kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современная семья: социальный портрет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство современного ребенка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты (за последние  10 лет изменились границы страны, само ее название, лидеры и их цели), — они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представите лей разных социальных групп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современная семья: социальный портрет»

Современная семья: социальный портрет

Детство современного ребенка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты (за последние 10 лет изменились границы страны, само ее название, лидеры и их цели), — они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представите лей разных социальных групп.

Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Вопрос о делении общества на социально-экономические классы является достаточно разработанным в западных странах. За рубежом уже в течение нескольких десятков лет проводятся многочисленные исследования на эту тему, в том числе и касающиеся проблем воспитания. Ученые утверждают, что социально-экономический статус семьи — важный фактор в развитии ребенка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге, на индивидуальное своеобразие человека в целом.

В нашей стране психология различных слоев и групп людей долгие годы не изучалась, что было связано как с причинами идеологического характера, так и с усредненностью образа жизни российских граждан. В настоящее время трудности в выделении социально-экономических классов в нашей стране связаны, прежде всего, с такой существенной чертой современного российского общества, как нестабильность. Кроме того, трансформация социально-классовой структуры происходит в России только в течение около 10 последних лет, и этот процесс далек от завершения, причем наблюдается внутренняя миграция от одного класса к другому. В связи со всем сказанным нельзя в точности переносить результаты зарубежных исследований, связанных с различиями в социально экономическом статусе, на наши условия. Так, например, в подавляющем большинстве передовых стран высота положения на социально-экономической лестнице напрямую зависит от уровня образования, что, как мы знаем, расходится с ситуацией в нашей стране. Тем не менее, столкнувшись с новой социальной реальностью, мы должны ее осмыслить и сделать необходимые выводы, в данном случае — применительно к влиянию определенных социальных изменений в обществе на положение и развитие ребенка. Девство – особый период жизни, отведенный для общей ориентации в сложном организационном мире. Девство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлении самом себе на его представлении о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребенка занимает семья.

Принадлежность семьи к той или ил социальной категории существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания ребенка производны от жизненного мира взрослых. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним людям, ребенок одновременно дифференцируется от других.

Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей,

воспитывающихся в иных социально-экономических условиях. Это важно понимать педагогам, психологам, работающим в детских учреждения. Процесс социального расслоения общества повлек за собой дифференциацию учебно-воспитательных заведений — от элитных до бедных. Учреждения ориентируются на определенные категории семей, но программы воспитания и обучения не учитывают психологические особенности, связанные с принадлежностью воспитанников к определенным социальным условиям. Что это за особенности?

Попытаемся описать социально-психологические портреты семей из разных классов общества. Одним из базовых при отнесении членов общества к тому или иному классу является объективный критерий, т.е. в первую очередь имущественное и доходное состояние, а также выполняемые в общественном разделении труда функции. Типичные представители этих слоев такие:

  1. Высший слой — политики высокого уровня, бизнес - элита, хозяева крупных предприятий, представите криминального бизнеса.

  2. Средний слой — высокооплачиваемые представители рабочего класса.

  3. Низший слой — в основном работники государственных предприятий, пенсионеры, неквалифицированные рабочие.

Особого внимания заслуживает описание семей с высоким социальным статусом, так как именно для них характерно наиболее активное освоение новых социальных ролей.

«Деловые родители» -

Тип семьи, как правило, занимающей положение выше среднего. Принципиальным отличием такой семьи является ориентация женщины на карьеру с выраженным стремлением к экономической независимости. Находясь изначально в неравных стартовых условиях по сравнению с мужчинами, «бизнес-вумен» зачастую пользуется мужскими методами продвижения по службе. Она прагматична и расчетлива, напориста в достижении цели. Нередко такие женщины доминируют в семье, и эта ситуация характеризуется наиболее неблагополучными брачными отношениями. Дети в таких семьях, как правило, воспитываются бабушками и дедушками, причем часто живут вне семьи и (или) с гувернантками, так как у родителей не хватает времени на общение с ними.

Такой тип семьи является все более распространенным в нашем обществе. Масштабы участия женщин в бизнесе сегодня нарастают. К тому же 70% россиянок считают, что лучший способ стать независимой – это иметь достойную и хорошо оплачиваемую работу.

Муж – бизнесмен, способный материально обеспечить семью, а жена – домохозяйка.

Эта роль еще только осваивается российской женщиной. Однако таких семей с высоким статусом становится все больше. Домохозяйки характеризуются выраженными зависимыми установками в виде перекладывания на мужа заботы о собственном выживании и комфортном существовании. Такой стратегии сопутствует низкая ценность свободы в сознании и, соответственно, заниженный уровень социальных притязаний, связанных с самореализацией в профессиональной сфере. Материальные притязания, как правило, достаточно высоки. О неблагополучном эмоциональном состоянии домохозяек говорит тот факт, что именно они чаще всего являются инициаторами конфликтов в семье. Можно выделить несколько типов родительских позиций обеспеченных домохозяек по отношению к ребенку:

• занятые собою больше, чем собственными детьми, и, как правило, имеющие гувернантку;

• сконцентрировавшие всю свою энергию на заботе о ребенке, пытаясь создать ему максимально комфортные условия жизни,

• домохозяйки по призванию, для которых забота о доме и семье является приемлемым способом самореализации.

