Просмотр содержимого документа
«Дисфункция семьи глазами ребенка.»
Пономаренко Валентина Леонидовна, педагог-психолог, государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения “Ровесник”».
Дисфункция семьи глазами ребенка
В настоящее время в криминологических, психологических, медико - социальных исследованиях накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий об отрицательном влиянии семейных факторов социального риска на репродуктивные функции семьи, на физическое, психическое и социальное здоровье детей, на их взаимосвязь с повышенной заболеваемостью детей и различными формами отклоняющегося поведения детей и подростков.
С целью обеспечения эффективного, эмоционального взаимодействия родителей, лишенных прав опеки со своими детьми было проведено психологическое исследование по изучению восприятия подростком своих родителей и отношения к ним. В исследовании принимали участие 11 воспитанников центра в возрасте от 12 до 17 лет. Изучение неблагополучных семей глазами подростков осуществлялось через анализ цветовых ассоциаций, возникающих по отношению к родителям, а также анализ факторов семейного воспитания.
Структура ядерной семьи окончательно формируется с рождением ребенка, который начинает жить в тесной связке со своей матерью. Освобождение от прямой привязки к организму матери достигается при рождении; освобождение от эмоциональной привязанности является задачей последующих лет развития. Считается, что существует прямая зависимость между тем, как формировалась личность самих родителей или первичных воспитателей, и способностью их ребенка достигнуть функциональной независимости. Изменения, происходящие с одним из членов семьи или же в его взаимоотношениях с окружающими людьми, могут распространяться и влиять на функциональные состояния и поведение других членов семьи. Отсюда следует то, что влияет на одного индивида, может повлиять и на целое, а то, что влияет на целое, может повлиять на любого отдельного индивида. Выделяют (М. Боуэн) симптомы в ядерной семье, проявление которых сказывается на дальнейшей жизни детей: 1) конфликт между супругами (если супруги сосредоточены только друг на друге, а дети остаются вне эмоционального процесса; когда в семье имеется и конфликт между супругами, и проекция проблемы на детей, то вредит детям именно эта проекция); 2) дисфункция одного из супругов. В семье один из супругов является доминирующим, а другой адаптирующийся под него. Тот из супругов, который в течение длительного периода времени выступает в роли приспосабливающегося, постепенно теряет способность к самостоятельному функционированию и принятию собственных решений. Достаточно умеренного стресса, чтобы запустился механизм дисфункции, что может выразиться в физической болезни, эмоциональных и социальных нарушениях (пьянство, асоциальное поведение). Данные отклонения часто приобретают хронический характер. Дети наследуют такой стиль жизни; 3) процесс семейной проекции. Родители проецируют свои проблемы на детей (проецируется тревога матери в момент зачатия и рождения ребенка, общая ориентация родителей на брак и на детей и т.д.). Дети становятся ущербными, появляются симптомы.
В результате изучения асоциальных семей с помощью биографического метода было выявлено, что многие дети (72,7%) не владеют информацией о своих ближайших родственниках, особенно о родственниках по материнской линии. 27,2% детей владеют информацией о родственниках до четвертого поколения. В генограммах семей в каждом поколении отмечаются соматические заболевания, разводы, наличие судимостей, патологических зависимостей. Данные симптомы спроецированы на детей в 90,9% случаев. Из общего числа обследуемых 18,1% воспитанников заинтересованы в изучении своей «расширенной семьи», сбору информации о ней, что происходит благодаря посещению детьми своих ближайших родственников.
Исследуя семейные социограммы и сопоставляя их с результатами цветового теста отношений и методикой Вассермана "Подростки о родителях" было выявлено, что у 90.9% воспитанников, симбиотическая связь с матерью. Они эмоционально зависимы от нее. Это выражается в их уступчивости, открытости, зависимости от мнения окружающих, повышенной внушаемости, напряженности и раздражительности.
