д). Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть чему удивиться. Он бывает разного вида: драматический, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы, театр теней. (слайды)
Воспитатель: А какие виды театров мы используем в детском саду?
Ответы детей: - Пальчиковый, теневой, кукольный.
Воспитатель: В театре задействовано много людей: актёры, режиссёр, сценарист, дирижёр, артисты хора, художник-декоратор, костюмер, гримёры, осветители и многие другие. Давайте вспомним, кто работает над созданием спектакля. Я вам буду показывать на экране картинки, а вы называть профессии и объяснять, какую работу выполняют они в театре.
Игра «Назови и объясни»
Сценарист – пишет сценарий.
Режиссер – ставит спектакль.
Художник – рисует декорации.
Гример – накладывает на лицо актерам грим.
Костюмер – подбирает костюмы актерам.
Дирижер – учит музыкантов играть музыку.
Осветитель – оформляет сцену светом.
Актер – играет роли.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы справились с этим заданием.
Воспитатель: А на каком языке в основном говорят актеры?
Ответы детей: - Они говорят на русском языке
Воспитатель: - Да ребята, общепринятый язык в России – это русский, но
мы с вами живем в многонациональной республике Дагестан. И у нас тоже есть свои театры. Давайте мы о них вспомним.
Воспитатель: - Сколько театров насчитывается у нас в Дагестане?
Ответы детей: На сегодняшний день в республике Дагестан насчитывается 11 театров. Старейшими из них являются: Кумыкский театр имени А. П. Салаватова в Махачкале (слайд) Государственный республиканский Русский Драматический театр имени М. Горького в Махачкале. (слайд)
Несколько позже возникли Государственный лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского в Дербенте (слайд), Аварский музыкально-драматический театр им. г. Цадасы в Махачкале, (слайд)
Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева в Махачкале (слайд)
Воспитатель: Совсем недавно состоялось открытие еще нескольких театров в Дагестане - Государственного театра оперы и балета (слайд) ,
Табасаранского, (слайд)
Азербайджанского (слайд)
и Ногайского театров. (слайд)
Дети: - Даргинский Музыкально-драматический театр имени О. Батырая.
Воспитатель: - А об этом театре я хочу поговорить отдельно.
(Раздается звук электронной почты, на экране появляется Карабас Барабас и звучит голос за кадром)
Карабас-Барабас:
Дорогие ребята! Я известный театрал Карабас Барабас! Недавно я и мои куклы узнали, что в вашем городе состоялось открытие отреставрированного даргинского музыкально-драматического театра имени Омарла Батырая. Мои актеры очень захотели побывать в вашем театре и узнать его историю, и я отпустил их на экскурсию в ваш город. Прошу встретить их и показать одну из главных достопримечательностей вашего города.
Воспитатель: - Ну, что дети, покажем и расскажем нашим гостям о Даргинском театре?
Ответы детей: - Да! (восп. достает кукол (Мальвину и Пьеро) и они здороваются с присутствующими)
Мальвина: - Здравствуте, ребята! Наконец-то мы с Пьеро добрались до вашего знаменитого, красивого города Избербаш приехали на экскурсию в ваш Даргинский театр.
Пьеро: - Мы хотим узнать историю даргинского театра и посмотреть спектакль из его репертуара.
Воспитатель: - Мы рады видеть вас и постараемся вам все показать. Правда, ребята?
Ответы детей: - Да,.
Воспитатель: - Вы готовы слушать (обращаясь к куклам)
Воспитатель: - Ну, тогда начнем
Воспитатель: - Скажите, в честь кого назван Даргинский театр? (фоновая музыка кумуза)
Ответы детей: - Театр назван в честь дагестанского поэта О. Батырая, одного из основателей даргинской литературы.
Воспитатель: - Я прочитаю вам стихотворение О. Батырая, которое он посвятил своему отцу.
Къийн дикиб мусанир
Урчила бикI гьаларил.
Ламус дакIиб мусанир
Мажарла хIархIа кумкил (слайд с фото Батырая)
Воспитатель: - Где родился О.Б?
Ответы детей: - О.Б. родился в селении Урахи, Сергокалинского района. (Слайд)
Воспитатель: - В каком году открылся театр им. О.Б?
Ответы детей: - Даргинский музыкально драматический театр был открыт в середине прошлого века. (старое фото)
Воспитатель: - Ребята, к сожалению, в 2007 году случился пожар, и театр сильно пострадал. Долгое время его реставрировали. И наконец, недавно состоялось официальное открытие обновленного здания (видеоролик)
Воспитатель: - Вы знаете, что входит в репертуар даргинского театра?
