Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
«Волшебница - Вода»
Познавательное направление. Экспериментирование
Составил воспитатель: Данько Е.Ю
г.Белогорск
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах веществ;
- Развивающие:
- развивать практические действия в процессе
- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
Обогащение словаря: лаборатория, растворитель, раствор.
Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка».
Оборудование: фартуки; прозрачные стаканы (по 4 шт. на ребенка); ложки; банки; подносы (по 2 шт. на каждого ребенка); салфетки; сахарный песок, соль; масло; речной песок; пипетки.
Технические средства: cd- проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды», «Синяя вода»)
Ход НОД
1.Организационный момент
Воспитатель:
Давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Пусть день будет удачным, нас сегодня ждет много интересных дел.
2. Включается аудиозапись «Звук воды».
Воспитатель: Что вы слышите? (ответы детей)
Входит Волшебница Вода:
Я и туча, и туман
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу
Даже камень источу!
Волшебница вода: Ребята, вы меня узнали? (ответы детей)
Я - вода! Я сегодня буду вашей помощницей!
Воспитатель: Хорошо, Волшебница Вода, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?(ответы детей)
Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Мы сегодня с вами будем проводить опыты по исследованию воды.
Волшебница Вода: По исследованию меня? (удивленно)
Воспитатель: Да, волшебница вода. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. И ты, Волшебница Вода, присаживайся.
Дети проходят к столам, надевают фартуки.
Воспитатель: Ребята перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 баночки, одна с сахарным песком, другая с солью.
Посмотрим, что станет с сахарным песком и солью, если мы их положим в воду.
В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде? (ответы детей)
(сахарный песок растворился в воде).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая на вкус вода, только пробовать мы ее не будем (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Ученые называют такую сладкую воду-раствором. Изменился ли цвет нашего раствора? (ответы детей)
Воспитатель: Стаканчики со сладким раствором, поставьте на синий поднос. Возьмите другой стаканчик с водой и положите в него ложечку соли, размешайте. Растворилась соль в воде или нет? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? (ответы детей)
Воспитатель: С каким же новым свойством воды мы познакомились, проведя сейчас опыты с солью и сахарным песком? (ответы детей)
Вывод делает воспитатель: «Вода является растворителем веществ»
Волшебница вода: Ребята, как вы думаете, Я – Вода, растворяю все вещества? (ответы детей).
Воспитатель: А чтобы правильно найти нужный ответ необходимо провести следующий опыт. Перед вами баночка с речным песком. Положите песок в воду и размешайте его. Растворился он в воде? (ответы детей)
(песок не растворился в воде).
Воспитатель: Правильно! Значит, вода растворяет не все вещества. Посмотрите на стаканы с речным песком и с соляным раствором, что мы видим? (ответы детей)
(Песок мы видим, а соль растворилась и ее не видно)
Воспитатель: Можно ли назвать это раствором? (ответы детей)
(нет, это не раствор)
Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)
(раствор – это жидкость, в которой все вещества растворяются)
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на веселую разминку.
Физкультминутка под музыку «Синяя вода».
Синяя вода - поле без следа
(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Без конца и края синяя вода.
(кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(присели)
К морю синему,
Там, где волны сильные,
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Встали, руки вытянули вперед).
Волшебница Вода: Отдохнули? Продолжаем наши опыты. Предлагаю сесть за свои столы. Послушайте загадку:
Желтое, а не солнце.
Льется, а не вода.
На сковороде пенится,
Брызгает и шипит
(масло)
Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, растворится ли в воде масло. Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Проверим опытным путем. Перед вами стакан с водой и в баночке масло. Наберите растительное масло в пипетку и капните 3-4 капли в воду, посмотрите, что произойдет. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Масло не растворилось в воде, а плавает на ее поверхности. Попробуйте хорошо перемешать ложечкой воду. Что произошло? (ответы детей)
(при перемешивании масло не растворилось и всплыло на поверхность воды).
Воспитатель: Назовите, какие вещества растворяются в воде?
(сахарный песок и соль).
Воспитатель: Какие не растворяются в воде?
(речной песок и масло).
Воспитатель: Как вы думаете, а вещества растворяются быстрее в холодной или горячей воде? (ответы детей)
Воспитатель: Мы вас выслушали, а проверить это я предлагаю дома, но чтобы рядом были обязательно взрослые. Почему? (ответы детей).
Волшебница Вода: Как же я много сегодня узнала. Вы не против, если я к вам еще раз приду, в вашу лабораторию. Я убедилась, что вы много знаете обо мне. И таким умным детям я дарю книгу с занимательными опытами, чтобы вы и дальше продолжали свои исследования.
Волшебница Вода прощается и уходит.
Воспитатель: Что сегодня для вас было интересным? (ответы детей)
Воспитатель: Наша лаборатория закрывается до следующих интересных опытов.