- воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней;
- использовать раздаточный материал плодов деревьев для развития познавательного интереса учащихся к изучению предмета;
- контролировать произношение контрольных звуков.
Оборудование: учебники, карточки со словами: крона, плоды, кора, почки; лупы, лоточки с раздаточным материалом: веточки сосны и ели, их шишки, веточки сирени и в
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I Организационный момент.
IIПсихолого-эмоциональный настрой учащихся
III Артикуляционная гимнастика.
IV Дыхательные упражнения
IV Дыхательные упражнения
VI Актуализация знаний
Беседа
-Какое сейчас время года?
- Какое сегодня число?
- Какая погода за окном?
- Какие стоят деревья, кусты?
VII Подготовка к изучению новой темы
У. - А сейчас будьте внимательны. Отгадайте, кто это?
(В класс входит третьеклассница).
Д. - Это Настя.
У. - Как вы узнали ее?
Д. - По лицу.
У. - Угадайте, кто скрывается под этой маской?
Д. - Это Аня.
У. - Как вы узнали ее?
Д. - По одежде, по волосам, по росту, по фигуре.
У. - А это кто?
Голос из-за ширмы:
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
Д. - Это Богдан.
У. - Как удалось вам угадать это?
Д. - По голосу.
У. - Узнаете ли вы этого человека?
(В класс входит старшеклассник). Он читает стих:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;:
Д. - Мы его не знаем.
У. - В этом случае вам не помогло ни лицо, ни фигура, ни голос. Какой мы сделаем вывод?
Сообщение темы и задач урока.
У. - А хорошо ли мы знаем деревья, которые всегда вокруг нас, рядом снами - на улице, в саду, в лесу?
Тема нашего урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой".
На следующем уроке у нас экскурсия в зимний сад. Мы должны будем узнать, какие там растут деревья и кустарники. А чтобы это легко было бы сделать, сегодня научимся различать их по определенным признакам.
Сегодня на уроке мы:
познакомимся с новыми словами;
будем учиться различать деревья и кустарники зимой;
будем учиться работать в парах;
будем контролировать произношение.
Словарь.
Плоды – часть растения, которая развивается из цветка и содержит семена.
Почки – будущие ветки, листья или цветки растения.
VIII Работа с новым материалом.
XI Закрепление.
У. Сейчас мы поработаем в лаборатории. Возьмите лупы и рассмотрите почки сирени и вишни.
Д. - Почки сирени крупные и расположены попарно, а почки вишни мелкие и сидят по одной на веточке.
У. - Какая веточка пахнет?
Д. - Веточка сирени.
У. - В зимние вечера хорошо попить чаю, который заварен веточками смородины и вишни. Ох, и ароматен же этот чай!
X Итог урока.
У. – Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке.
Д. - Сегодня на уроке мы:
познакомились с новыми словами;
учились различать деревья и кустарники зимой;
учились работать в парах;
контролировали произношение.
У. - Ребята, мы научились сегодня различать деревья и кустарники зимой? Когда мы подойдем к дереву, на что обратим свое внимание?
Д. - На его крону, рассмотрим кору, семена и почки.
У. - Ребята, вы хорошо поработали на уроке (вербальное оценивание заслуг каждого ученика)
У. – Что вызывало затруднения на уроке? (Ответы детей)
У. - У вас на столах лежат тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было нетрудно – поднимите солнышко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней;
- использовать раздаточный материал плодов деревьев для развития познавательного интереса учащихся к изучению предмета;
- контролировать произношение контрольных звуков.
Оборудование: учебники, карточки со словами: крона, плоды, кора, почки; лупы, лоточки с раздаточным материалом: веточки сосны и ели, их шишки, веточки сирени и в
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I Организационный момент.
- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Покажите свои учебники, карточки, цветные карандаши, ручки.
IIПсихолого-эмоциональный настрой учащихся
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке я тружусь,
Не зеваю, не ленюсь.
Руку быстро поднимаю,
Четко все я отвечаю.
