НАЗВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ | ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ | ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА / ВИД ПОМОЩИ | УРОВЕНЬ / БАЛЛ | ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА / ВИД ПОМОЩИ | УРОВЕНЬ / БАЛЛ | ДИНАМИКА |
Методика 1. Чего не стало (модифицированная методика С.Д. Забрамной) | изучение особенностей произвольного внимания и способности воспроизводить на зрительном уровне объекты на основе узнавания | понимает инструкцию, однако делает неправильный выбор; требуется направляющая и обучающая помощь | 2/0 | понимает инструкцию, однако делает неправильный выбор; требуется направляющая и обучающая помощь | 2/0 | = |
Методика 2. Что изменилось (модифицированная методика С.Д. Забрамной) | выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов | не понимает первоначальную инструкцию, испытывает трудности при выполнении данного задания, не понимает поставленную задачу и, самостоятельно и безошибочно не указывают место, на котором располагались картинки первоначально; необходимы все виды помощи | 1/0 | не понимает первоначальную инструкцию, испытывает трудности при выполнении данного задания, не понимает поставленную задачу и, самостоятельно и безошибочно не указывают место, на котором располагались картинки первоначально; необходимы все виды помощи | 1/0 | = |
Методика 3. Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева) | 1) выявить уровень развития опосредованной памяти; 2) изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи | в целом не характерна способность к налаживанию адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом, не способна самостоятельно подобрать соответствующую картинку к слову (выбор приходится делать психологу) и, тем более, обосновать связь картинки и слова. Воспроизведение слов также носит непродуктивный характер: вместо воспроизведения слов просто называет картинки, которые были ранее выбраны с помощью взрослого. Задание – не доступно. Обучающая помощь. | 1/0 | в целом не характерна способность к налаживанию адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом, не способна самостоятельно подобрать соответствующую картинку к слову (выбор приходится делать психологу) и, тем более, обосновать связь картинки и слова. Воспроизведение слов также носит непродуктивный характер: вместо воспроизведения слов просто называет картинки, которые были ранее выбраны с помощью взрослого. Задание – не доступно. Обучающая помощь. | 1/0 | = |
Методика 4. Раскрась предметы (разработка Л.Ф. Фатиховой) | 1) изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета); 2) выявление знаний о цветах; 3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук | допускает явные ошибки; нужна значительная помощь. | 2/0 | допускает явные ошибки; нужна значительная помощь. | 2/0 | = |
Методика 5. Изучение восприятия формы (разработка Л.Ф. Фатиховой) | 1) изучение уровня и особенностей развития восприятия формы; 2) выявление способности к конструированию, сформированности предметно-практических действий; 3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук | испытывает трудности в узнавании схематичных изображений предметов, называния геометрических фигур и конструирования предметной фигуры. Особенно трудным для узнавания является дерево, которое назвала кругом. Затрудняется в назывании как основных, так и дополнительных геометрических фигур. В деятельности конструирования предметной фигуры из частей (вторая серия) наблюдаются тоже грубые ошибки. Не понимает первоначальную инструкцию, необходимо предъявлять развернутую инструкцию, обучающую помощь. | 1/0 | испытывает трудности в узнавании схематичных изображений предметов, называния геометрических фигур и конструирования предметной фигуры. Особенно трудным для узнавания является дерево, которое назвала шариком. Затрудняется в назывании как основных, так и дополнительных геометрических фигур. В деятельности конструирования предметной фигуры из частей (вторая серия) наблюдаются тоже грубые ошибки. Не понимает первоначальную инструкцию, необходимо предъявлять развернутую инструкцию, обучающую помощь. | 1/0 | = |
Методика 6. Подбери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера) | 1) изучение уровня сформированности перцептивных действий; 2) выявление способности соотносить предмет с эталоном, уровня сформированности знаний о формах; 3) выявление способности к переносу усвоенного перцептивного действия в новые условия | не понимает инструкцию при первом предъявлении, в связи с чем нуждаются в оказании более развернутой обучающей инструкции; начинает использовать примеривание, при этом наблюдаются ошибки в соотнесении предметов и эталонных фигур. | 1/0 | не всегда понимает инструкцию при первом предъявлении, в связи с чем нуждаются в оказании более развернутой обучающей инструкции; начинает использовать примеривание, при этом наблюдаются ошибки в соотнесении предметов и эталонных фигур. | 1/0 | = |
Методика 7. Разрезные картинки модифицированный вариант) | 1) изучение уровня и особенностей сформированности наглядно-действенно-образного мышления; 2) выявление возможностей к перцептивному моделированию; 3) выявление способностей к соотнесению частей и целого и их пространственного расположения; 4) изучение способности к переносу действия в новые более сложные условия при решении наглядно-действенных задач. | неспособна к синтезированию разрезной картинки. Метод проб при этом несовершенен, легко «соскальзывают» на уровень бесцельного манипулирования частями разрезных картинок. | 2/0 | на уровне зрительного соотнесения выполняет лишь простейшее задание на синтез картинки из двух частей, а все остальные картинки складывает с той или иной дозой помощи взрослого. При этом наибольшей продуктивностью обладает обучающая помощь – предъявление частей разрезанных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве. | 3/1 | + |
