воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье; игры; чтение художественной литературы по теме.
Средства реализации: демонстрационный материал; материал для аппликации.
Содержание образовательной деятельности.
Вводно–организационный этап – 1 мин.
Цель: установление эмоционального контакта.
Результат: привлечение произвольного внимания.
Воспитатель.
Упражнение «Искра»
- Ребята, давайте возьмемся за руки и закроем глаза. Давайте попробуем передать друг – другу искорки добра и любви. Искорка будет в виде легкого пожатия руки. Я начну, а вы продолжите. Когда искра вернётся ко мне, я сообщу вам об этом.
Дети: встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза.
Воспитатель
- Ребята, сегодня мы поговорим о родных людях, которые дарят нам любовь, нежность, ласку, заботятся о нас….
Мотивационно - побудительный этап – 1 мин.
Цель: формирование у воспитанников мотивации к предстоящей деятельности.
Беседа о семье
Воспитатель
- Как вы думаете, кто же эти родные люди?
Дети: папа, мама, бабушка, дедушка
-Как можно назвать этих людей, одним словом? (Семья)
- Как вы думаете, что такое семья?
(воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их).
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники).
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).
Основной этап – 20 мин.
Цель: расширить представления о семье; познакомить детей с понятиями «родословная», «генеалогическое древо»; учить строить генеалогическое древо семьи, способствовать осознанию ребенка себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.
2.Чтение стихотворения и рассуждение по ней.
Воспитатель
- Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, послушайте.
Посмотрите на меня —
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная — мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
- Ребята, на кого похож мальчик из стихотворения?
Дети: На папу, маму, бабушку, дедушку.
Воспитатель
- Ребята, характерным отличием каждой семьи является что?
Дети: определяют характерное отличие каждой семьи (схожесть членов семьи).
3. Игровая ситуация «Кто кому кем приходится?»
Воспитатель
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки? Девочка для папы и мамы? Девочка для дедушки и бабушки? Папа для дедушки и бабушки? Мама для дедушки и бабушки? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто?
Дети: отвечают
Воспитатель
- А теперь я всю семью приглашаю на «семейную зарядку»
Физкультминутка "Семейная зарядка". Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку, Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо – влево, Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой, И качаю головой.
Дети: выполняют движения по тексту.
4. Беседа «Родословная. Генеалогическое древо».
Воспитатель
- У вас у всех есть родственники. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как родственников было много и их всех необходимо было помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом рассказывать о них своим детям, внукам, правнукам. Такие записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображают все поколения, всех членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
5.Составление генеалогического древа.
Воспитатель
- Ребята, посмотрите, на мольберте расположено дерево.
- Первое поколение – это бабушки и дедушки. С них начиналась каждая семья. На дереве это нижний ряд веток. Второе поколение – мамы и папы. Они располагаются во втором ряду, а в последнем, самом верхнем ряду располагаются дети.
Воспитатель
- Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Подойдите каждый к своему дереву.
- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи. Это дерево пока без листочков. Листочками генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем портреты детей. Следующее поколение семьи родители – это кто? Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.
Дети: составляют генеалогическое древо.
Воспитатель
- Молодцы ребята.
Заключительный этап - 1 мин.
Воспитатель
- Ребята, о чем сегодня мы с вами
говорили? Что мы сегодня с вами создали? Для чего? Что вам особенно запомнилось?
- Ребята, вечером скажите своим членам семьи ласковые слова и обнимите их, они очень обрадуются.