Тематический досуг для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Формировать у детей чувство патриотизма, расширять знания о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Материал и оборудование.
Бутафорский жук-носорог.
Открытка «День Победы» с заданием для детей.
Красиво оформленная коробка с двойным дном.
Карточки с буквами и цифрами (части кода).
Карточки (слайды) с изображениями военных – представителей разных родов войск.
Шарики для сухого бассейна, корзина.
Гармошка для танца.
Бинокли для игры «Пограничники».
Диск с мультфильмом «Солдатская сказка» по рассказу К. Паустовского «Похождения жука-носорога» (1983, реж.А. Грачёва).
Ход развлечения
Под музыку дети заходят в зал, выполняют перестроение, встают четвёрками.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий праздник – День Победы.
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
ЗВУЧИТ В ЗАПИСИ 1-Й КУПЛЕТ ПЕСНИ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
Вставай, народ!
Услышав кличь Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
Читают дети.
В мае празднует Победу
Вся Россия, весь народ.
Победили наши деды
В сорок пятый славный год.
Победили злых фашистов,
Прочь прогнав с родной земли,
Чтоб с тех пор на небе чистом
Только радуги цвели,
Птицы радостно кружили,
Грело солнце детвору
И ребята все спешили
В садик, в школу поутру.
Подарили мир солдаты
Всей России, всей Земле
В том далёком сорок пятом,
В самом светлом майском дне.
И завет священный дали
Взрослым, детям, людям всем:
Чтобы дружбу укрепляли,
Мир подарен насовсем! (Е.Шаламонова)
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «9 МАЯ» А.Чугайкиной,
садятся на места
Читает ребёнок.
Однажды в тёплый день чудесный
С друзьями в парке я гулял.
И неизвестному солдату
В том парке памятник стоял.
Высокий, стройный и красивый
Он с автоматом на плече,
Смотрел куда-то вдаль тоскливо,
И стало очень грустно мне.
Мы все в глаза ему смотрели,
Как будто тот солдат живой.
И каждый думал: «Он прадед мой,
Что не пришёл с войны домой.» (Н.Лыкова)
ВИДЕОКЛИП «НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ»
Ведущий. Ребята, мы с вами говорим о Дне Победы, а смотрите, здесь какая-то коробка! Кто знает, что это за жук на ней сидит? (Это жук-носорог.) Интересно, как он попал в наш музыкальный зал? (Дети высказывают свои предположения. Педагог обращает внимание детей на коробку.) Может быть, разгадка тайны в этой коробке? (Достаёт со дна коробки открытку. Предлагает детям заглянуть в коробку – в ней больше ничего нет. Рассматривает открытку.) Ребята, в открытке послание для нас. (Читает.) «Чтобы разгадать тайну жука-носорога, вам нужно вспомнить, что вы знаете о Великой Отечественной войне и Победе. После каждого воспоминания в этой коробке будет появляться часть кода. Когда вы его соберёте и назовёте, вам откроется тайна жука». Ну что ж, всё понятно. Ребята, мы ведь с вами разучили стихи и песни, посвящённые празднику Великой Победы. Сегодня вы расскажете и споёте об этом празднике – тогда мы сможем узнать код и, возможно, раскрыть тайну жука.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХ
После их исполнения в коробке «появляется» часть кода – карточка с цифрой 1; педагог достаёт карточку. (Секрет коробки в двойном дне: детям показывается одно дно, а карточки с цифрами и буквами, диск с мультфильмом прячут во втором.)
Ведущий. Вот и первая из частей кода! (Отдаёт детям карточку с цифрой.) А песню ко Дню Победы вы знаете?
СОЛИСТЫ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ
«МОЙ ПРАДЕДУШКА БЫЛ РЯДОВЫМ»
Из коробки извлекается карточка с буквой М
Ведущий. Смотрите, появилась ещё одна часть кода – буква М. (Отдаёт карточку с буквой детям старшей группы.)
Чтобы дальше продвигаться, нужно будет постараться,
Не шуметь и не зевать, а загадки отгадать!
Я начну – вы продолжайте, постарайтесь, отгадайте.
Загадки.
На земле ему не спится,
Самолёт его как птица.
Он летает днём и ночью –
Кто это? Военный… (лётчик).
Служит он на корабле,
Бывает редко на земле.
В бескозырке наш смельчак,
Любит Родину… (моряк).
Они грязи не боятся,
В правый бой вступить стремятся,
Едут браво в поле чистом
В шлемах смелые… (танкисты).
