Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития. Согласится с этим сложно.
Родителям не всегда хватает времени для общения; есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Сегодняшний семинар как раз мы и посвятим этому вопросу: «Общение воспитателя с родителями воспитанников».
Нашу встречу я предлагаю начать с ответов на несложные вопросы. Это поможет членам группы включиться в работу, во взаимодействие друг с другом, позитивному настрою.
Ответы педагогов на вопросы
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
5. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей
«Если человек работает воспитателем в детском саду, то ему это зачем- нибудь нужно!»
Работа эта непростая, требующая больших эмоциональных вложений, профессионализма. Конечно, хочется, чтобы Ваш труд был по достоинству оценен, хочется числиться на хорошем счету и в коллективе, и, тем более, в глазах родителей. А сейчас давайте разберемся, что может мотивировать наших родителей на взаимодействие с ДОУ, на участие в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.
Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу, что для успешного взаимодействия с родителями необходимо знать:
-Что хочет получить каждый родитель и уметь удовлетворять эти потребности: если родители участвуют для того, чтобы показать свои таланты, надо чаще привлекать их участию в творческих конкурсах; если хотят поделиться своим опытом в воспитании детей, то использовать их знания при организации и проведении родительских собраний. Но, в любом случае, необходимо знать, что мотивирует каждого родителя или семью на активное участие в жизни группы и изучать это через постоянное непринуждённое общение. Общение играет огромную роль в жизни любого человека.
Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».
Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
Тренинговое упражнение « Комплимент»
Итак: Что было легче: принимать комплимент или делать его?
Используйте это упражнение на родительских собраниях с целью создания эмоциональной и дружелюбной атмосферы комфортности, с целью получить дополнительную информацию о родителях, и родители смогут лучше узнать друг друга.
Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.
Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать ее тональность, соответствующую тактике общения.
Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я». Позиция «Я» в роли «ребенка» - особая чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность. Позиция «Я» в роли «родителя» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослого» - сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению.
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. Хочу предложить вам упражнение, способствующее развитию умения использовать ролевые позиции в общении.
Упражнение на изменение ролевой позиции в общении
Фразы для упражнения: «Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке»; «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании» (можно использовать собственные фразы) Каждая фраза произносится одним из участников во всех трех ролевых позициях. Если произношение фразы в какой-то из позиций кажется неубедительной, то произносится повторно еще и еще раз.
Подводя итоги нашего семинара, ответьте мне на вопрос: Кому принадлежит ведущая роль в организации общения (воспитателю или родителям)? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. И мне хотелось бы в заключении дать вам памятку с некоторыми рекомендациями, которые помогут вам в общении с родителями воспитанников.