Семинар «Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста».
Семинар «Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста».
Исследовательская, плисковая активность - естественное состояние ребёнка. Именно она пораждает исследовательское поведение и создаёт условие для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар «Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста».»
9
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОПЫТ РАБОТЫ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Старший воспитатель:
Глыга Е.Г.
с. Верхнерусское, 2019 г.
СЛАЙД 3
Уважаемые коллеги! представляю Вашему вниманию опыт работы МБДОУ «Детский сад №26» на тему: «Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста».
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения.
СЛАЙД 4
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния познавательно исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
СЛАЙД 5
Познавательно-исследовательская деятельность – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности.
- Наблюдение - часть любой познавательно - исследовательской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
- трудовая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность она всегда сопровождается выполнением трудовых действий. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков наблюдения создает благоприятные условия для познавательно - исследовательской деятельности, с другой – познавательно исследовательская деятельность, вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
- коммуникативная деятельность, хорошо прослеживается при формулировки цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Без развития речи, деятельность свелась бы к простому манипулированию.
- изобразительная деятельность.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже дети изучат объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
- формирование элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов у ребёнка постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
- восприятие художественной литературы;
- музыкальная деятельность;
- двигательная деятельность.
Эти связи выражены не столь сильно.
Анализируя всё выше изложенное, работая по основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №26», составленной на основе учебно – методических материалов примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, пришли к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.
И для того, чтобы умело методически правильно строить с детьми познавательно - исследовательскую деятельность, было решено более углубленно изучить и проработать данную тему.
СЛАЙД 6
Мы поставили перед собой цель: повышение познавательной активности дошкольников посредством создания условий для познавательно-исследовательской деятельности.
Для реализации цели и достижения положительных результатов в работе с детьми мы выделили следующие задачи:
-создавать условия для совместной с педагогами и самостоятельной детской познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать у детей интерес, любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность;
- способствовать развитию творческой активности;
- содействовать развитию у детей коммуникативных умений;
- использовать различные формы работы с родителями по привитию детям любви к природе.
СЛАЙД 7
Исходя из поставленных целей, в процессе познавательно-исследовательской деятельности мы соблюдали следующие принципы:
1.Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2.Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3.Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
6. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Организация создания условий для познавательно – исследовательской в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.
СЛАЙД 8
На первом этапе деятельности по созданию условий для познавательно – исследовательской активности мы проанализировали предметно-развивающую среду МБДОУ «Детский сад №26». Пришли к выводу о достаточном количестве оборудования для таких видов детской деятельности, как: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, музыкальная, физкультурная.
СЛАЙД 9
Дополнительно необходимо было поработать над обновлением условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
— пополнить центры экспериментирования объектами для исследования в реальном действии и разнообразить образно-символический материал;
— обновить материалы для сенсорного развития;
— приобрести наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий;
— обновить уголки природы.
Работа по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности проводилась как с педагогами, так и с родителями.
СЛАЙД 10 - 11
Был проведен педагогический совет по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»;
консультация «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
круглый стол - «Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»;
мастер – класс - «Планирование опытов на занятиях, прогулках, в самостоятельной деятельности занятия с демонстрацией опыта»;
деловая игра - «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников».
СЛАЙД 12
Для решения поставленных задач по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в детском саду, педагоги ДОУ используют:
1.Методическую литературу и материалы: наглядность (иллюстрации, картины, различные схемы), игры, упражнения, раздаточный и демонстрационный материал, технические средства обучения (аудиозаписи, диафильмы, слайды).
2. Педагоги ДОУ знакомятся с опытом педагогов-новаторов, изучают и используют в работе опыт коллег.
На мини-семинарах, с педагогами обсуждали роль семьи в развитии познавательной активности ребенка.
СЛАЙД 13 - 14
Для ознакомления родителей с направлениями работы по познавательно – исследовательской деятельности в раздевальных комнатах групп были оформлены информационные стенды «Познавательная активность детей». Проведен практикум на родительском собрании «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников».
В своей работе с родителями педагоги использовали также
• семинары-практикумы,
• папки-передвижки,
• папки-раскладушки,
• памятки
• консультации.
СЛАЙД 15
На втором практическом этапе по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности была проведена основная работа: обновление уголков экспериментирования и предметно – развивающей среды.
СЛАЙД 17
Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.
Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды для познавательно – исследовательской деятельности.
Обновляя уголки для познавательно – исследовательской деятельности в группах педагоги придерживались следующих требований:
СЛАЙД 18
Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей.
СЛАЙД 19
Наглядный материал для оформления и содержания уголка экспериментирования распределяется по разделам:
• «Воздух»,
• «Песок и глина»,
• «Природный материал»,
• «Бумага», «Дерево»,
• «Камни», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровье сберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.
СЛАЙД 20
Важнейшим условием эффективности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах является ее планирование, т.е. заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с указанием необходимых условий.
На каждом возрастном этапе ребенка – дошкольника, педагогами решаются разные задачи развития. В одних случаях задачи решаются успешнее только с помощью взрослого — через прямое обучение. В других - педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно - исследовательскую деятельность. В соответствии с образовательной программой ДОУ, образовательный процесс, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса. В своей работе педагоги опираются на программу дополнительного образования «Ребёнок в мире поиска» Дыбиной О.В. и Подьяковой Н.Н.
В результате такого подхода к планированию и организации образовательной деятельности, мы создаём условия познавательно – исследовательской деятельности, тем самым повышаем активность детей.
СЛАЙД 21-26
Таким образом, была проведена большая работа по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности детей в ДОУ. Конечным итогом явилось проведение конкурса уголков познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
В наших группах созданы центры познавательно – исследовательской деятельности, которые оформлены в соответствии с возрастом детей.
В них «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их уголка – Зайчик-Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется. Этот герой «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям.
Хорошо оборудованные и удачно расположенные центры природы познавательно – исследовательской уголков, украшают групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дают возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение всего года.
СЛАЙД 27
Дети в центрах природы
исследуют состояние почвы (влажная, сухая, мягкая),
наблюдают за ростом и цветением растений,
определяют условия для их роста и развития (вода, свет, тепло),
ухаживают за ними (поливают, рыхлят),
Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной работы с детьми, но и оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
СЛАЙД 28-33
Мы поощряем и стараемся оказать незаметную помощь детям, которая чаще всего сводится к следующему:
создание разной предметной среды, способствующей привлечь ребенка своим содержанием;
изучение интересов и потребностей детей, оказание помощи в выборе деятельности по интересам;
педагоги стараются заинтересовать детей общением друг с другом
оказание помощи в объединении их в микрогруппы для опытов;
по возможности ненавязчиво включение в работу детей, косвенные советы, стимулирую фантазию детей в самостоятельном поиске.
СЛАЙД 34
Выводы
Таким образом, созданные нами условия для познавательно - исследовательской деятельности дошкольников, обеспечивают согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива и родителей по повышению познавательной активности детей, систематизирована работа методической службы ДОУ.
В дальнейшем мы будем продолжать работу по обновлению условий для познавательно исследовательской деятельности с детьми. Поэтому планируем продолжить развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.
Также необходимо продолжить работу с родителями по популяризации и создания условий в семье для экспериментальной и исследовательской деятельности.
Для дальнейшей работы в уголках экспериментирования мы продолжим пополнять его материалами - дидактическим, практическим, наглядным.