Развивать у детей устойчивый интерес к живописи, продолжать формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
учить рисовать, используя технику рисования мятой бумагой (прижимание бумажных комочков к листу) ; штампами из картофеля
Учить дополнять движением кисти дорисовывать мелкие детали изображаемого (лепестки цветов, стебельки, тем самым завершая эстетическую картину;
Познакомить с сиреневым цветом и его оттенками
Закрепить умение сенсорных эталонов цвета, формы
Обогащать и активизировать словарь детей
Обогащать эмоциональную сферу.
Развивающие:
Развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста;
Развивать внимание и аккуратность, эстетический вкус;
Побуждать детей передавать в рисунке красоту и яркое многообразие оттенков ;
Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного
Развивать речевую активность детей, умение слушать, отвечать полными ответами
Воспитательные:
Воспитывать у детей эстетическое восприятие
действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира;
Воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное настроение.
Учить видеть красоту природы и разнообразие цветов, общий колорит; передавать цветы в рисунке подбирать сочетания цвета и его оттенка в изображении сирени
Коррекционные:
Закреплять умение фиксировать взор
Развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки
Развивать зрительно-моторную координацию;
Развивать умение правильно передавать цвет и его оттенки;
Закреплять умение ориентировать на микроплоскости
Демонстрационный материал: Репродукции картин художников разных жанров живописи: натюрморт Исмаиловой Гульфайрус «Кумыс», и пейзажи Абильхана Кастеева « На джайляу» и «Таласская степь», натюрморт Петра Кончаловского « Сирень»
Раздаточный материал: Альбомный лист, покрашенный на 1/3 в синий цвет, гуашь, бумажные комочки, кисти для изображения мелких деталей рисунка (лепестки цветов, стебельки) салфетки; музыкальный отрывок песни Гр. Гладкова «О картинах», отрывок песни «Разноцветная игра» (автор текста Л. Рубальская, композитор Б. Савельев, отрывок песни В. Шаинского «Дети любят рисовать»,
Предварительная работа: Рассматривание репродукций, беседа по ним.
Составление рассказа по картинам. Дидактическая игра “Музей»
Рассматривание репродукций с сиренью. Чтение стихов и загадок о сирени
Ход занятия
Приветствие
Цель: помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально-приемлемые стратегии поведения, создание атмосферы доверия и безопасности, создание атмосферы положительного эмоционального фона
Дети мы очень рады, что у нас так много гостей (Дети улыбаются). Давайте поприветствуем гостей на казахском языке и подарим им свои улыбки: сәлеметсіз бе (дети хлопают в ладоши)
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Игра на тактильное ощущение «Необычное приветствие»
А теперь давайте с вами прикоснемся к друг другу щечками, плечиком, локоточком, спинкой, коленочкой.
Ребята, когда я шла в детский сад, я повстречала… Да кого, вы сами угадаете!
Нарисует он картину Натюрморт или пейзаж Остроносый, тонкий, длинный, Деревянный.. (Карандаш)
Музыкальная заставка ( Песня Карандаша)
Здравствуйте, ребята. Я, Карандаш, приглашаю вас в гости. Посмотрите, какие красивые, яркие картины в моем музее. Что такое музей? ( ответы детей)
Сегодня Карандаш хотел бы с вами поговорить об искусстве, а именно об изобразительном искусстве, о живописи.
Само слово «живопись» обозначает живописать, т.е. писать жизнь. Те, кто занимался живописью, назывались живописцами, художниками. Когда художник берет кисть, краски и с их помощью изображает на листе бумаги цветок – это и есть живописи. А как на место, где собраны картины знаменитых художников и множество людей приходят уда и любуются ими? (ответы детей)
Давайте теперь расскажем Карандашу , что мы знаем о жанрах живописи. Какие жанры живописи вы знаете? (ответы детей)
Поиграем в игру «Угадайте- хором дружно отвечайте…..»
А теперь следующая загадка: (Дарья)
Если видишь, что с картины,
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется... «портрет»
- Что такое портрет? – изображение человека.
- Правильно! Покажите мне в нашей картинной галерее - портрет. Нарисовала эту картину, казахстанская художница Исмаилова Гульфайрус.
Что изображено на этой картине? (Ответы детей)
- Очень хорошо. Слушайте следующую загадку: (Семен)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется... «пейзаж»
(пейзажи Абильхана Кастеева « На джайляу»)
- Что такое пейзаж?
- Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень.
Очень хорошо. Слушайте следующую загадку: ( Павел)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Знай что это... «натюрморт».
- Что такое натюрморт?
- Изображение группы предметов: цветов, овощей и фруктов, животных, птиц и насекомых, посуды.
- Правильно! Покажите мне натюрморт из репродукций картин в нашей небольшой галерее.
Мы с Карандашом рассмотрели разные картины. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Сорванные цветы завянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.
У нас в группе есть много красивых предметов и могут быть использованы для создания композиции натюрморт.
Дидактическая игра "Составь натюрморт"
Дети из предметов (вазы, чашки, стаканы, ветки, муляжей фруктов и овощей) составляют натюрморт и рассказывают о нем.
- Из каких предметов состоит мой натюрморт?
- Что расположено в центре? ( ваза).
- Какого она цвета?
- Какую форму имеет ваза?
- Что расположено в вазе?
- Где расположен виноград по отношению к вазе?