Ответы детей: - В его репертуар входят как пьесы даргинских авторов, так и произведения русской и мировой классики театрального искусства
Воспитатель: - А на каком языке ставятся в Даргинском театре спектакли?
Ответы детей: - Спектакли ставятся на русском и даргинском языках.
Воспитатель: - Ребята, вы, наверное, устали.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вы хотите поиграть?
Называется игра
«Разминкатеатральная». (Физминутка)
1. Буратино
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Ключик вдруг упал из рук
Наклониться надо друг.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, садитесь!
- Ребята, давайте вспомним правила поведения в театре
Ответы детей: - Нельзя разговаривать, меняться местами, разговаривать по телефону, жевать еду, шелестеть конфетными обертками и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете правила поведения, не забывайте о них во время спектакля.
Воспитатель: (обращается к куклам) – а теперь мои юные зрители занимаем свои театральные места и начинаем наше представление! Итак, театрализованное представление «Сири», которое в переводе с даргинского языка означает «Укладывание в люльку», а роли исполняют мои юные актеры. (В зале оформлена комната: колыбелька со всеми принадлежностями, столик с угощениями, предметами домашнего обихода).
(Гостей встречает бабушка Патимат)
Бабушка: - Здравствуйте, гости дорогие!
(Невестка наводит порядок)
1-й ребенок: - Мы приехали поздравить вас и весь ваш род с рождением внучки, желаем, чтобы у вас хватило здоровья на всех внуков и правнуков.
Бабушка:- Баркалла, проходите.
2-йребенок:- Мы вам желаем, чтобы ваша внучка выросла здоровой, красивой
Бабушка: - Спасибо, мои дорогие, что пришли с нами разделить нашу радость.
3-йребенок: - А я желаю, чтобы ваша внучка выросла доброй, заботливой и хозяйственной девочкой, на помощь маме и папе.
Бабушка: - (обращаясь к гостям). Спасибо, спасибо! Садитесь, пожалуйста. Как поживаете? Как здоровье ваших родителей, детей?
4-й ребенок: - Спасибо. Все живы, здоровы. А как ваше здоровье?
Бабушка: - Все хорошо! Вот радуюсь, что у меня внучка родилась.
5-й ребенок: - Спасибо за теплый прием. До свидания.
Звучит голос (и прошло с того дня 15лет)
Сцена: (мама подметает полы, а дочь Залина сидит с телефоном в руке).
Залина: - Марина, давай пойдем сегодня в кино, говорят там интересный фильм идет.
(В это время приезжает бабушка и видит эту картину)
Бабушка: - Здравствуйте мои родные!
Мама Залины: - Здравствуйте, мама. С приездом! А почему не предупредили, мы бы вас встретили.
Залина: - Привет бабауля! (и дальше сидит с телефоном)
Бабушка: - Вах! Что я вижу? Какое безобразие! Мама занимается домашними делами, а взрослая дочь сидит с телефоном. А вдруг увидят соседи или родственники, что ты по дому ничего не делаешь и пойдут слухи о тебе как о бездельнице. И никто тебя замуж не возьмет.
Залина: - Замуж пойду – всё буду делать.
Бабушука: - А чем ты будешь кормить своих родственников?
Залина: - А я в Интернете все найду, там все написано. А может, пиццу закажу по телефону.
Бабушука: (сокрушается) – Да, в наше время не было ни телефонов, ни этого… как его там Интернета. Все сами, своими руками делали.
Мама Залины: - Как хорошо, что вы приехали. Может вы ее научите уму-разуму. Папа ее совсем разбаловал. Ничего не умеет делать, только и знает с телефоном возиться.
Залина: - Мама! Да ты сама все время в Ватсапе сидишь.
Мама Залины: - Тихо, тихо!
Бабушука: - Вай-вай!!! Я все услышала. Придется мне у вас дорогие мои погостить пару месяцев и научить вас всему.
Воспитатель: (куклы) – Браво! Молодцы! Нам очень понравилась экскурсия в Д. т., а особенно спектакль, где ваши юные актеры проявили свое мастерство перевоплощения. Но нам пора возвращаться к Карабасу-Барабасу, ведь нам не терпится обо всем рассказать.
- До свидания.
Дети: - До свидания.
Рефлексия:
Ребята, в какую страну мы сегодня с вами совершили путешествие?
Люди, каких профессий работают в театре?
Сколько театров у нас в Дагестане?
В честь кого назван даргинский театр?
Что означает слово «Сири»?
А правильно ли то, что бабушка сделала замечание внучке Залине?
Воспитатель: - Да, дети, правильно. Ведь бабушки очень мудрые и все знают. Они нас научат только всему хорошему.
- Молодцы, вы все запомнили.
А теперь с помощью театральной маски покажите своё настроение.