Без дела солдатам сидеть неохота,
Смело шагает вперёд… (пехота).
Ведущий. Молодцы, все загадки отгадали! Самых активных из вас я прошу выйти ко мне (называет детей, которые первыми дали правильные ответы) – они помогут нам найти следующую часть кода.
ИГРА «НАЗОВИ РОД ВОЙСК»
По форме военного на картинке нужно определить, какой род войск он представляет. (У игры может быть два варианта: мультимедийная презентация или карточки с изображениями.)
В конце игры дети получают 2карточки с цифрой 9.
Ведущий. Ребята, сейчас мне потребуется ваша помощь. (Высыпает на пол разноцветные шарики от сухого бассейна, в центр зала ставит большую корзину.) Представьте, что эти шарики – воздушные шары, которые должны были выпустить в небо в честь праздника Победы. Случилось так, что все шары разлетелись раньше времени, и теперь они парят в облаках. На чём мы полетим их ловить? (На самолетах, вертолётах.)
ИГРА «ЛЁТЧИКИ»
По команде «Лётчики, заводите моторы!» мы полетим искать наши шары. Когда музыка закончится, вам нужно будет поднять любой шарик и, не сходя с места, забросить его в корзину. (Игра проводитсяпод музыку «Авиамарш» и продолжается до тех пор, пока все шары не окажутся в корзине. После игры дети получают карточку с буквой Я.)
Ведущий. Спасибо, ребята! Теперь наш праздничный салют из шаров обязательно состоится!
Гармонист всегда в почёте у товарищей солдат.
Как гармошка заиграет, у бойцов глаза горят.
О любимом доме песня вдаль плывёт.
На солнечной поляночке гармонист поёт. (Н.Бобкова)
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ «ВАНЕЧКА»
Дети получают карточку с буквой А
Ведущий. Я уверена, ребята, что и вы знаете песни военных лет.
Эта песня возраста не знает,
Она всем поколениям нужна.
Её и взрослые, и дети подпевают,
Гордится ею вся страна. (Н.Бобкова)
ПЕСНЯ «КАТЮША» М.Блантера
После песни дети получают карточку с изображением цифры 4
Ведущий. За Победу наши деды воевали.
Мы за это им «спасибо» говорим.
Как о мире наши дедушки мечтали!
Мы за мир с тобою тоже постоим! (Е.Зитт)
ИГРА «ПОГРАНИЧНИКИ»
Дети получают извлечённую из коробки карточку с цифрой 5
Ведущий (заглядывает в коробку). Кажется, у нас уже есть все части кода. Проверим! Прошу выйти ребят с карточками. Сейчас мы попробуем сложить части кода – что у нас получится?
Дети с помощью взрослых составляют из карточек дату
9 МАЯ 1945
Ведущий. 9 мая 1945 года закончилась война. Советские солдаты освободили нашу страну от немецко-фашистских захватчиков. А теперь наша волшебная коробка должна открыть нам секрет. (Достаёт из коробки диск.) Да это диск с мультфильмом! Может, посмотрев мультфильм, мы узнаем, почему жук-носорог оказался в нашем зале?
МУЛЬТФИЛЬМ «СОЛДАТСКАЯ СКАЗКА»,
дети делятся впечатлениями
Ведущий.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Объявляется минута молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий. Если в вашей семье, в вашем доме живут ветераны, те, кто участвовал в боях сфашистами, не забудьте поздравить их с праздником Победы.
Читают дети.
Воевали не зря солдаты,
Охраняя земли покой.
Горше нет матерям утраты,
Чем солдат поредевший строй…
Сбережём от беды планету,
Не позволим крушить войне
Города до руин и пепла –
Отдадим этот мир весне!
Сохраним этот мир зелёный –
Наша армия на посту!
Пусть густеют деревьев кроны
И повсюду цветы растут! (Е.Шаламонова)
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «МИРНОГО НЕБА» Л.Кирилловой
Ведущая. Пусть дети наши подрастают
И в военные игры только играют!
Пусть будет мир на всей Земле:
«Да!» - скажем миру! «Нет!» - войне!
Пусть гремит салют Победы,
Этим светом мир согрет.
С Днём Победы поздравляем,
Всем людям Земли шлём огромный привет!
ЗВУЧИТ В ЗАПИСИ ПЕСНЯ «МОЙ ДЕДУШКА ГЕРОЙ»,
дети маршем проходят по залу и отправляются в группу.