В данной викторине педагогам предлагается в форме соревнования показать свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить своих коллег по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина "Все о речи"»
Викторина для педагогов
«Все о речи»
Подготовила:
Воспитатель МКДОУ д/с № 13 г.Пласта
М.В.Елагина
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка. Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Речи воспитателя должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений.
Сегодня мы проведем викторину по теме «Все о речи». У вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме.
(Разделиться на команды. Придумать название команды.
1 задание - разминка “Вопрос-ответ”
1 команда
2 команда
Что такое звуки? (Звуки это то, что мы произносим и слышим)
Сколько в русском языке гласных букв? (10)
Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке с толкованиями. (Словарь).
Речь одного лица, обращенная к слушателям. (Монолог).
Что такое буквы? (Это знак, которым на письме обозначается тот или иной звук)
Сколько в русском языке согласных букв? (21)
Книга для изучения алфавита (азбука, букварь)
Тип речевой коммуникации осуществляющейся в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками. (Диалог).
2 задание “Весёлый поэт”
Что такое чистоговорки?
Чистоговорка - набор слов и фраз, предназначенных для тренировки речевых произносительных навыков.
Ваша задача – придумать чистоговорки
(например: та-та-та – мы увидели кота; ту–ту–ту- -молока дадим коту; ас-ас ас – свет погас и т.д.)
3 задание
Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. В этом часто приходят нам на помощь выразительные средства языка - фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм — это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение, хотя вполне может выражать и обычный смысл .
1 команда
2 команда
объяснить смысл фразеологизма.
Тяжел на подъем
Водить за нос
Вот где собака зарыта
Заварить кашу
Тянуть кота за хвост
Летать в облаках
4 задание “Скороговорка”
Что такое Скороговорка?
Скороговорка – это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слогосочетаниях и словосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками.
1 команда (9 СЛАЙД)
2 команда (10 СЛАЙД)
Тортилла тортами не торгует
- радость
- злость
-сожаление
- удивление
Валин валенок провалился в прогалинок
- радость
- злость
-сожаление
- удивление
5 задание
Предлагаем вам угадать современное значение старославянских слов:
Кружлявый –
-прыщавый;
- кудрявый (правильный ответ) ;
- веснусчатый.
- Уварахтаться - испачкаться (правильный ответ) ;
- укутаться;
- заблудиться.
- Остолопиться
- сердиться;
- упрямиться;
- растеряться (правильный ответ).
Елдаечки
- пшеничные лепешки (правильный oтвет)
- старинные женские украшения;
- качели.
6 задание
«Составь пословицу». Педагогам раздаются по листку бумаги, на котором написано по два слова из известных пословиц. Задача – как можно быстрее составить пословицы, в которых бы встречались указанные слова. 1. Перо – топор. (Что написано пером, не вырубишь топором) 2. Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь) 3 Время – потеха. (Делу время, потехе час) 4. Слово – воробей. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь) 5. Читает – знает. (Кто много читает, тот много знает) 6. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров) 7. Труд – пруд. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда)
8. Огонь – вода. (Правда в огне не горит, в воде не тонет)
9. Хлеб – голова. (Хлеб всему голова)
10. Дело – смело. (Кончил дело – гуляй смело)
11. Долг – платеж. (Долг платежом красен) 12. Журавль – синица. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
13. Сеять – жать. (Что посеешь, то и пожнешь)
14. Терпенье – труд. (Терпенье и труд все перетрут)
15. Друг – беда. (Друг познается в беде)
7 задание
«Переведите» пословицы на русский язык. 1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает 2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь 3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся 4.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото 5.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет 6.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду
8 задание
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу 1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка) 2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка) 3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
4. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба) 5.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя) 6.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
9 задание
. «Знатоки пословиц» Замените предложения пословицей.
- Учись всю жизнь - Век живи, век учись. –
Нужно беречь время - Делу время, потехе – час. –
Береги своё здоровье - Береги платье снову, а здоровье – смолоду.-
Не болтай - Держи язык за зубами. –
Не торопись, делай всё аккуратно - Поспешишь – людей насмешишь;
Делаю наспех – делаю на смех. - Доводи начатое дело до конца –
Не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело. –
10 задание
Конкурс «Времена года»
Стихотворения о временах года
Из конверта участники команд достают пейзажные картинки.
На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна
вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше.
Итак, сегодня в ходе викторины мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи, проверили знания русского языка.