Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по правильному речевому развитию детей»
Рекомендации родителям по правильному речевому развитию детей
Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.
Хочу предложить вам советы, которые помогут улучшить речь ваших детей. Думаю, вы все знаете, что только при совместной работы специалистов и вас - родителей можно достичь наибольшего результата в развитии речи детей.
Первое о чем хотелось бы сказать это о речи взрослых и тех людей, которые часто общаются с детьми. Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Такой должна быть ваша речь. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Контролируйте речь малыша, не позволяйте говорить быстро, исправляете ошибки, в период автоматизации звуков следите за правильностью их произнесения.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Старайтесь отвечать на все вопросы детей, поддерживайте их любознательность и интересны к предметам и явлениям.
Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не понимаете, что он хочет. Побуждайте его просить словами.
Мелкая моторика - так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, рисование, конструирование, застегивание пуговиц и т.д.
Режим дня очень важен для ребенка. Основное требование к режиму дня - это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложиться спать, встает, гуляет, выполняет домашние обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.
Находите 15-20 минут на совместное чтение книг с ребенком. Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где?кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
Незабывайте выполнять все рекомендации логопеда по выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие. При этом помните, что нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.