Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская СОШ 1»
Творческий проект
«Моя родословная.
Создание генеалогического древа»
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Моя малая Родина»
во 2 «а» классе
учителя начальных классов
высшей категории
Зориной Л.Н.
пос. Товарково
2013 г.
Тип проекта: информационно – исследовательский, по содержанию « ребёнок и его семья», ребёнок-субъект проектирования; внутри школы; при участии детей и взрослых; коллективный, долгосрочный. На уроках и во внеурочное время часто сталкиваешься с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического древа. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.Родословное древо человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…
С учетом этого и была выбрана тема исследования « Моя родословная»
Объект исследования: учащиеся 2 «а» класса и их семьи.
Предмет исследования: родословная каждого ученика.
Цель: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Формирование общеучебных умений и навыков:
Личностных:
приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям;
понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;
Регулятивных:
Познавательных:
уметь анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
работать с информацией;
использовать полученные умения для новых знаний.
Коммуникативных:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
продуктивно разрушать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить понятийный аппарат используемых терминов;
- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
- эмпирические: опросно-диагностические, анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.;
- статистические: оценка статической значимости гипотезы.
Работа над проектом.
Исследование проходило в несколько этапов
Этапы проекта | Темы занятий | Практическая деятельность |
I.Подготовитель-ный | 1. Конкурс рисунков «Моя семья» | Рисование на тему |
II.Поисково-исполнительный (проектировочный) | 2. История возникновения фамилии 3. Мини-проект « Что мы узнали о своей фамилии» 4.Источники информации для построения генеалогического древа. Способы изображения родословной. 5. «Моя родословная. Создание генеалогического древа» 6. Традиции моей семьи 7. Загляните в семейный альбом… 9.Мир наших увлечений 10. «Почему мне дали это имя?» | Классный час, беседа Защита мини-проектов Беседа, практическое занятие Защита мини-проектов Сочинение Выставка альбомов и фотографий разных лет. Выставка «Умелые руки» Обзор анкет |
III.Обобщающий (проверка качества проекта) | 11.Репетиционные занятия | Создание творческих групп, выполнение работ по изготовлению генеалогического древа |
IV.Заключительный | 12.Заседание семейной гостиной | Организация и проведение праздничного заседания |
V. Итоговый (рефлексивный) | 13.Моя работа над проектом | Обмен впечатлениями Выставка работ |
Результаты проекта.
Педагог пополнил и закрепил знания по истории, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.
Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Литература:
1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся,
М. -2005
2.Господникова М.К., Полянина Н.Б. и др., Проектная деятельность учащихся, Волгоград, -2008