kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст сообщения на тему 
«Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательный процесс»
Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. По статистике XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей дошкольного возраста. На 9 % снизилось число здоровых детей, на 7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 2 % возросла численность детей с 3 группой здоровья, которая характеризуется отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. 
Требования программы «От рождения до школы»
-формирование представлений о здоровом образе жизни;
- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
-повышение умственной и физической работоспособности;
-предупреждение утомляемости.
Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
•технологии сохранения и стимулирования здоровья;
динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие упражнения
•технологии обучения здоровому образу жизни;
Физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж, 
Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно обоснован и базируется на многочисленных экспериментах и обширной клинической практике. Это весьма эффективный способ для контролирования уровня напряжения, достижения действительного расслабления и помощи в достижении личных целей.
•коррекционные технологии.
технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, 
арт-терапия,
артикуляционная гимнастика, 
технология музыкального воздействия, 
сказкотерапия



 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс»

Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

Актуальность проблемы В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: Влияние неблагоприятных климатических особенностей; Ухудшение экологической обстановки; Электронно-лучевое, металло-звуковое облучение детей; Социальная напряженность в обществе и семье; Повышения интенсивности процесса обучения .

Актуальность проблемы

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами:

  • Влияние неблагоприятных климатических особенностей;
  • Ухудшение экологической обстановки;
  • Электронно-лучевое, металло-звуковое облучение детей;
  • Социальная напряженность в обществе и семье;
  • Повышения интенсивности процесса обучения .

Требования программы  - формирование представлений о здоровом образе жизни;  - сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;  -повышение умственной и физической работоспособности;  -предупреждение утомляемости.

Требования программы - формирование представлений о здоровом образе жизни; - сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; -повышение умственной и физической работоспособности; -предупреждение утомляемости.

«Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

«Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:  Технологии сохранения и стимулирования здоровья:  динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие упражнения   Технологии обучения здоровому образу жизни:   Физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС).проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,  Коррекционные технологии:  технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия) 

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие упражнения Технологии обучения здоровому образу жизни:

  Физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС).проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж, Коррекционные технологии: 

технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия) 

Внедрение здоровьесьерегающих  технологий в режим дня Режимный момент технология Утренний прием на воздухе Пальчиковая гимнастика, массаж (технология Су-джок, мудры), точечный массаж (в преддверии эпидемий, 4-7л.), фонетическая ритмика, элементы ритуальной педагогики Утреня гимнастика Дыхательная гимнастика, игровой массаж. НОД, перерывы между занятиями, окончание занятий Динамическая пауза, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для ПНО и плоскостопия, игровой массаж, пальчиковые игры, элементы логоритмики) Прогулка Дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика, технология музыкального воздействия. Подготовка ко сну Коррекционные упражнения ПНОДА и плоскостопия, релаксационные минутки, технология вибрационного воздействия. Гимнастика пробуждения Коррекционные упражнения ПНОДА и плоскостопия, дыхательная гимнастика, точечный массаж вечер Артикуляционная гимнастика, элементы народной педагогики, игры на снятие отрицательных эмоций, нервных состояний.

Внедрение здоровьесьерегающих технологий в режим дня

Режимный момент

технология

Утренний прием на воздухе

Пальчиковая гимнастика, массаж (технология Су-джок, мудры), точечный массаж (в преддверии эпидемий, 4-7л.), фонетическая ритмика, элементы ритуальной педагогики

Утреня гимнастика

Дыхательная гимнастика, игровой массаж.

НОД, перерывы между занятиями, окончание занятий

Динамическая пауза, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для ПНО и плоскостопия, игровой массаж, пальчиковые игры, элементы логоритмики)

Прогулка

Дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика, технология музыкального воздействия.

Подготовка ко сну

Коррекционные упражнения ПНОДА и плоскостопия, релаксационные минутки, технология вибрационного воздействия.

Гимнастика пробуждения

Коррекционные упражнения ПНОДА и плоскостопия, дыхательная гимнастика, точечный массаж

вечер

Артикуляционная гимнастика, элементы народной педагогики, игры на снятие отрицательных эмоций, нервных состояний.

Направленность оздоровительных технологий Снятие двигательного переутомления * релаксационная минутка Дыхательная гимнастика Релаксационный массаж/самомассаж Технология музыкального воздействия Снятие умственного переутомления Массаж стоп и пальцев рук ( Су-джок, массажеры) Воздействие на БАТ стоп и кистей рук. Дыхательная гимнастика Технология музыкального воздействия Снятие статического мышечного напряжения Динамическая пауза/физминутка Игровой массаж Пальчиковая гимнастика Элементы логоритмики Гимнастика для глаз Активизация познавательной/речевой активности Снятие негативных эмоций, нервных состояний * Кинезиологические упражнения

Направленность оздоровительных технологий

Снятие двигательного переутомления

* релаксационная минутка

  • Дыхательная гимнастика
  • Релаксационный массаж/самомассаж
  • Технология музыкального воздействия

Снятие умственного переутомления

  • Массаж стоп и пальцев рук ( Су-джок, массажеры)
  • Воздействие на БАТ стоп и кистей рук.
  • Дыхательная гимнастика
  • Технология музыкального воздействия

Снятие статического мышечного напряжения

  • Динамическая пауза/физминутка
  • Игровой массаж
  • Пальчиковая гимнастика
  • Элементы логоритмики
  • Гимнастика для глаз
  • Активизация познавательной/речевой активности

Снятие негативных эмоций, нервных состояний

* Кинезиологические упражнения

  • Элементы ритуальной и народной педагогики.
  • Технология музыкального воздействия
  • Релаксационные паузы
  • Коммуникативные игры
  • Пальчиковая гимнастика (мудры)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Самомассаж
Массаж Су-Джок Разработан корейским ученым, профессором Пак Чже Ву. В переводе «Су» означает – кисть, «Джок» – стопа. Массаж Су-Джок – воздействие на определенные точки кистей и стоп с целью активизации работы различных органов и систем. В практике детского сада используется как средство активизации речевого развития детей и как общеукрепляющий профилактический массаж

Массаж Су-Джок

Разработан корейским ученым, профессором Пак Чже Ву.