В отношении оценки подростками своих матерей были отмечены следующие характеристики: мать в общении с ребенком стремится подавить его как личность. Относится как к маленькому ребенку, который мало, что может и умеет. Таким образом, мать ограничивает самостоятельность своих детей, развитие которых затрудняется или вообще приостанавливается. В результате такой блокировки ребенок не приобретает необходимой ему независимости. Развитие остается незавершенным. Чем меньше ответственности индивид берет на себя, тем больше его потребность в другом человеке. Именно эта потребность определяет степень привязанности индивида к другим индивидам в течение всей своей жизни. Кроме того, недостаточное развитие чувства независимости формирует у ребенка повышенную чувствительность к функциональным состояниям каждого из родителей, на основе которых строится его собственное поведение и поведение всей семьи. Мать склонна навязывать чувство вины по отношению к ней. Она агрессивна, чрезмерно строга в межличностных отношениях с ребенком. Ориентирована исключительно на себя. Ее самолюбие, излишнее самоутверждение исключает принятие ребенка. Он воспринимается, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. В отношениях с сыновьями проявляют диктат, полное упоение властью. Мать не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями. Невзирая ни на что, ей обязаны подчиняться. В отношениях с дочерью автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Матери оцениваются как снисходительные, нетребовательные.
В отношении оценки подростками своих отцов отмечены следующие характеристики: отцы проявляют позитивный интерес как в отношениях с сыновьями, так и в отношениях с дочерями. Доминируют теплые, дружеские отношения с четким осознаванием границ того, что можно и чего нельзя. Вследствие нарушения этих границ ребенком, у отцов отмечается повышенная враждебность. Это выражается в суровости и педантичности. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки деятельности и наказания родительским отвержением. Отец представляется человеком, отгороженным от проблем семьи. Ему все равно, что происходит вокруг, интересы близких игнорируются.
Как у матерей, так и отцов подростки отмечают непоследовательность в воспитании. Она выражается в непредсказуемости реакций на поведение ребенка. Трудно предвидеть, как родитель отреагирует на ту или иную ситуацию – подвергнет ли ребенка суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения ребенка в том, что это больше не повторится.
Подведя итог результатам психологического исследования, можно сделать вывод о том, что при эмоциональной слитности, зависимости ребенка от своих родителей, у него отмечается социальная отгороженность от них, которая выражается в низкой мотивации общения с родителями и ближайшими родственниками. Родителям лишенных опеки над своими детьми, характерен низкий уровень дифференциации "Я". Они живут в мире, где доминируют чувства, где невозможно отделить переживания от фактов. Ориентированы на поиск одобрения со стороны окружающих. Когда им не удается добиться значимости, они могут прекратить какие-либо социальные контакты. Свою жизнь проводят в ежедневной борьбе за поддержание равновесия в отношениях или за достижение состояния покоя и освобождения от тревоги. Они не способны к постановке долговременных целей, кроме самых расплывчатых («хочу добиться успеха, быть счастливым, иметь хорошую работу и т.д.»). Они зависимы от своих родителей, а затем ищут таких же зависимых отношений, из которых они черпают силы для своего функционирования. Дети таких родителей соответственно становятся эмоционально зависимыми от них.
Следовательно, вся работа должна быть направлена на активное взаимодействие родителей группы социального риска со своими детьми. Это взаимодействие может осуществляться как в психологическом консультировании, так и в поведении активного социального обучения родителей и подростков межличностному взаимодействию (в тренингах). При активном взаимодействии родителей и детей уменьшается уровень тревоги, которая в свою очередь ослабляет проявление симптомов у двух сторон. И повышается уровень дифференциации, которая улучшает адаптивность и социализацию всей семьи. Подросткам, идентифицированным со своими родителями, предлагается активно взаимодействовать с членами не только своей ядерной семьи, но и с членами расширенной семьи, снижая, таким образом, уровень конфликтности, тревоги и повышая тем самым уровень дифференциации «Я», адаптированность к сложным жизненным ситуациям.
Используемая литература.
Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. М., «Фомизм», 1994 г. 56 с.
Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.
Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. – М.: «Когита – Центр», 2005. – 496 с. (Современная психотерапия).
Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз. – М., 1994 г., 348 с.