Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс
Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс
Текст сообщения на тему
«Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательный процесс»
Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. По статистике XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей дошкольного возраста. На 9 % снизилось число здоровых детей, на 7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 2 % возросла численность детей с 3 группой здоровья, которая характеризуется отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Требования программы «От рождения до школы»
-формирование представлений о здоровом образе жизни;
- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
-повышение умственной и физической работоспособности;
-предупреждение утомляемости.
Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
•технологии сохранения и стимулирования здоровья;
динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие упражнения
•технологии обучения здоровому образу жизни;
Физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,
Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно обоснован и базируется на многочисленных экспериментах и обширной клинической практике. Это весьма эффективный способ для контролирования уровня напряжения, достижения действительного расслабления и помощи в достижении личных целей.
•коррекционные технологии.
технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика,
арт-терапия,
артикуляционная гимнастика,
технология музыкального воздействия,
сказкотерапия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Требования программы-формирование представлений о здоровом образе жизни;- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;-повышение умственной и физической работоспособности;-предупреждение утомляемости.
«Здоровьесберегающая технология»— это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цельздоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:Технологии сохранения и стимулирования здоровья:динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие упражненияТехнологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС).проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,Коррекционные технологии:
технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия)
Внедрение здоровьесьерегающихтехнологий в режим дня
Режимный момент
технология
Утренний прием на воздухе
Пальчиковая гимнастика, массаж (технология Су-джок, мудры), точечный массаж (в преддверии эпидемий, 4-7л.), фонетическая ритмика, элементы ритуальной педагогики
Утреня гимнастика
Дыхательная гимнастика, игровой массаж.
НОД, перерывы между занятиями, окончание занятий
Динамическая пауза, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для ПНО и плоскостопия, игровой массаж, пальчиковые игры, элементы логоритмики)
Прогулка
Дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика, технология музыкального воздействия.
Подготовка ко сну
Коррекционные упражнения ПНОДА и плоскостопия, релаксационные минутки, технология вибрационного воздействия.
Гимнастика пробуждения
Коррекционные упражнения ПНОДА и плоскостопия, дыхательная гимнастика, точечный массаж
вечер
Артикуляционная гимнастика, элементы народной педагогики, игры на снятие отрицательных эмоций, нервных состояний.
Направленность оздоровительных технологий
Снятие двигательного переутомления
* релаксационная минутка
Дыхательная гимнастика
Релаксационный массаж/самомассаж
Технология музыкального воздействия
Снятие умственного переутомления
Массаж стоп и пальцев рук ( Су-джок, массажеры)
Воздействие на БАТ стоп и кистей рук.
Дыхательная гимнастика
Технология музыкального воздействия
Снятие статического мышечного напряжения
Динамическая пауза/физминутка
Игровой массаж
Пальчиковая гимнастика
Элементы логоритмики
Гимнастика для глаз
Активизация познавательной/речевой активности
Снятие негативных эмоций, нервных состояний
* Кинезиологические упражнения
Элементы ритуальной и народной педагогики.
Технология музыкального воздействия
Релаксационные паузы
Коммуникативные игры
Пальчиковая гимнастика (мудры)
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковые игры
Самомассаж
Массаж Су-Джок
Разработан корейским ученым, профессором Пак Чже Ву.
В переводе «Су» означает – кисть, «Джок» – стопа.
Массаж Су-Джок – воздействие на определенные точки кистей и стоп с целью активизации работы различных органов и систем. В практике детского сада используется как средство активизации речевого развития детей и как общеукрепляющий профилактический массаж
Здоровьесберегающие технологии
Массаж БАТ
Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.
Игровой массаж -нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
МУДРЫ
Технология народной педагогики
Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:
Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь взрослого.
Действия взрослого– поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения
В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему взрослый
.
Воздействие на БАТ с целью восстановления энергетического баланса.
Использование мудр усиливает защитные силы организма, развивает фантазию, выдумку, ускоряет развитие речи.
Гимнастика
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.
Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Кроме огромной пользы для развития познавательных способностей ребенка, пальчиковые игры также помогают наладить с ребенком доброжелательные отношения. А еще для ребенка они - интересный мостик между ним и окружающим миром. Ведь в пальчиковой гимнастике, по обыкновению, отображается мир реальный - люди, животные, явления природы.
Корригирующая гимнастика
Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.
Кинезиологическая гимнастика
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Цель кинезиологических упражнений:
- Развитие межполушарной специализации;
- Развитие межполушарного взаимодействия;
- Развитие межполушарных связей;
- Синхронизация работы полушарий;
- Развитие мелкой и крупной моторики;
-Развитие способностей;
- Развитие памяти, внимания, мышления;
-Развития речи;
-Устранение дислексии и дисграфии.
Дыхательная гимнастика
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.
Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в планеукрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
релаксация
Прогрессивная (последовательная) мышечная релаксация — это особый вид упражнений на расслабление, в ходе которых чередуется состояние расслабления и напряжения отдельных групп мышц. Автором методики является американский невролог Эдмунд Джекобсон (1888 — 1983).
Э. Джекобсон обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Для невротических состояний, которые очень часто сопровождают адаптацию у ребенка дошкольного возраста, характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости. Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление в данной методике используется для снятия эмоционального напряжения.
Упражнения можно выполнять в качестве отдыха и во время игровых моментов дошкольника.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип: все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.
Ритуальная педагогика
Ритуальная педагогика - одно из новых направлений в воспитательной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
С помощью ритуальной педагогики особенно успешно решаются задачи по социально-нравственному воспитанию, умственному и общефизическому развитию детей, созданию в детском коллективе дружелюбной атмосферы.
Р.П. - ненавязчивая, но упорная целенаправленная работа по созданию внутри отдельного небольшого детского коллектива неких ежедневных обычаев и обрядов, необязательных к выполнению, но интересных и приятных для детей. Именно с помощью этих обрядов, зачастую выполняемых в игровой форме, и решаются педагогические задачи - причём решаются самими детьми, участвующими в ритуале, без вмешательства извне, зачастую неосознанно! Роль педагога сводится к правильному формированию направленности ритуала, чтобы каждый ритуал решал определённые задачи .
Утренние ритуалы: улыбка при встрече, ласковые касания друг друга, пожелания добра и счастья всем людям на земле (можно хором, когда дети уже организованы к проведению занятия - перед его началом), чтение стихов, считалки, загадки. Похлопать ладошками над головой, разбудить солнышко, поздороваться с ним. Хороводы, физические упражнения в кругу (желательно на улице до завтрака)
Во время прогулок: игры-поддержки - кто-то упал, расстроился или устал все должны подойти, погладить, шепнуть ласковое слово.
Дневной сон: перед сном - чтение стихов и сказок, пробуждение - с улыбкой.