kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар «Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская, плисковая активность - естественное состояние ребёнка. Именно она пораждает исследовательское поведение и создаёт условие для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар «Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста».»

9


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»








ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ОПЫТ РАБОТЫ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»















Старший воспитатель:

Глыга Е.Г.








с. Верхнерусское, 2019 г.

СЛАЙД 3

Уважаемые коллеги! представляю Вашему вниманию опыт работы МБДОУ «Детский сад №26» на тему: «Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста».

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения.

СЛАЙД 4

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния познавательно исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

СЛАЙД 5

Познавательно-исследовательская деятельность – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности.

- Наблюдение - часть любой познавательно - исследовательской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

- трудовая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность она всегда сопровождается выполнением трудовых действий. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков наблюдения создает благоприятные условия для познавательно - исследовательской деятельности, с другой – познавательно исследовательская деятельность, вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

- коммуникативная деятельность, хорошо прослеживается при формулировки цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Без развития речи, деятельность свелась бы к простому манипулированию.

- изобразительная деятельность.

Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже дети изучат объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

- формирование элементарных математических представлений.

Во время проведения опытов у ребёнка постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

- восприятие художественной литературы;

- музыкальная деятельность;

- двигательная деятельность.

Эти связи выражены не столь сильно.

Анализируя всё выше изложенное, работая по основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №26», составленной на основе учебно – методических материалов примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, пришли к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.

И для того, чтобы умело методически правильно строить с детьми познавательно - исследовательскую деятельность, было решено более углубленно изучить и проработать данную тему.

СЛАЙД 6

Мы поставили перед собой цель: повышение познавательной активности дошкольников посредством создания условий для познавательно-исследовательской деятельности.



Для реализации цели и достижения положительных результатов в работе с детьми мы выделили следующие задачи:

-создавать условия для совместной с педагогами и самостоятельной детской познавательно-исследовательской деятельности;

- развивать у детей интерес, любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность;

- способствовать развитию творческой активности;

- содействовать развитию у детей коммуникативных умений;

- использовать различные формы работы с родителями по привитию детям любви к природе.

СЛАЙД 7

Исходя из поставленных целей, в процессе познавательно-исследовательской деятельности мы соблюдали следующие принципы:

1.Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2.Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3.Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Организация создания условий для познавательно – исследовательской в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.

СЛАЙД 8

На первом этапе деятельности по созданию условий для познавательно – исследовательской активности мы проанализировали предметно-развивающую среду МБДОУ «Детский сад №26». Пришли к выводу о достаточном количестве оборудования для таких видов детской деятельности, как: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, музыкальная, физкультурная.

СЛАЙД 9

Дополнительно необходимо было поработать над обновлением условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

— пополнить центры экспериментирования объектами для исследования в реальном действии и разнообразить образно-символический материал;

— обновить материалы для сенсорного развития;

— приобрести наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий;

— обновить уголки природы.

Работа по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности проводилась как с педагогами, так и с родителями.

СЛАЙД 10 - 11

Был проведен педагогический совет по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»;

консультация «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

круглый стол - «Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»;

мастер – класс - «Планирование опытов на занятиях, прогулках, в самостоятельной деятельности занятия с демонстрацией опыта»;

деловая игра - «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников».

СЛАЙД 12

Для решения поставленных задач по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в детском саду, педагоги ДОУ используют:

1.Методическую литературу и материалы: наглядность (иллюстрации, картины, различные схемы), игры, упражнения, раздаточный и демонстрационный материал, технические средства обучения (аудиозаписи, диафильмы, слайды).

2. Педагоги ДОУ знакомятся с опытом педагогов-новаторов, изучают и используют в работе опыт коллег.

На мини-семинарах, с педагогами обсуждали роль семьи в развитии познавательной активности ребенка.

СЛАЙД 13 - 14

Для ознакомления родителей с направлениями работы по познавательно – исследовательской деятельности в раздевальных комнатах групп были оформлены информационные стенды «Познавательная активность детей». Проведен практикум на родительском собрании «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников».