Каков же портрет муж чины — главы материально обеспеченной семьи?

Как правило, это менеджеры высшего звена и бизнесмены, владельцы собственных фирм с наемными рабочими. Большинство из них имеют высшее образование. Мужчины-бизнесмены, как показывают результаты социологических опросов, ценят возможность самореализации, карьерного роста: они честолюбивы, готовы пойти на нарушение некоторых моральных норм ради достижения успеха и материального благополучия. Сами они отмечают психологическое перенапряжение, связанное с утомительным характером труда и необходимостью удерживаться в конкурентных условиях.

Сегодня появилось такое понятие, как «комплекс богатого человека», который связан прежде всего со сложностями в общении (боязнь того, что окружающие стремятся к сближению с ним из выгоды, а не в силу его личностных качеств), а также с проблемой пресыщения: материальные блага, получаемые в большом количестве за относительно короткое время, не приносят удовлетворения, и жизнь кажется пресной. Близкие отмечают у бизнесменов ослабление контактов с семьей, повышенную нервозность и тревожность. Измученные гонкой за успехом, утратившие духовные связи, эти люди часто оказываются в состоянии стресса, который они не умеют переживать. И если на Западе отмечают прямую зависимость состояния здоровья людей от социально-экономического статуса, то в нашей стране, наоборот, в последние годы наблюдается большое количество сердечных заболеваний (в том числе инфарктов) у бизнесменов.

Дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто только на первый взгляд являются благополучными. Они живут в окружении дорогих игрушек, компьютеров. Как правило, такие семьи имеют единственного ребенка, поэтому дети часто испытывают дефицит общения со сверстниками, их воспитание и образование в большей степени, чем у других детей, носит индивидуальный характер. Некоторым детям создаются тепличные условия, отношение к ним взрослых характеризуется гиперопекой; другие — наоборот, живут в атмосфере завышенных требований: родители стремятся во всех аспектах жизни соответствовать занимаемому в обществе положению, удовлетворяя таким образом свое честолюбие за счет детей.

Что касается социальных групп, принадлежащих к нижней прослойке среднего класса и рабочему классу, то их доходы в результате экономических потерь уменьшились или остались на прежнем уровне, причем, чтобы удержаться на нем, работать им приходится более напряженно. Семьи с низким достатком более однородны. В целом, по оценкам специалистов, эти семьи психологически изменились в меньшей степени, чем те, чьи доходы значительно возросли. Так, например, представители гуманитарных профессий — учителя, врачи, психологи — чаще остаются верными своему профессиональному выбору, что связано с устойчивостью ценностных ориентаций. Однако эта категория людей характеризуется повышенным уровнем тревожности, связанным с различными нереализованными потребностями из-за отсутствия денег, нехватки времени и душевных сил для общения с детьми

О том, что наше общество переживает трудное время, говорит самочувствие россиян. По результатам опросов, 45 % населения считают себя несчастными людьми. В настоящее время исследование состояния фрустрации, которое можно понять как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний, приобретает социальное значение. Фрустрированность, по мнению социальных психологов, становится едва ли не основной составляющей личности в современном обществе. Очевидно, что несчастливые родители, склонные к самоотрицанию, не способны полноценно проявлять любовь к ребенку. Сегодня мы наблюдаем дефицит внимания и уважения к детям. При этом резко обострилось противоречие между потребностью ребенка во внимании и уважении и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых

В России только сейчас мы приближаемся к пониманию того, что семья — важный компонент социальной экологии общества — фактор, имеющий решающее значение для его (общества) будущего. Исследования различных аспектов проявлений семьи актуальны для дальнейшего формирования демократического, открытого общества.



Литература.

  1. А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей, стр.34, 46. Москва «Сфера»,2004 г.

  2. Современная семья: социальный портрет \ журнал «Дошкольная педагогика № 1 – 2001 г.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Современная семья: социальный портрет

Автор: Лизунова Людмила Николаевна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Консультация для воспитателей "Современная семья: социальный портрет""
    ["seo_title"] => string(69) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_sovremennaia_semia_sotsialnyi_portret"
    ["file_id"] => string(6) "507951"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1555863294"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок обществознания в 8 классе по теме: «Социальная стратификация» "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-obshchiestvoznaniia-v-8-klassie-po-tiemie-sotsial-naia-stratifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "187795"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426583848"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" "
    ["seo_title"] => string(75) "vystuplieniie-na-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "145855"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419003860"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Классный час  в 4 классе на тему:                             «Семья. Семейные ценности» "
    ["seo_title"] => string(65) "klassnyi-chas-v-4-klassie-na-tiemu-siem-ia-siemieinyie-tsiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "227087"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440598149"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Модель современого психолога "
    ["seo_title"] => string(33) "modiel-sovriemienogho-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "242973"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445595506"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства