Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика - здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»
«Деятельность педагога по здоровье сбережению в условиях новых требований ФГОС»
Тема:
Пальчиковая гимнастика - здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста
Введение:
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровье сберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровье сберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровье сберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровье сбережения.
Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровье сбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе. Технологии здоровье сбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка.
Еще в старину заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые
стихами, благотворно влияют на развитие детей. Пальчиковая гимнастика – является эмоциональной и увлекательной игрой, которая способствует развитию речи и творческой личности. Пальчиковая игра способна отразить реальность окружающего мира: предметы, животных, птиц, деятельность людей и явления родной природы. Во время выполнения пальчиковой гимнастики активизируется мелкая моторика, которая позволяет развивать у воспитанников ловкость, умение управлять ни одним видом деятельности, а еще и движением и речью.
Таким образом, в ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что тема «Пальчиковая гимнастика - здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста является актуальной.
Указанные противоречия определили проблему данного исследования: Каковы условия использования здоровье сберегающих технологий в современном дошкольном учреждении?
Объектом исследования является процесс образовательной деятельности в детском саду на основе пальчиковой гимнастики.
Предметом исследования выбрана пальчиковая гимнастика как фактор здоровье сбережения обучающихся.
Цель - определение эффективности использования пальчиковой гимнастики в образовательной деятельности в ДОУ , на основе анализа литературы по данной теме. Для этого были определены следующие задачи :
1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной теме.
2. Выявить педагогические условия здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
3. Изучить существующие в практике обучения игры с пальчиками.
Гипотеза исследования.Доказываем положительное влияние пальчиковой гимнастики на здоровье сбережение и развитие дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа с родителями, результаты деятельности детей.
Часть 1. Теоретические основы проблемы здоровьясбережения в образовательном процессе.
Детский сад это первая ступенька взросления и становления детей. За 5—6лет, 2 - 3 летние малыши становятся школьниками. Педагоги прикладывают массу усилий, чтобы дети чувствовали себя комфортно, окружают их теплотой и вниманием. Но прерывание педагогического
процесса, системы адаптации у малышей являются болезнью. Дети,
особенно в младших группах, часто и подолгу болеют. Самые негативные заключаются в том, что прерванная адаптация стимулирует новые заболевания. Так же фактором заболеваемости является плохая
экология, несбалансированное питание и генетика. Как с этим бороться?
Ознакомившись с классификацией здоровьесберегающих технологий,
предложенной А.М. Сивцовой, можно составить таблицу с образовательными областями соответствующие ФГОС.
Таблица 1.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной
деятельности дошкольников ГБОУ Гимназии №1 сп ДС Ладушки
Образовательныеобласти
ЭлементыЗСД
Физи
ческое разви
тие
Позн
ание
Социальнокоммуникативное развитие
Речевое развитие
Художеств-еннооэстетическоеразвитие
Музыка
Продук
тивная деятель
ность
Специально организованная физическая деятельность
+
Подвижные, спортивные игры
+
+
Стрейчинг
+
Ритмопластика
+
+
Динамическая пауза
+
+
+
+
Физкультминутки
+
+
+
+
Коммуникативные игры
+
+
+
+
+
+
Система знаний из серии «Уроки здоровья»
+
Игротерапия, игротренинг
+
Гимнастика (дыхательная, пальчиковая, зрительная)
+
+
+
+
+
+
Арт-терапия
+
+
+
Музыкальное воздействие
+
Сказкотерапия
+
+
+
+
+
+
Воздействие цветом
+
+
Коррекция поведения
+
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в
обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Работа по здоровьесбережению в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка, на принципах гуманизации построения педагогического процесса с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении должна
создаваться с учетом индивидуально дифференцированного подхода. В
нашем дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал
совместно с музыкальным, спортивная площадка на улице.
В дошкольном возрасте необходимо сформировать представление о составляющих компонентах здорового образа жизни: духовно-эмоциональное благополучие, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, неприятие антисоциальных привычек.
Все виды деятельности направленные на решение этих задач можно объединить в одну группу — здоровьесберегающие образовательные технологии. Их целью является воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Формирование системы знаний происходит как в ходе организованной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников.
Форма организации детей достаточно разнообразна. Самая распространенная — это беседа, в ходе которой воспитатель в доверительной, неназидательной, а часто и игровой форме излагает довольно серьезные вопросы: строение и функции организма человека, полезные и вредные факторы жизнедеятельности, болезни и способы их предупреждения, примеры безопасного поведения и способы различных действий в непредвиденных ситуациях. В своей коррекционной работе по развитию речи я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, мяч и речь. Систематически используемые пальчиковые игры и упражнения оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей.
Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Часть 2. Практическая работа.
С детьми каждодневно нужно проводить пальчиковую гимнастику это увлекательная и интересная игра для детей, которая отвечает требованиям здорово сберегающих технологий. Пальчиковую гимнастику можно выбирать от темы дня образовательного процесса. Или просто любую которая понравиться. Главное проводить занятия регулярно.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- развивает эмоциональную выразительность;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает внимание, память, воображение;
- способствует развитию пространственного мышления;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
Правила выполнения упражнений:
1 . Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8 . Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Занимаясь гимнастикой с ребенком, мы не просто двигаем пальцами, а осознаём и контролируем свои действия, поэтому гимнастика повышает зрительно‐моторную координацию и концентрацию внимания. Выполняя пальчиковую гимнастику, необходимо соблюдать правила: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно, после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
Упражнения пальчиковой гимнастики сначала выполняются медленно.
Необходимо следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал
положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости можно помогать ребёнку, а также научить ребенка помогать себе второй рукой.
Упражнения сначала отрабатываются одной рукой (если не предусмотрено
участие обеих рук), затем уже другой рукой, после этого – двумя одновременно. Когда все упражнения будут хорошо знакомы воспитаннику, можно выполнять следующие игровые задания: выполнять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала взрослый сам придумывает рассказ, затем предлагает сочинить свою историю ребенку.
Например: «Жила была речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая
рыбка (изображаем «рыбку»). Как‐то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел, рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т.д.
Так же можно использовать игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаем ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами; катать между большим и указательным пальцами; придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика) – совсем не трудно, для начала предлагаем покатать между ладошками шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Этот простой, и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Ежедневно воспитателями проводится массаж пальцев с использованием различных предметов: шишек, орехов, карандаша, ребристых палочек, счетов, массажных шариков «Су- Джок» и др. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Так же в своей работе я использую ширмы передвижки и консультации для родителей на тему здоровье сберегающих технологий. Используя в своей работе игры пальчиками была отмечена положительная тенденция улучшения эмоционального состояния дошкольников что несомненно положительно влияет на их здоровье.
Заключение
Выполняя с воспитанниками упражнения для кистей рук, развивается подражательная способность, дети учатся напрягать и расслаблять мышцы.
Упражнения для пальцев условно‐статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Упражнения для пальцев динамические развивают точную координацию
движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук.
Таким образом, пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность
коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение и снимает тревожность, все это способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ
Приложения:
Пальчиковый футбол
Тренажер су – джок
Список литературы:
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М., ВАКО, 2004г.
Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.
Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.