Задачи:
Образовательные: закреплять и расширять знания о родной республике, в которой они живут, о культуре, богатстве Башкортостана; формировать интерес к своему краю, вызвать чувство гордости за свою родину.
Развивающие: развивать художественную речь, память, логическое мышление, музыкальный слух, умение аргументировать свой ответ; развивать мыслительные способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к своему народу, желание помогать друг другу во время игры.
Предварительная работа: беседа с воспитанниками на тему: «Я живу в Башкортостане»; чтение стихотворений о Башкортостане; чтение и заучивание пословиц о Родине; рассматривание репродукций и иллюстраций художников на тему: «Мой Башкортостан»; прослушивание звуков национальных инструментов; разучивание и закрепление башкирских народных песен и подвижных игр.
Оборудование: экран, ноутбук, флэшка с записью звуков башкирских музыкальных инструментов; атрибуты к подвижным играм; картинки «Башкирские национальные инструменты»; разрезные картинки «Национальный костюм».
Ход мероприятия:
Ведущий: Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай
В этом году мы отмечаем 100 - летие нашей республики. Наша Родина – Башкортостан – наше самое большое богатство. Это прекрасная республика, где есть горы, вознесшиеся выше облаков, бескрайные хлебные просторы, реки, где много разнообразных рыб, есть озёра, бушующие как море, густые леса, которая богата животными и растениями.
Ведущий: И сегодня мы с вами проведём викторину, где вы покажете свои знания о нашей республике. Оценивать ваши знания будет жюри. (Представление жюри).
Мы начинаем нашу игру. Команды займите свои места.
Приветствие команд.
Команда: «Кояш».
Девиз: Ни шагу назад, ни сколько на месте,
А только вперед и только все вместе.
Команда «Акбузат»
Девиз: «Думай быстро — и вперёд,
Нас тогда победа ждёт!»
1 задание. Разминка.
Ведущий: Сейчас капитаны команд прочитают стихи о нашем чудесном крае.
1 ребёнок:
Башкортостан – моя земля!
Бескрайние твои поля,
Леса, зеленые луга.
Как сильно я люблю тебя.
В речках быстрых и глубоких
Течет кристальная вода.
Ты – колыбель для наций многих,
Цвети и радуй нас всегда!
2 ребёнок:
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…
Ведущий: Спасибо.
2 задание «Путаница»
Ведущий: У нашей республики есть свои отличительные знаки – это флаг и герб. Команда «Кояш». Посмотрите на изображение герба республики Башкортостан. Вы должны узнать, всё ли там правильно нарисовал художник? (Ответы детей). Опишите герб республики Башкортостан.
Дети: Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башкортостан».
Ведущий: Команда «Акбузат». Посмотрите на флаг нашей республики Башкортостан. Скажите, что перепутал художник. (Ответы детей). Что означают цвета?
Дети: Флаг состоит из трёх равных горизонтальных полос: синей, белой и зелёной. В центре белой полосы, в золотом кольце изображено соцветие курая. Синий цвет символизирует ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Башкирии, белый — миролюбие, открытость, зелёный — свободу и вечность жизни; цветок курая — символ дружбы и семи родов.
Ведущий: Ребята, скажите, что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Эта музыка торжественная, которая восхваляет силу и богатство. И слушают такую музыку стоя, гордо подняв голову и гордясь своей родиной. И мы с вами послушаем гимн нашей республики Башкортостан.
Ведущий: Молодцы.
3 задание «Угадай достопримечательности Уфы»
Ведущий: Ребята, назовите главный город нашей республики. (Уфа). Правильно. На экране три картинки под номерами, вам нужно выбрать одну с достопримечательностью Уфы и назвать ее номер
На экране картинки с достопримечательностями
Ведущий: Молодцы. Справились ребята.
4 задание «Поиграй - ка»
Ведущий: - Башкирский народ всегда умел на славу не только трудиться, но и веселиться. Скажите, какой башкирский народный праздник вы знаете? (Сабантуй. Переводится как «праздник плуга»). Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых. Целый день продолжались игры и пляски. Какие башкирские подвижные игры вы знаете? Давайте и мы с вами поиграем все вместе.
Игра «Юрта», «Сапожник»
5 задание «Музыкальная минутка».
Ведущий: Ребята на мольберте перед вами национальные башкирские инструменты. Сейчас зазвучит музыка, как только вы узнали музыкальный инструмент, вы его называете и забираете.
Звучат звуки башкирских муз. инструментов
Ведущий: Молодцы.
6 задание «Национальный костюм»
Ведущий: Следующее задание, командам нужно собрать разрезную картинку с изображением национального башкирского костюма. Капитаны подойдите и выберите конверт с заданием.
Команды выполняют задание
Игра со зрителями
Ведущий: Пока наши команды собирают картинки, предлагаю зрителям ответить на несколько вопросов
1) Национальный герой Башкортостана? (Салават Юлаев)
2) Как звали могучего богатыря в башкирских сказках? (Урал-батыр)
3) Название реки Белой по-башкирски? (Агидель)
4) Жилище древних башкир? (Юрта)
5) Напиток из кобыльего молока? (Кумыс)
6) Старинный музыкальный инструмент башкирского народа? (Курай)
7) Праздник, который отмечают после весеннего сева? (Сабантуй)
Ведущий: Молодцы зрители. А теперь предлагаю командам назвать одежду, из которой состоит женский и мужской башкирский костюм.
Ведущий: Молодцы.
Ведущий: Молодцы, обе команды справились с заданиями. Наша викторина ребята подходит к концу. Вам понравилось? (Да). Что вам больше всего запомнилось или понравилось? (Варианты детей). Как вы думаете, кто из вас больше всего дал правильных ответов? А сейчас уважаемое жюри, пока Вы подводите итоги, ребята споют для вас башкирские песни.
Песни «Салават Юлаев» и «Мой Башкортостан»
Ведущий: Слово предоставляется жюри. Подведение итогов. Награждение