kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семья глазами ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов. Теоретические основы о семейных взаимоотношениях. Использование рисуночного теста. Результаты исследования. Этапы работы педагогов с родителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семья глазами ребенка»

Консультация для воспитателей

«Семья глазами ребенка»


Родители - самые дорогие и близкие люди!



Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка, и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка, и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.

Принимающее, то есть внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка.

Отвергающее, то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.

Хорошо ли родители знают своего ребенка? Многие скажут «Да». Если они знают, что он любит мороженое и не любит манную кашу, еще не означает, что родители знают, чем он действительно живет, не значит, что они понимают его внутренний мир. У многих, даже внешне вполне благополучных детей, существует стойкое ощущение, что взрослый мир его не понимает, является враждебным, что родители не любят его, что семья ему чужая. В результате ребенок замыкается, отдаляется от семьи, уходит от реальности в вымышленный мир своих фантазий. Родители теряют с ним контакт, и восстановить его далеко не всегда удается.

Ключевым моментом психологического благополучия и будущего ребенка являются отношения в семье. Если ребенок получает в семье достаточную порцию любви и понимания, то у него уже есть «запас прочности» для того, чтобы выжить в нашем непростом мире и сохранить свое психологическое здоровье. Поэтому родителям важно видеть, что творится в душе ребенка, достаточно ли внимания он получает от взрослых, что необходимо изменить и добавить в свое общение с ним. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
На тему внутрисемейных отношений я обратила внимание, когда начала диагностировать развития психических процессов у детей подготовительных групп. 1 тест «Лесенка» был на исследование самооценки. Нормой в этом возрасте считается, когда дети ставят на ступеньку «Очень хорошие дети», но важно и то, чтобы и взрослый поставил их на высокие ступеньки. Это говорит о нормальном, комфортном самоощущении, которое связано с появлением чувства защищенности, ребенок уверен в любви взрослого, что необходимо для нормального развития в этом возрасте. При вопросе «Куда бы тебя поставила мама? папа?» 16 человек поставили себя на нижние ступеньки. Это является признаком неблагополучия. Поэтому я решила провести следующую диагностику.

Чтобы лучше понять и увидеть внутрисемейные отношения глазами ребенка, в психологии существует хороший инструмент - рисуночные тесты. С помощью рисунка явным становится многое из того, что живет в душе ребенка и что в явном виде не проявляется. Рисуночные тесты выявляют то скрытое отношение к людям, которое живет у него в подсознании

Для решения поставленной задачи была использована методика "Моя семья". (Г. Т. Хоментаускас.) "Рисунок семьи" применялся для выявления особенностей внутрисемейных отношений (особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых). Были обследованы рисунки 77 детей.

Анализ рисунков детей показал следующие результаты: благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображение общей деятельности всех, хорошее качество линий, имеет результат ниже среднего – 20 детей, что составляет 25,9%.

Изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания. Дети как бы откладывают рисование членов семьи, а изображают вещи, которые не обладают сильной эмоциональной значимостью, такие рисунки встретились у 8 детей – 10,3%.

3 детей - 3, 8 % - нарисовали себя низкорослыми, едва приметными, крошечными, подчеркнули этим свою ненужность и незначительность. 19 человек - 24, 6 % нарисовали себя отдельно от всех членов семьи, или между ними нарисованы какие-то посторонние, еще более разъединяющие людей предметы. Что говорит об эмоциональной разобщенности, отражающую конфликтную ситуацию в семье. 6 детей – 7,8 % изобразили себя после своих братьев и сестер, подальше от родителей. Чаще всего это признак ревности. Но отдаляя себя от всех остальных, ребенок считает себя лишним и ненужным в доме.

9 детей – 11,6% - совсем не нарисовали себя в семье – это сигнал конфликта между ним и кем-то в доме или всей семьей в целом. Таким образом ребенок выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье.

11 детей – 14, 2 % почему-то «забыли» нарисовать кого-то из родителей (5 – маму, 2 – папу), членов семьи (2 – сестру, 4 – брата). Именно «забытый» родственник ребенка и есть источник дискомфорта, переживаний и мучений.

7 человек – 9 % - вместо себя нарисовали только себя, «забыв» нарисовать всех остальных. Это говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места. Есть рисунки, когда дети нарисовали себя за дверью, за забором.

Показателем конфликтности являются отсутствие основных частей тела рук и лица (5 человек – 6,5%). Это чаще всего – выражение протеста ребенка по отношению к изображенному члену семьи, из-за которого он постоянно переполнен негативными эмоциями. Таким образом ребенок пытается, хотя бы символически, погасить агрессию.

Применяют яркие цветовые оттенки  50 детей - 65 %. Особенно нарядны мамы, папам тоже есть во что одеться, они излучают теплые тона. Черный цвет, холодные тона - свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым.

2 детей – 2,5 % - совсем не нарисовали рисунок. Не хочется считать это сигналом бедствия и неблагополучия. Этот вопрос требует более детального изучения и анализа.

Семья… Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя.

Работу с родителями предлагаю строить, придерживаясь следующих этапов.

  • Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном поведении ребенка.Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

  • Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

  • Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

  • Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Семья глазами ребенка

Автор: Жихарева Любовь Юрьевна

Дата: 20.05.2016

Номер свидетельства: 328776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Консультация для родителей "Семья глазами ребенка""
    ["seo_title"] => string(52) "konsultatsiia_dlia_roditelei_semia_glazami_rebenka_1"
    ["file_id"] => string(6) "644194"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705589683"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Родительское собрание на тему: " Влияние семьи на ребенка" "
    ["seo_title"] => string(63) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-vliianiie-siem-i-na-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "220576"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434701024"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Консультация для родителей «Семья глазами ребенка»"
    ["seo_title"] => string(50) "konsultatsiia_dlia_roditelei_semia_glazami_rebenka"
    ["file_id"] => string(6) "555898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597665437"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Мама - папа, Я дружная семья""
    ["seo_title"] => string(28) "mama_papa_ia_druzhnaia_semia"
    ["file_id"] => string(6) "485435"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542114905"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Воспитательский час на тему Что такое семья "
    ["seo_title"] => string(50) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "236860"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444163520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства