Системный подход в развитии дошкольного образования является основой реализации программы ФГОС
Системный подход в развитии дошкольного образования является основой реализации программы ФГОС
Управление дошкольной организацией может быть эффективным только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. А последние, как известно, быстро меняются. Работа в инновационном режиме делает необходимым поиск новых решений в вопросах администрирования. Предлагаем вашему вниманию 7 подходов, которые способствуют развитию ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системный подход в развитии дошкольного образования является основой реализации программы ФГОС»
7 современных подходов в управлении системой ДОУ
Управление дошкольной организацией может быть эффективным только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. А последние, как известно, быстро меняются. Работа в инновационном режиме делает необходимым поиск новых решений в вопросах администрирования. Предлагаем вашему вниманию 7 подходов, которые способствуют развитию ДОУ.
Подход №1 – системный
Системный подход в развитии дошкольного образования является основой реализации программы ФГОС. Он предполагает акцент на процесс принятия управленческих решений на каждом уровне организации. Все системы, отделы и звенья в ДОУ связаны между собой коммуникационными каналами, которые позволяют избежать единоначалия в принятии управленческих решений и делать их более эффективными.
Основная задача руководителя организации в рамках данного подхода – обеспечить открытость, адаптивность и развитие образовательной системы в соответствии с принципом системности.
Подход №2 – процессный (функциональный)
Управление ДОУ – это система взаимосвязанных между собой функций, а каждая функция представляет собой серию из определенных действий. Их последовательное выполнение обеспечивает успех деятельности ДОУ. То есть управление представляет собой иерархическую структуру процессов, обеспечивающих функционирование организации.
Функции управления, в рамках этой концепции, следующие:
планирование;
организация;
мотивация;
делегирование;
координация;
коммуникация;
принятие управленческих решений;
формирование кадров;
оценка и контроль.
Функциональный подход определяет основы для принятия управленческих решений и способы их реализации.
Фандрайзинг в детском саду – стратегия реализации проектов
Статья о том, как сформировать стратегию фандрайзинга, – технологию по поиску спонсоров, – и как не допустить ошибок при ее реализации
Несчастные случаи в ДОУ – травматизм и безопасность детей
Статья о важном и всегда актуальном вопросе безопасности детей в дошкольном учреждении
Аутсорсинг питания в ДОУ – плюс или минус?
Статья об особенностях аутсорсингового питания в дошкольном учреждении - его недостатках и преимуществах
Сухой бассейн – простая технология оздоровления для всех детей
Статья о самой простой технологии интеграции и физического развития детей в ДОУ – сухом бассейне
Три компонента организации образовательного процесса в ДОО
Статья о компонентах организации образовательного процесса в ДОО и о способах их реализации
Подход №3 – интегративный
Его основу составляют знания, умения, навыки и компетенции руководителя, а также кадрового состава. Открытый стиль педагогической коммуникации, партнерское общение между членами коллектива, родителями и воспитанниками создает положительный микроклимат в ДОУ.
Одним из важных требований профессиональных стандартов к педагогическим сотрудникам является коммуникативная компетентность. Однако даже опытные воспитатели сталкиваются с трудностями в построении коммуникационного процесса. Основная из них связана с налаживанием контакта с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Для эффективной организации коммуникаций в работе с детьми и родителями, воспитатели и руководители ДОУ проходят курсы повышения квалификации и переподготовки.
Подход №4 – личностно-ориентированный
Руководитель использует его как в организации образовательного процесса, так и в системе взаимодействия с кадрами.
1.Личностно-ориентированный подход в системе организации ДО
До введения ФГОС дошкольное образование в большей степени было ориентировано на формирование у детей определенный знаний, умений и навыков. Новые стандарты направлены на преодоление учебно-дисциплинарного подхода. Воспитатель сквозь призму личностно-ориентированного подхода рассматривается как наставник, партнер и помощник ребенка. Его задачи – помогать, развивать инициативу воспитанника, что требует оснащения новыми педагогическими методами и технологиями.
2.Личностно-ориентированный подход в управлении кадрами
Основан на учете «человеческого фактора» в дошкольной организации. Для обеспечения эффективной работы сотрудников организации руководитель должен знать о:
факторах мотивации сотрудников;
удовлетворенности воспитателей условиями труда;
сформировавшемся в ДОУ микроклимате;
эффективных стилях руководства и т.п.
Выделяют три стиля руководства – либеральный (отсутствие инициативы со стороны руководителя), авторитарный (руководитель – абсолютный лидер) и демократический (управление при взаимодействии с коллегами). Заведующий должен уметь использовать каждый из них в соответствии с ситуацией.
Подход №5 – деятельностный
Рассматривает управление как вид деятельности, включающий следующие компоненты:
объект и субъект;
мотивация;
целеполагание;
действия, способы и средства достижения цели;
контроль и оценка результатов.
Говоря о категории деятельности, Л.С. Выготский выделяет два ее аспекта в педагогической деятельности: инструментальная структура деятельности и взаимоотношения с другими людьми.
Подход №6 – ситуационный подход
Основным принципом управления, согласно данного подхода, является ситуация. То есть управленческие решения руководителя должны опираться на конкретные обстоятельства.
Ситуационный подход в управлении ДОУ предполагает:
Анализ образовательной деятельности и определение дефектов ее реализации.
Оценка результатов деятельности.
Прогнозирование развития образовательной деятельности ДОУ
Прогнозирование осуществляется на основании конкретных воспитательных ситуаций с помощью методов педагогической диагностики.
Подход №7 – управление по результатам
Управление по результатам предполагает систему, при которой для каждого сотрудника или группы определены показатели результативности. Руководитель и подчиненные ставят цели и задачи деятельности и согласовывают их. Это помогает более осмысленно и целенаправленно подходить сотруднику к собственной деятельности, находить наиболее эффективные способы реализации поставленных целей.
Управление по результатам осуществляется на трех уровнях:
определение миссии;
оценка качества и полноты услуг, оказываемых ДОУ;
диагностика удовлетворенности родителей результатами деятельности.
В качестве результатов могут выступать такие целевые показатели, как здоровье, уровень социализации и формирование ценностных ориентиров, уровень развития в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями и др.
Таким образом, современная система управления ДОУ требует от руководителя комбинированного использования как базовых, так и инновационных подходов в управлении. Применяя их, заведующий ДОУ опирается на принципы эффективной научно-методической деятельности, учета инновационных процессов в образовании, формирования кадрового потенциала, обеспечения условий для реализации ФГОС и др.