Просмотр содержимого документа
«Социокультурные практики организации образовательной деятельности»
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО.
Шехтман И.В., педагог-психолог
Вызовы времени и государственная стратегия
Понятие «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время. Под культурными практиками в условиях образования понимают:
- разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся пространства организации собственного действия и опыта;
поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей;
стихийное автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;
приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д.
Рассмотрение понятия «культурные (социокультурные) практики» в контексте современного образовательного процесса обстоятельств.
В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Такие изменения предполагают, прежде всего, изменение статуса человека. «На смену социально-ролевому способу организации жизнедеятельности (традиционному для индустриального общества и подчиняющего личность функциональным императивам общественных структур) приходит социально-культурный тип бытия, более адекватный природе человека и превращающий его из «винтика» социальной машины… в субъекта социума и культуры».
Многими исследователями в области как культурологии, так и современной педагогики образование рассматривается как целостность, которой присущи культурообразующие функции. Такое видение образования предполагает «понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку - его развитию, самоопределению, самореализации». Перечисленные цели современного образования и акцентуация его культурообразующей функции не являются традиционными для России. Следовательно, поиск условий для их достижения становится актуальной проблемой отечественной педагогической теории и образовательной практики.
Кроме того, весьма актуальным на сегодняшний день является деятельный характер образования. Поэтому важен поиск подходов к реализации образовательного процесса, в котором ребенок занимает активную деятельную позицию и становится субъектом своего обучения и воспитания. Логика реализуемого образовательного процесса должна быть ориентирована на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации в условиях современной культуры. Поэтому и целесообразно в качестве методологической основыпроектирования современных моделей организации культурных практик рассматривать в совокупности не только культурологический и личностно-ориентированный, но деятельностный подход.
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни
Татьяна Гусельникова Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни
Понятие «социокультурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время.
Под культурными практиками в условиях образования понимают:
разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и собственного опыта;
поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения для удовлетворения самых разнообразных познавательных потребностей детей;
приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;
приобретение нравственного и эмоционального опыта: сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д.
От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Освоение социокультурных практик должно быть ориентировано на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации детей.
Социокультурные практики включают в себя:
- освоение социокультурных норм и образцов деятельности, т. е. умение вести себя в обществе;
- получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений, т. е. анализ своего поведения;
- приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества, т. е. не бояться показать себя, высказать свое мнение.
Кроме того, весьма значимо то, что в процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться:
- индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов;
- конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов, мотивации детей, т. е. поддержка детской инициативы;
- проектной форме организации всех культурных практик;
- взаимодополняемости основного и дополнительного образования.
В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется социокультурным практикам. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.
Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с "программами" для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Ежегодно проводится круглый стол сетевого взаимодействия МАОУ СОШ №26 и детского сада по преемственности. Это дает возможность познакомить детей подготовительной к школе группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе. Ученики школы играли с детьми в подвижные игры, разучивали элементы спортивных игр.
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки. (Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами.) Реализация этой модели взаимодействия помогает преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – фонограммами.
Сотрудничество детского сада с МАУ ДО «ДЮСШ по водным видам спорта» позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями спортсменов-балаковцев, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Посещение водного стадиона создает праздничную атмосферу, вызывает положительные эмоции у детей.
Сотрудничество детского сада с детскими садами №3,9, 34. 39позволяет детям общаться с незнакомыми сверстниками, и при участии в конкурсах («Большие гонки»на базе 39 сада, «Юный интеллектуал» на базе 9 сада, «Умные шашки», «Зажгись звезда» на базе нашего д/с.) учиться не только выигрывать, но и достойно проигрывать, при этом формируются основы норм поведения детей.
Сотрудничество детского сада с профсоюзной библиотекой ОАО «Балаковорезинотехника» позволяет проводить познавательные занятия на базе библиотеки, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества. Совместная работа с библиотекой дала дополнительный резонанс для вовлечения детей в пожизненноепутешествие в увлекательный мир книг, мир знаний. Мы считаем, что воспитание интереса к книге связано с жизнью общества.
В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных объектов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества. Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность. В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка.
В дошкольном учреждении используют следующие виды труда: самообслуживание, бытовой (хозяйственно- бытовой) труд, труд в природе, ручной труд.
Так, например, Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста.
Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В. Г. Нечевой, А. Д. Шатовой).
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного)детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.
Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом, общий труд, совместный труд.
Труд рядом - обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков, по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).
Общий труд - объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.
Совместный труд (пооперационный) - присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения - наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.
Трудовая деятельность дошкольника организована так, чтобы
труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудовая деятельность детей организована так, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.
Одной из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующее: формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Более подробно остановимся на работе ДОУ по обучению дошкольников ПДД.