IIIАртикуляционная гимнастика
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки).
С ними худе – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блин нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
IV Дыхательные упражнения
«Ветер» Сильный ветер вдруг подул, Слёзки с наших щёчек сдул. И.п. – основная стойка. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот. 2 – задержать дыхание на 3-4 сек. 3- сквозь сжатые губ с силой впустить воздух несколькими отрывистыми выдохами Выполнять 5 раз
V Фонетическая зарядка Звук В 1. Фонетическое упражнение. Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв...(изменение силы голоса).
2. Чтение слогов: ва-во-ву-вы; во-ву-вы-ва; ово-уву-ывы-ава. 3. Замени первый звук в слове на звук [в], назови слово, которое получилось: газы - вазы, полк -..., дата - ..., грач - ..., пышка - ..., голос - ..., корона -...
4. Проговаривание чистоговорок.
Ва-ва-ва – выросла трава;
ву-ву-ву – соберу траву;
вы-вы-вы – нет травы. 7. Итоги фонетической зарядки.
VI Актуализация знаний
Беседа -Какое сейчас время года?
- Какое сегодня число?
- Какая погода за окном?
- Какие стоят деревья, кусты?
VII Подготовка к изучению новой темы
У. - А сейчас будьте внимательны. Отгадайте, кто это?
(В класс входит третьеклассница).
Д. - Это Настя.
У. - Как вы узнали ее?
Д. - По лицу.
У. - Угадайте, кто скрывается под этой маской?
Д. - Это Аня.
У. - Как вы узнали ее?
Д. - По одежде, по волосам, по росту, по фигуре.
У. - А это кто?
Голос из-за ширмы:
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
Д. - Это Богдан.
У. - Как удалось вам угадать это?
Д. - По голосу.
У. - Узнаете ли вы этого человека?
(В класс входит старшеклассник). Он читает стих:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;:
Д. - Мы его не знаем.
У. - В этом случае вам не помогло ни лицо, ни фигура, ни голос. Какой мы сделаем вывод?
Сообщение темы и задач урока. У. - А хорошо ли мы знаем деревья, которые всегда вокруг нас, рядом снами - на улице, в саду, в лесу?
Тема нашего урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой".
На следующем уроке у нас экскурсия в зимний сад. Мы должны будем узнать, какие там растут деревья и кустарники. А чтобы это легко было бы сделать, сегодня научимся различать их по определенным признакам.
Сегодня на уроке мы:
познакомимся с новыми словами;
будем учиться различать деревья и кустарники зимой;
будем учиться работать в парах;
будем контролировать произношение.
Словарь.
Плоды – часть растения, которая развивается из цветка и содержит семена.
Крона - это верхняя разветвленная часть дерева. Почки – будущие ветки, листья или цветки растения.
VIII Работа с новым материалом.
1. Игра «Назови дерево или кустарник».
Дети выходят и становятся в круг.
У. - По очереди называем кустарники и деревья. Кто не называет новый вид или повторяется, тот садится за парту.
2. Работа по учебнику.
У. - Открываем учебники.
Чародейкою Зимою Околдован лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев.
Прочтите названия деревьев. Растут ли такие деревья в нашем крае?
Д. - Да.
У. - Посмотрите. Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.
(На доске карточка с вопросительным знаком).
3. Отгадайте загадку:
Платье потеряла,
Пуговки остались.
Д. - Рябина.
У. - Про какие такие пуговицы говорится в этой загадке?
Д. - Это красные ягоды.
Ученик. -
Красненькую ягодку Мне дала рябина. Думал я, что сладкую, А она, как хина. То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела.
У. - В этих ягодах не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Но знающие люди едят их, когда ударит мороз. Горечь отбивается, а все полезные свойства остаются.
Найдите рябину в зимнем саду. Что помогло нам ее узнать?
Д. - Плоды.
(На доске открывается карточка со словом "плоды").