В своей работе с родителями педагоги использовали также

• семинары-практикумы,

• папки-передвижки,

• папки-раскладушки,

• памятки

• консультации.

СЛАЙД 15

На втором практическом этапе по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности была проведена основная работа: обновление уголков экспериментирования и предметно – развивающей среды.



СЛАЙД 17

Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды для познавательно – исследовательской деятельности.

Обновляя уголки для познавательно – исследовательской деятельности в группах педагоги придерживались следующих требований:

СЛАЙД 18

Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.

Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.

Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей.

СЛАЙД 19

Наглядный материал для оформления и содержания уголка экспериментирования распределяется по разделам:

• «Воздух»,

• «Песок и глина»,

• «Природный материал»,

• «Бумага», «Дерево»,

• «Камни», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровье сберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.

СЛАЙД 20

Важнейшим условием эффективности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах является ее планирование, т.е. заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с указанием необходимых условий.

На каждом возрастном этапе ребенка – дошкольника, педагогами решаются разные задачи развития. В одних случаях задачи решаются успешнее только с помощью взрослого — через прямое обучение. В других - педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно - исследовательскую деятельность. В соответствии с образовательной программой ДОУ, образовательный процесс, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса. В своей работе педагоги опираются на программу дополнительного образования «Ребёнок в мире поиска» Дыбиной О.В. и Подьяковой Н.Н.

В результате такого подхода к планированию и организации образовательной деятельности, мы создаём условия познавательно – исследовательской деятельности, тем самым повышаем активность детей.

СЛАЙД 21-26

Таким образом, была проведена большая работа по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности детей в ДОУ. Конечным итогом явилось проведение конкурса уголков познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

В наших группах созданы центры познавательно – исследовательской деятельности, которые оформлены в соответствии с возрастом детей.

В них «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их уголка – Зайчик-Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется. Этот герой «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям.

Хорошо оборудованные и удачно расположенные центры природы познавательно – исследовательской уголков, украшают групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дают возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение всего года.


СЛАЙД 27

Дети в центрах природы

 исследуют состояние почвы (влажная, сухая, мягкая),

 наблюдают за ростом и цветением растений,

 определяют условия для их роста и развития (вода, свет, тепло),

 ухаживают за ними (поливают, рыхлят),

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной работы с детьми, но и оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

СЛАЙД 28-33

Мы поощряем и стараемся оказать незаметную помощь детям, которая чаще всего сводится к следующему:

 создание разной предметной среды, способствующей привлечь ребенка своим содержанием;

 изучение интересов и потребностей детей, оказание помощи в выборе деятельности по интересам;

 педагоги стараются заинтересовать детей общением друг с другом

 оказание помощи в объединении их в микрогруппы для опытов;

 по возможности ненавязчиво включение в работу детей, косвенные советы, стимулирую фантазию детей в самостоятельном поиске.

СЛАЙД 34

Выводы


Таким образом, созданные нами условия для познавательно - исследовательской деятельности дошкольников, обеспечивают согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива и родителей по повышению познавательной активности детей, систематизирована работа методической службы ДОУ.

В дальнейшем мы будем продолжать работу по обновлению условий для познавательно исследовательской деятельности с детьми. Поэтому планируем продолжить развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Также необходимо продолжить работу с родителями по популяризации и создания условий в семье для экспериментальной и исследовательской деятельности.

Для дальнейшей работы в уголках экспериментирования мы продолжим пополнять его материалами - дидактическим, практическим, наглядным.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Глыга Елена Геннадьевна

Дата: 15.12.2019

Номер свидетельства: 532066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Доклад "Использование ЦОР и ЭОР в деятельности педагога" "
    ["seo_title"] => string(62) "doklad-ispol-zovaniie-tsor-i-eor-v-dieiatiel-nosti-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "167617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423122473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства