Цель. Познакомить детей со свойствами воды, вызвать желание беречь воду, так как она нужна всем, живущим и растущим на Земле.
Воспитатель показывает детям слайды «Осенний дождь», «Лепим Снеговика», «Купание в луже воробья», «Снег на деревьях», «Водопад», «Озеро», «Дети умываются», «Дети чистят зубы».
Воспитатель. Ребята, я предлагаю подумать и сказать, что будет темой нашего занятия?
Если дети затрудняются, то включается аудиозапись «Шум дождя», «Море».
Она и в озере, она и в луже,
Она снежинками над нами кружит.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде, да и не только поговорим. Мы будем за ней наблюдать, ставить опыты, исследовать ее.
Воспитатель. Вы слышали о воде? Говорят она везде.
В луже, море, океане и в водопроводном кране.
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить.
Посмотрите на глобус и скажите, что окрашено синим цветом? Правильно, океаны, моря, озера, реки. Кажется, что воды много и всем хватит: и людям, и животным, и растениям. Ведь всему живому нужна вода. Мы знаем, что в океанах и морях вода соленая, ее нельзя пить, ею нельзя поливать растения. А вот пресной воды на Земле становиться все меньше и меньше. Она находится в реках, прудах, озерах. А можно ли ее пить из этих природных источников?
Ответы детей.
Правильно, вода в водоемах грязная, в ней много микробов. К нам в кран попадает вода уже очищенная, которая проходит фильтрацию. Посмотрите на этот сосуд. Это бытовой фильтр, в котором очищают воду из – под крана. Давайте окрасим воду с помощью гуаши в зеленый цвет и пропустим ее через фильтр. Как видите, она изменила свой цвет, стала бледно – зеленой. Еще раз пропустим ее через фильтр и убедимся, что воду можно очистить. Человек придумал много разных сооружений для очистки воды, чтобы ее можно было пить без опасения за свое здоровье. Воду надо беречь.
Как мы с вами можем беречь воду? Правильно, мы должны аккуратно и бережно ею пользоваться.
Ответы детей.
Нельзя на полную мощность открывать кран, не забывать закрывать его после того, как помыли руки и почистили зубы.
Посмотрите, вот вода в банке. Давайте перельем ее в миску, а затем с помощью лейки перельем в бутылку. Ребята, помогайте мне. Мы немного пролили воды на стол, давайте вытрем салфеткой. Салфетка впитала в себя воду, и стол стал сухим. А теперь скажите мне: вода это твердое тело, жидкость или газ? Правильно, вода это жидкость. И она не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором находится.
С водой могут происходить разные чудеса, она может превращаться в пар. Давайте включим чайник, вода стала нагреваться, она стала горячей и закипела – на поверхности появились пузырьки. А над чайником мы видим пар. Сейчас над паром подержим стекло, посмотрите, на стекле образовались капельки. Значит, пар может превращаться в воду.
Физкультминутка.
Я утром закаляюсь (хлопки руками по телу),
Водою обливаюсь (движения набрасывания на себя воду).
Пусть тельце будет красным (поглаживание),
А ротик пусть зубастым (улыбаемся).
Пусть руки будут чистыми (потирание ладошек друг о друг),
А ножки будут быстрыми (бег на месте).
Сюрпризный момент. За ширмой кукольного театра появляется Лягушка. Лягушка. Я живу в пруду. Без воды не могу жить. На водопой приходят к пруду много животных. И я всегда удивляюсь, почему вода не исчезает?
Мультфильм «Кеша. Круговорот воды в природе».
Беседа с детьми о святой воде иеромонаха Герасима.
Воспитатель. Ребята, что мы сегодня узнали о воде?
Ответы детей. Воду надо беречь, потому что ее мало. Без воды невозможно сосуществование на Земле ничего живого.