Родители являются первой общественной средой ребенка. Забота, нежные чувства, между родителями и ребенком обеспечивают его жизнь и безопасность. Одна из причин напряженности в детско-родительких отношениях - неуважение к ребенку со стороны взрослых. Дети стремятся заявить о своей независимости, о праве принимать решения на каждом этапе своего личностного развития. Педагог-психолог на занятиях помогает увидеть родителям эти особенности и предоставить ребенку возможность отвечать за себя. Родители учатся обсуждать с ребенком его поведение, помогают «посмотреть на себя со стороны», но ни в коем случае не заставляют слепо им подчиняться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семейная гостинная "СемьЯ" »
Психологический клуб для родителей «СемьЯ».
Не первый год в яслях - саду №4 «Дельфинчик», г. Темиртау существует практика проведения нетрадиционных занятий и тренингов, на которых педагог-психолог помогает родителям приобрести необходимые навыки и умения.
Участвуя в тренингах, родители стараются пересмотреть свои взаимоотношения в семье, по-новому увидеть возможности воспитания ребенка, учатся отвечать на поставленные жизнью вопросы: Нужно ли наказывать ребенка каждый раз, когда он плохо себя ведет? Если да, то как? Как ребенка заставить слушаться, но в то же время сохранить с ним любящие, теплые отношения?
Родители являются первой общественной средой ребенка. Забота, нежные чувства, между родителями и ребенком обеспечивают его жизнь и безопасность. Одна из причин напряженности в детско-родительких отношениях - неуважение к ребенку со стороны взрослых. Дети стремятся заявить о своей независимости, о праве принимать решения на каждом этапе своего личностного развития. Педагог-психолог на занятиях помогает увидеть родителям эти особенности и предоставить ребенку возможность отвечать за себя. Родители учатся обсуждать с ребенком его поведение, помогают «посмотреть на себя со стороны», но ни в коем случае не заставляют слепо им подчиняться.
В ходе обучения педагогом-психологом применяются групповые дискуссии, ролевые игры, моделирование типичных ситуаций, индивидуальное консультирование, как родителей, так и воспитателей. На занятиях родители учатся играть с детьми, так чтобы их игра способствовала развитию самоуважения у ребенка. Для участия приглашаются родители, дети которых имеют различные проблемы в поведении: агрессию, капризы, упрямство, непослушание, гиперактивность.
Одна из важнейших задач таких занятий помочь детям и родителям лучше понять друг друга.
Цель занятий: расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
* развитие коммуникативных навыков адекватного общения с окружающим миром;
* создание благоприятного психоэмоционального климата при общении.
* формирование чувства доверия к участникам;
*развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению; оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений. Начинается занятие со вступительной беседы педагога - психолога
Педагог-психолог. Многие родители хотели бы иметь какой-то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни все больше растет понимание того, что процесс воспитания формируется не только родителями. На него воздействуют и сами дети своим характером,темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Взаимодействие детей и родителей — неотъемлемая сторона семейного общения.
Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на детских домашних праздниках.
Некоторые из таких игр и упражнений я предлагаю вашему вниманию.
Упражнения и игры
Цели: развивать фантазию, способствовать эмоциональному сближению детей и родителей, совершенствовать умения откровенно выражать свои чувства.
Упражнение «Знакомство с друзьями»
Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. В этом упражнении дети учатся устанавливать доверительные отношения между людьми, создавать атмосферу сотрудничества.
Упражнение «Я и мои эмоции»
На карточках изображены различные, эмоциональные состояния человека. Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития мимических мышц лица. Игра направлена на изучение и осознание ребенком мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировку выразительной мимики.
Игра «Настроение»
В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение.
Психолог: Ребята, а вы бываете разными или одинаковыми. Как меняется ваше настроение?
Дети отвечают. Проводится игра «Продолжи фразу». (Я сержусь, когда..., я веселюсь, когда..., я боюсь, когда... и т.д.)
Предлагается совместное творчество детей и родителей. Нарисовать свое настроение в виде цветка. Если у вас настроение веселое, то и цветок будет веселый, яркий, если спокойное, то и цветок спокойный, если грустное, то и цветок грустный и т.д.
Дети и родители рисуют настроение, затем по рисунку стараются отгадать настроение других. Рассказывают, почему у них такое настроение, какие они испытывают чувства.
Цели: формировать умение помогать друг другу в процессе совместной деятельности, развивать воображение и способности к разработке замысла и его реализации.
Игра «Испорченный телефон» Эта всем известная игра создает радостное настроение и способствует теплому общению между людьми.
Игра «Угадай-ка» Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой-либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.д.). Названия изображаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать из чудо-мешочка. Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений» как у себя, так и научиться понимать их у других людей.
Игра «Запомни звуки» Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, которые своим звучанием знакомы детям. Звуки можно «зарисовывать», угадывать или просто повторять то, что звучало (несколько предметов).
Эта игра научит детей концентрировать внимание, развивает слуховую память.
«Я— взрослый, ты —ребенок»
Цели: объединить детей и родителей, улучшить взаимодействие между ними; приобщить к совместному творчеству, развивать положительные эмоции.
Материал: бумажная фигурка человека на каждого участника; акварельные краски, кисточки тонкие и толстые, стаканчики с водой, фломастеры; шнур и цветные прищепки для развешивания фигур.
Педагог-психолог раздает каждому участнику по одной бумажной фигурке и предлагает детям нарисовать своих родителей, а родителям — своего ребенка. И дети, и родители самостоятельно решают поставленную перед ними задачу. После этого фигуры прикрепляют прищепками к шнуру. Затем педагог проводит с участниками этюд «Диалог».
Каждая семья (по желанию) подходит, снимает свои фигурки и проговаривает несколько фраз от их лица. По завершении встречи участники уносят свои работы домой, чтобы и там продолжить игру.
Что ожидается от ребенка во время встреч с родителями на занятиях?
1. Желание принимать активное участие в играх, этюдах, упражнениях.
2. доброжелательный настрой.
Что требуется от взрослого во время занятий?
1. Терпение.
2. Желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок.
По результатам диагностики, проведенной после цикла таких занятий, у родителей отмечается повышение уровня родительской компетентности, уменьшается доля критичного отношения к своему ребенку. Родители приобретают навыки решения проблем. У детей формируются нравственные навыки, позволяющие решать конфликтные ситуации и управлять эмоциями.