- Где расположен лимон по отношению к вазе?
Мы уже рисовали веточку сирени карандашами, прорисовывали каждый цветок. А сегодня я покажу вам, как можно нарисовать веточки, используя новые приемы. Но прежде чем начать рисовать, послушайте легенду о сирени, которую расскажет вам Карандаш:
Давным - давно решила Весна сделать землю красивой. Смешала она все цвета радуги с солнечным светом и стала ими землю красить. Летела она с юга на север. Макнула она кисть в красную краску и брызнула вниз. Там, куда попали красные брызги, расцвели красные цветы: розы, маки, тюльпаны.
Брызнула она белой краской – и зацвели сады вишневые и яблоневые, абрикосовые и персиковые; расцвели белые ромашки, лилии, нарциссы.
Брызнула она синей и голубой красками – и расцвели голубые незабудки, синие коло-кольчики и васильки.
Окунула Весна кисть в желтую краску и брызнула на землю: и везде рассыпались желтые одуванчики, купальницы, кукушкины слезы.
Все дальше летала Весна на север, и все меньше оставалось у нее красок. Смешала Весна эти краски, и получился у нее сиреневый цвет. Брызнула она им на землю – и расцвела сирень кругом».
Воспитатель.
- Понравилась вам эта сказка?
- Как же можно получить сиреневый цвет? (Воспитатель напоминае детям, как они на занятиях смешивали розовый с голубым – получался - сиреневый; смешивали малиновый с фиолетовым – получали темно-сиреневый цвет, уточняли,, что иначе его называют лиловым)
Пальчиковая гимнастика
Оң қолымда бес саусак
Сол қолымда бес саусак
Қосып едім екеуін
Болып шықты он саусак
Педагог загадывает детям загадки о сирени, затем предлагает послушать стихотворение Светланы Джус
Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень - И в ней окажется …
( Сирень)
Трудно представить себе май без цветущих кустов сирени. Сирень настолько любимый всеми цветок, что каждую весну многие города распускаются пышными прекрасными кустами. Это море цветов и ароматов погружает в себя улицы и сады, дарит незабываемые ощущения пробуждения природы и скорого наступления лета
Ребята сегодня мы с вами познакомимся с простой и очень интересной техникой рисования мятой бумагой, рисунок получается фактурным с интересными мазками. Нужно просто обмакнуть бумагу в краску и оставить отпечаток на листе, но в начале скажите мне:
Что будет центральной частью вашего рисунка?
Какой формы кисти сирени
Какой оттенок сиреневого наносим сначала?
Перед началом работы педагог напоминает детям, что ветки сирени может быть расположены у всех по-разному и каждый сам выбирает как расположить веточку сирени на листе бумаги.
Далее воспитатель показывает, как можно нарисовать кисть сирени: сначала провести несколько веточек концом кисти; на двух из них нарисовать от начала короткие веточки, затем длинные – на них будут располагаться цветочки. Показывает, как рисовать комочками бумаги: ритмично примакивая.
Каждая кисть сирени, несмотря на вроде бы однородную окраску каждого цветка, имеет разные оттенки. Как же их получить? Очень просто. Берем другой комочек смятой бумаги, обмакиваем его в краску более светлого оттенка и делаем еще один отпечаток поверх первого. Только нужно подождать, чтобы первый отпечаток немного подсох.
Этот прием можно повторить несколько раз, тогда получатся более богатые оттенки
Пока сиреневая краска подсыхает, вы можете нарисовать листья. Они очень красиво оттеняют цветы сирени.
Какого цвета листья? (Ярко-зеленого.)
Какую форму имеют листья? ( Сердечком)
У нас есть трафареты из картофеля, и листья мы нарисуем с помощью этих трафаретов. Когда листочки высохнут, прорисовать прожилки.
Теперь отложите бумагу, протрите влажной салфеткой руки, если они испачкались. Немного отдохнем
Физминутка. Самомосаж Ежики ( Музыка)
Дили-дили-дили-дили! Колокольчики будили Всех зайчат и ежат, Маленький ежик четверо ножек по лесу идет И песенку поет (идем по кругу) (останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг) Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу (руки на поясе, по очереди выставляем вперед и опять на пояс) Сладко яблочко несу (ладони вверх, руки вперед) Фуф ты фуф ты фуф ты фу Ребятишек угощу (ладони вверх, руки вперед, приседаем)
В процессе выполнения работы воспитатель спрашивает детей о том, как они расположат ветку, на каких веточках будут цветы, а где будут листья.. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы движения руки у детей были не скованными, свободными
Зрительная гимнастика
Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро)
Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза)
Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам)
Итог:
Рассматриваются готовые работы.
- Какая работа больше всего похожа на нашу композицию на столе?
-Дети, выберите натюрморт, который больше всего вам понравилась и расскажите почему?
- Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим?
-Скажите, чему новому вы, научились сегодня?
-Чему еще вы бы хотели научиться в следующий раз?
Прощание «Спасибо за приятное занятие»
Один из детей становится в центр круга. Другой ребенок подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба ребенка остаются в кругу, держась за руки.
Затем к ним подходит третий ребенок, пожимает руку первого или второго участника и говорит: «Спасибо за приятное занятие!», и присоединяется к предыдущим двум участникам.
Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки.
По окончании занятия, составляем из пейзажей свою «картинную галерею»
Карандаш прощается с гостями и детьми, говорит кака ему было интересно