ПЛОДЫ
У. - Отгадайте следующую загадку:
Разбежались на опушке В белых платьицах подружки.
Д. - Березы.
У. - Белая береза
Под моим окном Принакрылась снегом Словно серебром. (С. Есенин).
Что за белые платьица у наших подружек?
Д. - Ствол у березы белый с черными штрихами.
У. - Да, березу мы всегда определим по коре.
(На доске открывается карточка со словом "кора").
ПЛОДЫ КОРА
У. - Посмотрите еще раз на это дерево. Обратите внимание на ее крону. Крона дерева - это верхняя разветвленная часть. Опишите крону березы.
Д. - У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз.
У. - Так по какому еще признаку можно узнать это дерево?
Д. - По кроне.
(На доске открывается карточка со словом "крона").
ПЛОДЫ КОРА КРОНА
У. - Про это дерево говорят "могучий", "развесистый", "величавый". Что это за дерево?
Д. - Это дуб.
Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, Значит закаленный:
Д. - Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые.
У. - Хотите узнать, почему они корявые? За ответом обратимся к хрестоматии. Стр. 43.
Дети читают текст.
У. - Так почему же у дуба ветви корявые?
Д. - Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.
У. - Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как растения тянутся к свету?
Д. - Бабушка в ящиках выращивает рассаду помидор. Эти ящики она ставит на подоконники. Маленькие растения тянутся к свету и сильно наклоняются к окну, а бабушке приходится каждый раз поворачивать ящики другой стороной.
У. - Что же помогло нам определить дуб?
Д. - Его крона, кора.
4. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо. (Помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо. (Покачаться из стороны в сторону)
У. - Встали, потянулись. Высоко-высоко. Чье дерево выше всех? Молодцы.
Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу.
Д. - Это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят.
У. - Отгадайте загадку:
Ну и платье, Сплошь иголки. Его носят вечно: (елки).
(На доску крепится иллюстрация ели).
Какое еще дерево с иголками?
Д. - Это сосна.
У. - Какие это деревья?
Д. - Хвойные.
5. Работа в парах.
У. - Сравните кроны этих деревьев, хвою и шишки. Какая пара уже готова?
Д. - У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие.
6. Работа по учебнику.
У. - Рассмотрите плоды деревьев. Плоды каких деревьев вам знакомы?
Д. - Плоды липы - орешки, размером с горошину. Подвешены к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. Плод березы напоминает бабочку. Из крылаток клена и желудей мы на уроках труда делали поделки.
У. - А теперь посмотрите на правую часть страницы. Что поможет отличить один кустарник от другого?
Д. - Почки.
(На доске открывается карточка со словом "почки").
ПЛОДЫ КОРА КРОНА ПОЧКИ
У. - Чем отличается почка калины от ольхи?
Д. - Почки калины плотно прижаты к стеблю словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды.
Необычны почки ольхи. Каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке. У рябины они круглые и опушенные.
XI Закрепление.
У. Сейчас мы поработаем в лаборатории. Возьмите лупы и рассмотрите почки сирени и вишни.
Д. - Почки сирени крупные и расположены попарно, а почки вишни мелкие и сидят по одной на веточке.
У. - Какая веточка пахнет?
Д. - Веточка сирени.
У. - В зимние вечера хорошо попить чаю, который заварен веточками смородины и вишни. Ох, и ароматен же этот чай!
X Итог урока.
У. – Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке.
Д. - Сегодня на уроке мы:
познакомились с новыми словами;
учились различать деревья и кустарники зимой;
учились работать в парах;
контролировали произношение.
У. - Ребята, мы научились сегодня различать деревья и кустарники зимой? Когда мы подойдем к дереву, на что обратим свое внимание?
Д. - На его крону, рассмотрим кору, семена и почки.
У. - Ребята, вы хорошо поработали на уроке (вербальное оценивание заслуг каждого ученика)
У. – Что вызывало затруднения на уроке? (Ответы детей)
У. - У вас на столах лежат тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было нетрудно – поднимите солнышко.