Организованная образовательная деятельность в соответствии с базовым видом деятельности: речевое развитие
Цель:
- Расширение представлений детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом), мелодией гимна. Рассказать о национальном герое, прославившего Башкирию.
- Формирование представлений детей о некоторых видах башкирских блюд и напитков, о народных играх.
- Воспитывание культуры поведения и культуру речи, интерес и уважение к народной культуре, народным традициям; формирование дружеских чувств дошкольников к другим народам и их культуре. Вызвание положительные эмоции от увиденного, и услышанного.
Задачи:
1. Образовательные
- Актуализировать знания детей о родном крае, об обычаях и традициях башкирского народа.
- Формировать интерес к своей Родине. Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов по теме. Способствовать умению находить на карте Республику Башкортостан, находить реки, озера, горы.
- Мотивировать детей к самостоятельному изучению о Республики Башкортостан, об Уфе, как столице нашей Республики.
2. Развивающие
- Развивать слухового и зрительного внимания, логического мышления, памяти;
- Развивать динамическую координацию движений и мелкой моторики рук;
Тренировка слухо - речевой памяти.
3. Коррекционные
- Совершенствовать связную речь;
- Обогащать словарный запас детей;
- Формировать у детей навыков разговорной речи;
- Образовывать формы имен существительных множественного числа Родительного падежа.
- Работать над грамматическим строем речи.
- Закрепить умение правильно употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- Закрепить понятие «гласный и согласный» звук и их отличие.
4. Воспитательные
- Воспитывать любовь к Родине, дружеские отношения между людьми, гордость за свою родину.
- Формировать доброжелательное и уважительное отношение к старшим, к гостям.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, следовать установленным нормам поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
- Формировать умение оценивать свою работу.
Предварительная работа:
- Выделение гласных звуков в начальной позиции под ударением. Игры со звуками;
- Разучивание стихотворений о Башкортостане; подвижной игры «Юрта»;
- Слушание башкирских мелодий (звучание курая), слушание башкирских стихотворений в переводе на русский язык;
- Рассматривание иллюстраций с башкирскими национальными блюдами и напитками;
- Рассматривание альбома «Государственная символика республики Башкортостан»;
- Знакомство с городами республики, реками, горами.
Словарь новых слов: чуваши, мордва, немцы, юрта, куляулык, ак тирэк – кук тирэк, кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш, кускар.
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- конструирование из бумаги;
- музыкальная;
- двигательная.
Оборудование и материалы: Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Презентация, музыкальное сопровождение – мелодия курая.
Демонстрационный материал: Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Презентация, музыкальное сопровождение – мелодия курая, гимн.
Раздаточный материал: разноцветные полоски из картона.
Длительность: 25 минут
Структура ООД:
I. Вводная часть – 3 минуты.
- чтение стихотворений
II. Основная часть – 20 минут.
- беседа о стихотворениях;
- рассматривание карты, слайдов;
- игра «Города»
- дети выкладывают флаг республики из цветных полосок из картона;
- прослушивание гимна;
- стихотворение о Салавате Юлаеве;
- ответы на вопросы о реках, горах, природных ресурсах, национальностях;
- физкультминутка «игра Юрта»;
- пересказы детьми легенды о курае;
- прослушивание мелодии курая;
- беседа о блюдах, напитках;
- дидактическая игра «Чего не стало?»
III. Заключительная часть – 2 минуты.
- обобщение педагога;
- анализ ООД.
ХОД ООД
Учитель - логопед: Здравствуйте ребята. Все мы с вами, как вы знаете, живем в прекрасной Башкирии. И в этом году нашей Республике Башкортостан исполнится 100 лет!
Учитель – логопед зачитывает стихотворение:
Башкортостан – моя земля!
Бескрайние твои поля,
Леса, зеленые луга.
Как сильно я люблю тебя.
В речках быстрых и глубоких
Течет кристальная вода.
Ты – колыбель для наций многих,
Цвети и радуй нас всегда!
Учитель - логопед: А сейчас приглашаю ребят, которые прочтут стихи о Башкортостане.
Выходит ребенок и читает стихотворение.
«Откуда родом ты?» - меня спросили.
