Просмотр содержимого документа
««Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»»
Консультация для родителей
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»
Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Здоровье детей – это будущее страны, поэтому перед педагогами, общественностью, родителями стоит задача воспитания здорового поколения. Для всех людей на всей планете главной ценностью является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. К сожалению, практически здоровых детей в нашем современном мире очень мало. Виноваты плохая экология, неправильное питание, недостаточные физические нагрузки, система здравоохранения.
Здоровый ребенок – счастливый и успешный, а значит, в какой-то мере, счастье детей и их успехи – в наших руках, руках взрослых – педагогов, родителей. Мы, взрослые, несем ответственность за детей, находящихся под нашей опекой.
В связи с недостаточным уровнем физического развития современных детей возникла необходимость совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении путем применения здоровьесберегающего воспитания.
Решая проблему здоровьесбережения, необходимо создавать такую систему работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, способствующую сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня во всех дошкольных учреждениях огромное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии направленны на решение следующих задач:
•Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
•Сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
•Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
Цель здоровьесберегающих технологий –
•Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены, как технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни.
Основные принципы здоровьесбережания :
• Принцип «Не навреди!»;
• Непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• Систематичности и последовательности;
• Принцип доступности и индивидуальности;
• Всестороннего и гармонического развития личности;
Технологии сохранения здоровья детей дошкольного возраста применяемые в образовательной деятельности: стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая, корригирующая гимнастика.
Стретчинг –– это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.
Динамические паузы– это подвижные, хороводные игры, физкультурные минутки, проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно-профилактическую. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Пальчиковая гимнастика - это гимнастика для развития кистей рук, сопровождается короткими стихами. Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений для профилактики зрения. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.
Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.
Гимнастика дыхательная – это комплекс упражнений, основанный на развитии дыхательной функции организма
Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность.
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании детей.
В образовательной деятельности используются отдельные доступные упражнения, органично вплетающиеся в образовательный процесс. В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. К сожалению, некоторые дети дышат через рот. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Гимнастика корригирующая – это система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника. Применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Проводится в течение 3-5 минут в любое время дня, по определенной методике с игровыми элементами. Рекомендуется детям с речевыми нарушениями и часто болеющим детям.
Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Применение таких технологий развивает дружеские взаимоотношения, коллективизм. Вся работа проходит с позитивным настроем, дети становятся более улыбчивыми, доброжелательными, раскрепощенными, открытыми и жизнерадостными. Во время динамических пауз, физкультминуток, пальчиковых игр, упражнений стретчинга и т. д. дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, они все вовлекаются в процесс, после этого активно отвечают на вопросы, внимательнее слушают, старательнее рисуют, наклеивают. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности. И важную роль в этом играют технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности. Только комплексное, регулярное использование здоровьесберегающих технологий в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список используемой литературы:
1. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье. - М. : Школьная Пресса, 2008.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Метод. пособие. - М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
3. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.