Просмотр содержимого документа
«Занятие "Что такое заповедник"»
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «Что такое заповедник»
Образовательные задачи: познакомить детей с заповедниками нашей страны; Развивающие задачи: развитие памяти и воображения.
Воспитательные задачи: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)
- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- А без воздуха можем мы прожить?
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто такая? (вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (ягода)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае в Дагестане находится и охраняется государством один из самых старейших заповедников – «Дагестанский заповедник», Самурский заказник.
- Это чудный лесной островок, где живет много животных и растет много растений.
- На эмблеме Самурского заказника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (бобры)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (олень)
- Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.
Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
- Бобры - хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину - под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры - симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке.
В Казбековском районе есть оленнее хозяйство Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.
Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной рас тут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.
В Белоруссии расположен заповедник «Беловежская пуща», в котором проживают очень крупные животные - зубры. Зубр - это дикий бык, высота его доходит до 2 метров, а вес - до 1 тонны. Когда зубр сердит, он очень страшен и опасен.
Очень много здесь и других животных - горностаев, норок, лисиц, куниц, хорьков, белок, зайцев.
Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники - это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе - у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб - сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать. (П. Сергеев)
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.