И я ответил гордо: «Из России.
А если говорить точней – с Урала я
Там родина моя – Башкирия моя.
Учитель - логопед: Ребята, Вам понравились стихотворения? О чем они?
Примерные ответы детей: О родине, о природе.
Учитель - логопед: - Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (1 слайд). Покажите ее на карте России. (Два – три воспитанника по очереди показывают; в случае затруднения педагог помогает детям).
Сюрпризный момент.
Учитель - логопед: Сегодня мы с вами сыграем в телевикторину. А поможет нам в этом Ямал эби (бабушка, записанная на видео).(2 слайд видео)
Ямал эби : Hаумыhыгыз балалар, кунактар. Здравствуйте дети, здравствуйте дорогие гости! Меня зовут Ямал эби . Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Хотите с нами в неё сыграть?
Примерные ответы детей: Да!
Ямал эби: Но задания очень сложные, и если вы справитесь, то в конце вас ждет супер приз. Вы готовы?
Примерные ответы детей: Да!
Ямал эби: Тогда мы начинаем нашу игру – викторину «Мой родной Башкортостан» (3 слайд заставка).
Учитель - логопед: Начинаем игру – викторину. Открываю первое задание. (4 слайд). Нарисован силуэт города. Задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана.
Примерные ответы детей: Город Уфа.
Учитель - логопед: Правильно. Кто – нибудь из вас был в Уфе?
Примерные ответы детей: Да.
Учитель - логопед: Отлично. Давайте проведем игру «Города» Кто больше назовет городов нашей республики?
Примерные ответы детей: Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават, Баймак, Давлеканово и др.
Учитель - логопед: Ребята, какой первый звук в слове Уфа?
Примерные ответы детей: Звук У.
Учитель - логопед: Звук У – гласный или согласный?
Примерные ответы детей: Звук У – гласный.
Учитель - логопед: Ребята, какой первый звук в слове Баймак?
Примерные ответы детей: Звук Б.
Учитель - логопед: Звук Б – гласный или согласный?
Примерные ответы детей: Звук Б– согласный.
Учитель - логопед: Чем же отличается гласный звук от согласного?
Примерные ответы детей: Когда мы произносим гласный звук, то нет преграды для воздушной струи, а при произношении согласных – нам мешают зубы, губы, язык.
Учитель - логопед: Молодцы. А сейчас следующее задание.(5 слайд). Что вы видите?
Примерные ответы детей: Флаг Республики Башкортостан
Учитель - логопед: Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге?
Примерные ответы детей: Синий, белый, зеленый.
Учитель - логопед: Что они означают?
Примерные ответы детей: Синий – ясное небо, без облаков, белый – чистая душа, зеленый - вера.
Учитель - логопед: Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь. Перед вами на столах полоски из картона. Какого они цвета?
Примерные ответы детей - Желтого, зеленого, красного, белого, синего.
Учитель - логопед: Выберите себе полоски и выложите на столе так, чтобы получился флаг республики Башкортостан.
Дети выкладывают полоски.
Показывают флаг России.
Учитель - логопед: Сравните. Так ли вы выполнили задание? Какая полоска сверху? Какая снизу? Какая посередине?
Учитель - логопед: Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.(6 слайд)
Учитель - логопед: А что здесь изображено?
Примерные ответы детей: Герб республики Башкортостан
Учитель - логопед: По краю герба расположен башкирский национальный орнамент – это кускар. Под гербом – флаг нашей республики. Что еще можно назвать государственной символикой?
Примерные ответы детей: Гимн.
Учитель - логопед: Когда звучит эта торжественная музыка?
Примерные ответы детей: На праздниках, торжествах.
Учитель - логопед: Правильно. Как его слушать?
Примерные ответы детей: Стоя, не разговаривая. (7 слайд запись гимна).
Учитель – логопед включает запись. Дети слушают гимн Республики Башкортостан.
Учитель - логопед: А теперь 3 задание. Кто изображен на гербе республики Башкортостан на фоне восходящего солнца?
Примерные ответы детей: Салават Юлаев.
Учитель - логопед: Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (8 слайд).
