Программные задачи: уточнить представление о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям нужна вода для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении); сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; прививать бережное отношение к воде; активизировать и и обогащать словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Материал: капли воды, изготовленные из бумаги, пластилин, стеки, три емкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающим необходимость воды на Земле, человечеству.
Ход занятия:
Введение в тему
Воспитатель:
Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы, скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без… (воды)
Игровая ситуация
В группу входит девочка в ободке капельки.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Капелька: Я капелька.
Воспитатель: А как тебя зовут?
Капелька: Меня зовут Капитошка.
Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?
Капелька: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они делают и какую приносят пользу.
Путешествие-поиск капелек по группе
Дети идут по группе, делают остановки:
В уголке природы возле растений
Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают капельку)
У аквариума
Дети: Рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку)
Воспитатель: Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду, следить, чтобы рыбкам было в нем уютно.
Около мойки в подсобном помещении
Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полу, вытирать пыль и убирать в группе (приклеивают капельку)
В игровом уголке
Дети: Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку)
В туалетной комнате
Дети: Воды нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (приклеивают капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой
Дети: Вода нужна, чтобы могли ее пить (приклеивают капельку)
Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живет!
Дети садятся на места.
Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»
Воспитатель: Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того, чтобы мы могли с вами пить чистую воду, умываться, мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо не забывайте закрыть кран. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинакова?
Дети: Нет, в одной емкости чистая, а в другой грязная.
Воспитатель: А какую вы бы хотели выпить – ту или эту?
Дети: Вот эту!
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что воду нужно пить чистую.
Воспитатель: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: А что стало с бумагой?
Дети: Она стала грязной.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Дети: В чистой.
Воспитатель (показывает пластиковую заготовку к панно): У меня есть маленькая речка с чистой водой, но чего-то в ней не хватает. Можете сказать чего?
Дети: Не хватает рыбок.
Воспитатель: Давайте с вами слепим рыбок для этой речки. Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Дождь»
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой) На цветы (круговое движение правой рукой) И на дорожку (обе руки перед собой) Льется, льется, ой-ой-ой (покачивание головы) Побежали мы домой (бег на месте)
Лепка панно «Рыбки в реке»
На столах приборы для лепки. Дети лепят, затем распределяют рыбок по реке.
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась речка, столько в ней рыбок, какие они красивые! Вот в такой воде рыбкам будет очень приятно плавать. Давайте с вами еще раз скажем Капитошке, где же у нас живут ее сестрички.
Итог занятия: где нужна вода
Воспитатель показывает плакат с изображением, для чего и где нужна вода.
Воспитатель: Где нужна вода? (ответы детей) Молодцы! А теперь послушаем стихотворение:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда!
Капитошка:
Без меня вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить: Без воды нам не прожить! Вы меня в пруду найдете И в сыром лесном болоте. Путешествует всегда Ваша спутница вода!
Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек! Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому ребенку капельку)
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную работу!