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный ГИБДД, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно мы, воспитатели, становимся первыми наставниками ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Мы не только рассказываем детям о правилах дорожного движения, но и ставим их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
Сегодня в каждой группе оборудованы центры безопасности дорожного движения. В них в соответствии с возрастом детей представлены:
— наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты отражающие дорожные ситуации);
— настольно-печатные игры (разрезные картинки; пазлы; игры с правилами – «ходилки»; лото «Транспорт»; домино «Машинки», «Дорожное домино»; кубики; мозаика «Виды автомобилей» и т. д.);
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора, рисунки светофоров, дорожных знаков, видов транспорта и т. д.);
— настольный перекрёсток (модели средств регулирования: маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки регулировщика и пешеходов);
— игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т. д.);
— схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;
— комплекты плакатов: «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Виды ДТП», «Правила для велосипедистов», «Правила для пешеходов», «Причины ДТП» («Ловушки», «Сигналы светофоров и регулировщиков» и др. ;
— накопительные папки: подборка материалов из местных газет по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма, «виды автомобилей» и др. ;
— картотека по ПДД: загадок, игр, рассказов, стихов и др;
— комплект дорожных знаков (из картона);
— детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей, учебно-методическая литература;
— конструкторы;
— безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема, разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);
— действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;
— альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);
— стол – макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков;
— стенды со сменным материалом: «Для вас, родители»
,— детская литература по ПДД и методическая литература;
— сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД.
Важное место при изучении правил безопасного поведения на дороге занимают видеофильмы; ценность их заключается в том, что в них наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средства регулирования (дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге);
— на территории детского сада сооружена специальная площадка (на улице) для практических мероприятий, игр и соревнований по правилам дорожного движения.
Главным фактором в обучении ребенка Правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Если взрослый, появляясь с ребенком на улице, постоянно спешит, перебегая через дорогу перед близко идущим транспортом, не обращая внимания на светофор, то ребенок подсознательно усваивает такую манеру поведения, и действовать один на улице будет точно так же. Целый комплекс детских привычек складывается с самого раннего возраста под воздействием тех примеров поведения, которые дети видят от окружающих, поэтому воспитателям ДОУ приходится и у родителей вырабатывать жизненно важные навыки соблюдения правил дорожного движения, которые станут образцами для подражания для их детей. Эта задача не из легких, но крайне важная и необходимая. Для родителей в ДОУ проводятся собрания, организованы стенды и папки-раскладушки с информацией по безопасности движения (различного рода консультации, памятки пешеходу, пассажиру, велосипедисту, обновляющаяся информация о дорожно-транспортных происшествиях и других грубых нарушениях Правил дорожного движения в городе по материалам ГИБДД, перечень наиболее опасных дорожных ситуаций – «ловушек» и др.).
Итак, анализ сложившегося к настоящему моменту понятия «культурные (социокультурные)практики в образовательном процессе» позволяет сделать важный вывод: организация и реализация социокультурных практик в современном образовательном процессе может рассматриваться в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию воспитанника.
Исследователи проблемы организации и реализации социокультурных практик в образовательном процессе отмечают такую важную характеристику, как их комплексный интегративный характер.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют не маловажную роль в социокультурномразвитии современной личности. Воспитатель – это первый педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью, способствует дальнейшему становлению и развитию личности.
Ключевые слова: культурно-антропологические практики; система дошкольного образования; модернизация образования; система повышения квалификации СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Понятие «культурные (социокультырные) практики в образовательном процессе» яв- ляется достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время. Под культурными практиками в условиях школьного образования понимают: «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся пространства организации собственного действия и опыта…; поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей; стихийное автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) – взрослыми, сверстниками и младшими детьми; приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д.» (4, с. 68) . Рассмотрение понятия «культурные (социокультурные) практики» в контексте совре- менного образовательного процесса связано с рядом обстоятельств. Охарактеризуем их. В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культу- ры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Такие изменения предполагают, прежде всего, изменение статуса человека. «На смену социально- ролевому способу организации жизнедеятельности (традиционному для индустриального общества и подчиняющего личность функциональным императивам общественных структур) приходит социально-культурный тип бытия, более адекватный природе человека и превращающий его из «винти-ка» социальной машины… в субъекта социума и культуры» (3, с. 141-142). Об этом же пишет, и Н.Б. Крылова: «На протяжении последних десятилетий идет интенсивная разработка широкого круга культурологических проблем образования, что продиктовано потребностями нового этапа развития человеческого сообщества, требованиям которого знаниевая парадигма уже не соответствует» (5, с. 74). Новый тип культуры, складывающийся на рубеже ХХ-ХХI веков, предопределяет по- иск нового адекватного типа образования, «работающего» на «вызовы» времени. Как уже было отмечено, главный смысл такого образования – «превращение человека в субъекта социума и культуры» (А.В. Запесоцкий). Иными словами, огромную значимость приобретает способность человека: конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в мире культуры, ее ценно-стей, теорий, правил; осуществлять осознанный выбор; оставаясь неповторимым, сосуществовать с другими людьми, быть способным к сов-местному решению проблем самого разного характера и т.