Примерные ответы детей: Национальный герой
Учитель - логопед: Правильно, национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит. Послушайте про него стихотворение.
Выходит ребенок и читает стихотворение.
Двести лет над родными степями
Пронеслось с той поры грозовой,
Но доныне не стерто годами
Твое славное имя, герой.
Учитель - логопед: Интересно, какое еще задание приготовила нам Ямал эби.(9слайд) Что здесь изображено?
Примерные ответы детей: Карта Республики Башкортостан.
Учитель - логопед: Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики.
Учитель - логопед: Верно, в Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. И вот следующее задание Ямал Эби. Что здесь изображено? (10 слайд)
Примерные ответы детей: Люди.
Учитель - логопед: Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.
Учитель - логопед: Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. (11-15 слайды). Какое же следующее задание приготовила для нас Ямал эби? Какие башкирские народные игры вы знаете, ребята?
Учитель - логопед: Давайте и мы с вами сыграем в игру «Юрта» (подвижная игра)
Физкультминутка. Игра «Юрта» /муз. Гершова. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Учитель - логопед: Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете?
Примерные ответы детей: Кубыз, курай.
Учитель - логопед: Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображенном на флаге нашей республики. Это курай. Из чего он сделан?
Примерные ответы детей: Он сделан из стебля растения курай.
Учитель - логопед: Да, он сделан из стебля растения курай. (16 слайд). Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Послушайте внимательно.
Однажды, скитаясь по лесу, один парень очень устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер. Парень проснулся от дивного звука. Он пошел в ту сторону, откуда доносился этот звук. Шел он долго, поднялся на вершину горы и увидел высокое растение с мохнатой головкой. Сухие стебли растения качались на ветру и издавали приятный звук. Парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Наконец научился наигрывать разные песни. Так и появился музыкальный инструмент курай.
Учитель - логопед: Ребята, как начинается легенда? От чего проснулся парень? До куда он дошел? Что увидел? Что качалось на ветру? Что они издавали? Что сделал парень? А когда подул, что услышал? Что он делал каждый день?
Примерные ответы детей: отвечают на вопросы полными предложениями.
Учитель - логопед: Предлагаю вам самостоятельно рассказать легенду. Вызываются два – три желающих.
Учитель - логопед: Молодцы. А хотите послушать, как звучит курай? (17 слайд). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки. У нас осталось еще одно, невыполненное задание Ямал Эби, давайте посмотрим, что же она нам приготовила. (18 слайд)
Учитель - логопед: Мы видим изображения напитков и блюд. Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их.
Учитель - логопед: Так же наша республика славится медом. (24 слайд). Какую пользу приносит мед?
Примерные ответы детей: Он лечебный.
Учитель - логопед: Следующее задание от Ямал эби. Игра «Чего не стало?» (на слайде картинки блюд и напитков). Дети еще раз рассматривают и называют их. Затем на следующем слайде дети угадывают, какого напитка или блюда не стало). Игра повторяется 2 – 3 раза.
Учитель - логопед: Молодцы, ребята. Сегодня на нашей викторине мы отвечали на вопросы о нашей республике, городах, о ее реках, горах, закрепили понятия «гласные и согласные» звуки, называли блюда, напитки, прочли стихотворения о Башкирии, о национальном герое, слушали мелодию курая, слушали гимн, легенду о курае, играли в игры. Закрепли понятия новых слов. Я рада, что вы справились со всеми заданиями.
По окончанию задания в комнату входит Ямал эби: Ребята, вы молодцы. Вы выполнили все задания игры – викторины. Вы, действительно, знаете все о своей республике! И это здорово, что вы все посещали и видели нашу столицу. А что же вам понравилось больше в нашей сегодняшней викторине?
Примерные ответы детей: Игра «Юрта», названия блюд и напитков, игра «Чего не стало?».
Ямал Эби: Я надеюсь, что вы в дальнейшем будете расширять свои знания о своей родной республике, побываете и в других городах нашей республики, посетите известные заповедники, известные, красивые места нашей Башкирии. Ведь наша Башкирия – удивительна и красива! А сейчас я приглашаю вас попить чай с башкирским блюдом чак-чак и мёдом.