Просмотр содержимого документа
««Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физкультурно-оздоровительному развитию детей № 23 «Берёзка» с.Красное Николаевского муниципального района
Хабаровского края
Информация к семинару-практикуму:
«Способы выхода из конфликтных ситуаций
в работе с семьей»
Воспитатель МБДОУ №23:
Городнова И.А.
2022 г.
Цель: формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи, реализующие цель:
способствовать овладению знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;
познакомить педагогов со способами разрешения конфликтных ситуаций.
Схема семинарского занятия.
Приветствие.
Упражнение: «Яблоко и червячок».
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».
Упражнение: «Способы выхода из конфликтной ситуации».
Упражнение: «Яблоко и червячок».
Сказочная история на песке: «Удивительный песочный детский сад».
Игра: «Рука друга».
Игра: «Обыкновенное чудо».
Антистрессовое упражнение: «Стирание».
Ход
Приветствие. Добрый день уважаемые педагоги!
Упражнение «Яблоко и червячок» (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог — родитель» А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог — родитель». Слово «конфликт», в переводе с латинского, означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог — родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны:
несоответствие целей;
недостаточная информированность сторон о событии;
некомпетентность одной из сторон;
низкая культура поведения и др.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
возникновение конфликта (появление противоречия);
осознание данной ситуации, как конфликтной, хотя бы одной из сторон;
конфликтное поведение;
исход конфликта.
Конфликт «педагог — родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник — подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя, как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому, во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации, желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций. Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным. В соответствии с этой моделью, К.Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.
Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу).
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс — достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.
Раздаточный материал
Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации
Стиль
Сущность стратегии
Условия применения
Недостатки
Соревнование
Стремление добиться своего, в ущерб другому.
Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта.
Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения.
Уклонение
Уход от ответственности за принятие решений
Исход не очень важен. Отсутствие власти.
Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.
Приспособление
Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.
Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты.
Нерешенность конфликта.
Компромисс
Поиск решений за счет взаимных уступок.
Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта.
Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.
Сотрудничество
Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.
Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника.
Желание обеих сторон сохранить отношения
Временные и энергетические затраты.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь,когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
Упражнение: «Яблоко и червячок».
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
Примеры ответов участников семинара.
Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Как бы нам не хотелось этого, едва ли возможно представить и, тем более, осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Только переговоры, которые помогут выяснить истинные причины поведения, способствуют урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон.
Рекомендации участнику конфликтной ситуации
Что важно помнить, если вы оказались втянутыми в конфликт.
1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента. В результате, это приводит к усилению взаимных нападок и, как следствие, обострению конфликта.
К типичным искажениям восприятия относятся:
«Поиск соринки в глазу другого». Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких, же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
«Двойная этика». Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.
«Все ясно». Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.
2. Основные условия конструктивного разрешения конфликтов – общение. Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций. Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.
Сказочная история на песке: «Удивительный песочный детский сад».
Я приглашаю вас на прогулку в одну необычную сказочную песочную страну. Предлагаю вам перенестись в сказку. Закройте глаза.
Далеко-далеко есть сказочная страна, а в сказочной стране ничего невозможного не бывает. Там всегда греет ласковое солнце, сладко пахнут волшебные цветы, звенят ручейки, поют самые нежные песни маленькие птицы. В сказочном песочном царстве есть удивительный детский сад, и название у него сказочное, а какое, вы придумаете сами!
Откройте глазки. Сказка перед нами. Давайте, подойдем к волшебным песочницам. В сказочной стране мы – волшебники, используя свою волшебную силу, постройте детский сад для сказочных героев и придумайте название сказочного волшебного сада.
В сказочном песочком царстве есть удивительный детский сад, и название у него сказочное: «Елочка – иголочка». В сказочном детском саду живут воспитательницы – Цветики, дети там, как Лучики, а родители — Самоцветики.
Воспитатели там добрые и умные. Но этого мало. Они обладают даром: всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому, все жители сказочного детского сада чувствуют себя счастливыми.
Я хочу предложить вам пофантазировать и нарисовать символ счастья на песке.
Проективная игра: «Символ счастья» (педагоги, руководствуясь собственным воображением, рисуют символ – знак счастья).
Воспитатели – Цветики были такими добрыми и красивыми, что это пришлось не по вкусу Злой Ведьме (показывает фигурку Ведьмы). Ведьма жила неподалеку. Она задумала заколдовать Цветиков и отнять у них бесценный дар. Ведьма превратила их в злых существ, и наделила их даром всех вокруг делать злыми и глупыми. Лучики – детки стали драться, говорить нехорошие слова, совершать плохие поступки. Самоцветики — родители грубили Цветикам и кричали на своих Лучиков. Удивительный детский сад стал скучным и серым.
А что было дальше? Вам предстоит сочинить самим, вы же волшебники! Но помните, вы же добрые волшебники, и сказке придумайте добрый конец! (педагоги сочиняют и разыгрывают сказку на песке).
План анализа взрослой сказки.
О чем это сказка?
Чему она нас учит?
В каких ситуациях нашей жизни пригодится то, что мы узнали из сказки?
Как, конкретно, мы эти знания будем использовать в своей жизни?
Игра на песке: «Рука друга». Один педагог делает отпечаток ладони, другие, поочередно, накладывают свою руку и делятся впечатлениями.
Игра на песке: Обыкновенное чудо». Используется камень, закопанный в песок. Психолог просит игроков откопать камень, рассказать о его свойствах. Отмечается, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков. Возникло приятное объединяющее чувство.
Выполнение антистрессового упражнения.
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого, закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений, восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.