д. Многими исследователями в области как культурологии, так и современной педагогики образование рассматривается как целостность, которой присущи культурообразующие функции. Такое видение образования предполагает «понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку - его развитию, самоопределению, самореализации» (1) Перечисленные цели современного образования и акцентуация его культурообразую- щей функции не являются традиционными для России. Следовательно, поиск условий для их достижения становится актуальной проблемой отечественной педагогической теории и образовательной практики. В качестве методологической основы поиска моделей образования, рассматриваемого как культурного процесса, выступают культурологический и личностно- ориентированный подходы (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, А.В. Запесоцкий и др.). Эти подходы трактуются в качестве ведущих методологических оснований для разработки новой модели образования, главной особенностью которой должно стать функционирование по законам культуры и ориентация на индивидуально-личностное становление человека как субъекта культуры. Кроме того, весьма актуальным на сегодняшний день является деятельный характер образования. Поэтому важен поиск подходов к реализации образовательного процесса, в котором учащийся занимает активную деятельную позицию и становится субъектом своего обучения и воспитания. Логика реализуемого образовательного процесса должна быть ориентирована на создание условий для активного освоения учащимся в процессе деятельности социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации в условиях современной культуры. Поэтому и целесообразно в качестве методологической основы проекти-рования современных моделей организации культурных практик рассматривать в совокупности не только культурологический и личностно-ориентированный, но деятельностный подход. Итак, анализ сложившегося к настоящему моменту понятия «культурные (социокуль- турные) практики в образовательном процессе» позволяет сделать важный вывод: организа-ция и реализация таких практик в современном образовательном процессе школе может рассматриваться в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию учащегося. Исследователи проблемы организации и реализации культурных практик в образова- тельном процессе современной школы отмечают такую важную характеристику культурных практик, как их комплексный интегративный характер. Действительно, культурные практики включают в себя: освоение социокультурных норм и образцов деятельности; получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений; приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества. При этом учебная деятельность учащегося рассматривается как одна из его социо- культурных практик. Кроме того, весьма значимо то, что в процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться: «- индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов, их сумми-рованию и включению в жизнь сообщества; конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов, мотивации детей (а не просто отчужденных «стандартов»); проектной форме организации всех культурных практик; взаимодополняемости основного и дополнительного образования; обеспечению демократического образа жизни школьного сообщества как гаранта перехода образования от информационной к деятельностной модели организации» (4, с. 71-72). Интегрированный характер социокультурных практик обусловливает необходимость того, чтобы в процессе их организации и реализации задействовались возможности одновременно нескольких областей культуры, а также интегрировались возможности урочной и внеурочной деятельности, обучающей и воспитательной составляющих образовательного процесса. В этой связи при изучении понятия «культурные практики» целесообразно рассмотрение проблем интеграции содержания образования, интеграции обучения и воспитания, организации образовательной среды школы. В контексте разговора о комплексном интегративном характере культурных практик огромный интерес с теоретической и практической точек зрения представляет, на наш взгляд, соотнесение понятия культурных практик и понятия интегральных гуманитарных образовательных пространств двух видов – культурологических (локальных) образовательных пространств и культуросообразных метаобразовательных пространств (А.Я. Данилюк). Понятие интегрального гуманитарного пространства А.Я. Данилюк трактует следую- щим образом: «Интегральное пространство – это особая система, в которой возможен систе-матический перевод учебной информации на разные языки наук и искусств. Для реализации этих возможностей необходимо провести содержательное, методическое согласование разных наук о культуре в пределах гуманитарного образовательного пространства, а также ввести новые интеграционные механизмы дополнительно к тем, которые применяются в системах предметного обучения. … Если в системах предметного обучения развивающий эффект достигается за счет представления одного знания не более, чем на двух научных языках, то в интегральном пространстве одно знание может быть представлено на многих (ограничений нет) языках наук и искусств» (2, с. 359). Исследователь выделяет два вида образовательных пространств: 1. Культурологическое (локальное или малое) образовательное пространство (включает в себя ограниченное количество предметных языков). 2. Культуросообразное (большое) образовательное пространство, или метаобразовательное пространство (ограничений по количеству предметных языков нет). Таким образом, интегральное пространство как особая система, в которой возможен систематический перевод учебной информации на разные языки наук и искусств может быть организовано на основе механизма разнообразных культурных практик. К настоящему моменту в отечественной образовательной практике сложился доста- точно богатый опыт организации социокультурных практик разных видов, в том числе, и в советский период отечественного образования. Огромный опыт организации социкультурных практик содержится и в зарубежном педагогическом опыте. Исследователи и практики различают следующие виды культурных практик: исследовательские; образовательные, коммуникативные; организационные; игровые; художественные. Особенно важно отметить, что в современной России известен ряд моделей школ, в основу концепций которых заложено идея о ведущей роли культурообразующей функции образовательного процесса. Ярким примером таких авторских концепций являются, например, Школа диалога культур В.С. Библера, а также модель культуротворческой школы А.П. Валицкой и её реальные воплощения в практике. В образовательном процессе таких школ культурные практики занимают важнейшее место. Часто культурные практики становятся основой построения надпредметных метапрограмм. В этой связи значимым представляется не только проектирование новых вариантов организации социокультурных практик учащихся и воспитанников, но и анализ уже разработанных и эффективно реализованных методик.