Методика 8. Сложи круг (разработка Л.Ф. Фатиховой) | 1) выявление уровня и особенностей сформированости наглядно-действенного мышления; 2) выявление способности к переносу действия в новые условия при решении наглядно-действенных задач более сложного уровня | способна самостоятельно сложить круг только из 2 частей, для складывания остальных кругов нужна направляющая и обучающая помощь. Использует в деятельности нецеленаправленные манипуляции. | 2/6 | способна самостоятельно сложить круг только из 2 частей, для складывания остальных кругов нужна направляющая и обучающая помощь. Использует в деятельности нецеленаправленные манипуляции. | 2/6 | = |
Методика 9. Группировка предметов (модифицированная методика У.В. Ульенковой) | выявление способностей к классификации предметов | не усвоила инструкцию и нуждается в обучающей помощи. Второе задание недоступно. | 1/0 | не всегда понимает инструкцию и, как правило, уже в первой серии нуждается в обучающей помощи. Задание второй серии решается в условиях предъявления обучающей помощи. | 2/1 | + |
Методика 10. Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант) | 1) исследовать способность видеть в объектах их существенные признаки, делать на этой основе необходимые обобщения; 2) выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями | недоступно даже с обучающей помощи | 1/0 | недоступно даже с обучающей помощи | 1/0 | = |
Методика 11. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф. Фатиховой) | 1) изучение уровня развития способности устанавливать причинно-следственную связь; 2) выявление способности к пониманию временной последовательности событий (операция сериации) | неспособна самостоятельно улавливать связь между картинками, воспринимает одних и тех же персонажей, изображенных на разных картинках, как разных людей, показывая низкийуровень выполнения задания; требуется обучающая помощь (осознает с трудом) | 1/0 | неспособна самостоятельно улавливать связь между картинками, воспринимает одних и тех же персонажей, изображенных на разных картинках, как разных людей, показывая низкий уровень выполнения задания; требуется обучающая помощь (осознает с трудом) | 1/0 | = |
Методика 12. Закрашивание фигур (разработка Л.Ф. Фатиховой) | 1) выявление уровня и особенностей сформированости восприятия размера (понятия «большой – маленький»); 2) выявление способности к переносу действия в новые условия | трудности переноса действия в новые условия. Задание каждой последующей серии выполняют как новое; нуждается в обучающей помощи и в постоянном побуждении к действию | 1/1 | трудности переноса действия в новые условия. Задание каждой последующей серии выполняют как новое; нуждается в обучающей помощи и в постоянном побуждении к действию | 1/1 | = |
Методика 13. Изучение понимания сохранения количества (разработка Л.Ф. Фатиховой) | 1) изучение способности к пониманию сохранения количества; 2) изучение сформированности действия прямого количественного счета в пределах 5 на материале объемных предметов; 3) изучение способности использовать помощь взрослого при решении познавательной задачи | не способна к установлению взаимооднозначности совокупностей; обучающая помощь | 1/0 | не способна к установлению взаимооднозначности совокупностей; обучающая помощь | 1/0 | = |
Методика 14. Упорядочивание (модифицированный вариант методики И.И. Аргинской) | 1) исследование способности ребенка к упорядочиванию предметов по количеству; 2) изучение уровня сформированности действия прямого количественного счета; 3) выявление способности к переносу действия в сходные условия | в связи с интеллектуальной недостаточностью и речевым недоразвитием не понимает задачи и нуждается в уточнении инструкции, обучающей помощи. | 1/0 | в связи с интеллектуальной недостаточностью и речевым недоразвитием не понимает задачи и нуждается в уточнении инструкции, обучающей помощи. | 1/0 | = |
Методика 15. Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой) | изучение способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений | не понимает смысла заданий, определяет радость и грусть. Определение других эмоциональных состояний является недоступным. | 1/0 | в большинстве случаев определяет радость и грусть, называя эти состояния, соответственно, «хорошее» и «плохое». Определение других эмоциональных состояний является малодоступным или недоступным. Особую трудность для определения вызывают такие эмоциональные состояния, как спокойствие и удивление. | 2/1 | + |
Методика 16. Сказка (разработка Л.Ф. Фатиховой) | выявление способности ребенка к интерпретации и оценке поступков других, умения идентифицировать себя с другими (животными), умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка, изучение степени сформированности нравственных инстанций | не понимает смысл сказки, на вопрос «О чем эта сказка?» называет отдельных героев идействия: «спрыгнул в яму», «съем», «прыг», «заяц плачет»; требуется обучающая помощь | 1/0 | не способна определить эмоциональные состояния героев сказки даже в условиях предъявления помощи. В оценке поступков и поведения героев пользуется понятиями «хороший» и «плохой», не способны к прогнозированию отношения к героям сказки; не склонна выражать отношение к героям и идентифицировать себя с ними | 2/1 | + |
| | | 7 баллов | | 11 баллов | 4 балла |
Педагог-психолог: Рагулина Л.Д. /___________/