В переводе «Су» означает – кисть, «Джок» – стопа.

Массаж Су-Джок – воздействие на определенные точки кистей и стоп с целью активизации работы различных органов и систем. В практике детского сада используется как средство активизации речевого развития детей и как общеукрепляющий профилактический массаж

Здоровьесберегающие технологии Массаж БАТ Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.  Игровой массаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Здоровьесберегающие технологии

  • Массаж БАТ
  • Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.
  • Игровой массаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

МУДРЫ Технология народной педагогики Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности: Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с  утрированным протягиванием гласных звуков речь взрослого. Действия взрослого–  поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему взрослый .  Воздействие на БАТ с целью восстановления энергетического баланса. Использование мудр усиливает защитные силы организма, развивает фантазию, выдумку, ускоряет развитие речи.

МУДРЫ

  • Технология народной педагогики
  • Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:
  • Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с  утрированным протягиванием гласных звуков речь взрослого.
  • Действия взрослого–  поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения
  • В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему взрослый
  • .

Воздействие на БАТ с целью восстановления энергетического баланса.

Использование мудр усиливает защитные силы организма, развивает фантазию, выдумку, ускоряет развитие речи.

Гимнастика

Гимнастика

  • Гимнастика для глаз  используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.
  • Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение. Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Кроме огромной пользы для развития познавательных способностей ребенка, пальчиковые игры также помогают наладить с ребенком доброжелательные отношения. А еще для ребенка они - интересный мостик между ним и окружающим миром. Ведь в пальчиковой гимнастике, по обыкновению, отображается мир реальный - люди, животные, явления природы.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Кроме огромной пользы для развития познавательных способностей ребенка, пальчиковые игры также помогают наладить с ребенком доброжелательные отношения. А еще для ребенка они - интересный мостик между ним и окружающим миром. Ведь в пальчиковой гимнастике, по обыкновению, отображается мир реальный - люди, животные, явления природы.

Корригирующая гимнастика

Корригирующая гимнастика

  • Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.
Кинезиологическая гимнастика

Кинезиологическая гимнастика

  • Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
  • Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья,  позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга .
  • Цель кинезиологических упражнений:
  • - Развитие межполушарной специализации;
  • - Развитие межполушарного взаимодействия;
  • - Развитие межполушарных связей;
  • - Синхронизация работы полушарий;
  • - Развитие мелкой и крупной моторики;
  • -Развитие способностей;
  • - Развитие памяти, внимания, мышления;
  • -Развития речи;
  • -Устранение дислексии и дисграфии.

Дыхательная гимнастика

  • Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.
  • Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.
  • Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
  • Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета  будут видны после длительного курса.

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

релаксация

  •   Прогрессивная (последовательная) мышечная релаксация  — это особый вид упражнений на расслабление, в ходе которых чередуется состояние расслабления и напряжения отдельных групп мышц. Автором методики является американский невролог Эдмунд Джекобсон (1888 — 1983). 
  • Э. Джекобсон обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Для невротических состояний, которые очень часто сопровождают адаптацию у ребенка дошкольного возраста, характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости.  Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление  в данной методике используется для снятия эмоционального напряжения.
  • Упражнения можно выполнять в качестве отдыха и во время игровых моментов дошкольника.
  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий  принцип все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.

Ритуальная педагогика

Ритуальная педагогика

  • Ритуальная педагогика - одно из новых направлений в воспитательной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  • С помощью ритуальной педагогики особенно успешно решаются задачи по социально-нравственному воспитанию, умственному и общефизическому развитию детей, созданию в детском коллективе дружелюбной атмосферы.
  • Р.П. - ненавязчивая, но упорная целенаправленная работа по созданию внутри отдельного небольшого детского коллектива неких ежедневных обычаев и обрядов, необязательных к выполнению, но интересных и приятных для детей. Именно с помощью этих обрядов, зачастую выполняемых в игровой форме, и решаются педагогические задачи - причём решаются самими детьми, участвующими в ритуале, без вмешательства извне, зачастую неосознанно! Роль педагога сводится к правильному формированию направленности ритуала, чтобы каждый ритуал решал определённые задачи .
  • Утренние ритуалы: улыбка при встрече, ласковые касания друг друга, пожелания добра и счастья всем людям на земле (можно хором, когда дети уже организованы к проведению занятия - перед его началом), чтение стихов, считалки, загадки. Похлопать ладошками над головой, разбудить солнышко, поздороваться с ним. Хороводы, физические упражнения в кругу (желательно на улице до завтрака)
  • Во время прогулок: игры-поддержки - кто-то упал, расстроился или устал все должны подойти, погладить, шепнуть ласковое слово.
  • Дневной сон: перед сном - чтение стихов и сказок, пробуждение - с улыбкой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

Автор: Назаренко Марина Юристовна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства