Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми
С первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Здесь подчас допускаются серьезные просчеты. В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и, таким образом, растят эгоиста, потребительски относящегося к окружающим. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливым наказанием угнетают детскую личность, вызывают отрицательное отношение к предъявленным требованиям, создают психологический барьер между взрослым и ребенком.
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на телевидении оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов – ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены. Остается только удивляться, как это все выдерживает маленький ребенок.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, а также нарушение межличностных отношений, развитие детских неврозов, появление детских страхов, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Используя различные методы коррекции, я отдала предпочтение методу сказкотерапии, которая является самым древним психологическим и педагогическим методом.
Использование сказок в работе с детьми играет важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что, если человек не сдастся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он в конце концов победит.
Слушая сказки и рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Что могут дать ребенку сказочные истории?
Во – первых, они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают, что взрослых интересуют его проблемы и они готовы ему помочь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он откроет вам свою душу, расскажет о своих трудностях.
Во – вторых, в результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи».Они усваивают такой подход к жизни: «Ищи силы для разрешения конфликтов в самом себе, ты их обязательно найдешь и победишь».
В – третьих, истории дают детям множество вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций.
Использование в своей работе с детьми метода сказкотерапии помогает понять следующие детские проблемы:
- трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями, - это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания, обиды;
- переживание ощущения себя человеком, у которого «что 0 то не так», чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение – это результат ощущения собственной малозначимости и попытка таким образом доказать обратное. Такой ребенок часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым»;
- страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно не то, чего боится ребенок, а то, как он боится. Если страх тормозит его развитие, то требуется квалифицированная помощь;
- проблемы, связанные со спецификой возраста.
Регулярность проведения занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребенка. Детям нравятся повторения, и это следует учитывать и иногда повторять сказкотерапевтическое занятие, особенно направленное на словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций, выражение замещающей потребности. Здесь необходимо использовать творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, придумай окончание).
Основная цель занятия - снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой.
Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Но сказка может быть использована и для того, чтобы предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы:
1) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;
2) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
3) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях, первого впечатления;
4) сказка несёт свободу;
5) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Этап Назначение Содержание
1. Ритуал «входа в сказку» Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт.
3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.
4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
7. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.
Принципы работы со сказками
Принцип Основной акцент Комментарий
Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первы1й взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Например, обсуждая с ребенком знакомую «Курочку Рябу», можно подвести его к нравственному уроку сказки - «Не в деньгах (золоте) счастье», а также к решению проблемного вопроса: «Какова причина слез деда и бабы?» Можно провести беседу с детьми, задавая по ходу вопросы: о чем эта сказка? Чему нас учит сказка? Причем вариантов ответов всегда будет много. Основной задачей при обсуждении этой сказки - подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Неожиданных и нестандартных ответов и тем для беседы не надо бояться. Ведь одной из главных задач использования сказкотерапии в коррекционной работе является принятие ребенком сказки, примеривание ее на себя и свою ситуацию, а, следовательно, сказка стандартная превращается в сказку индивидуальную.
Проводя коррекционную работу, взрослый вместе с ребенком стремится рассмотреть сказочную ситуацию со всех сторон. Использование сказкотерапии в коррекционной работе повышает интерес детей, вызывает у них положительные эмоции. В результате детские души и сердца открываются навстречу тем педагогам-творцам, которые стремятся учить и лечить добротой и мудростью сказки.