kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети, имеющие нарушения в умственном развитии, отстают и в речевом развитии. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными заболеваниями, также нередко отстают в речевом развитии. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и нормальное речевое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья »

БОУ «Городской психологический

оздоровительно-образовательный центр» г. Омска


Евсеева Татьяна Анатольевна

Учитель-логопед


«Помогает ли раннее развитие

воспитывать гениев? Я отвечаю: нет.

Единственная цель раннего развития –

дать ребёнку такое образование, чтобы он

имел глубокий ум и здоровое тело,

сделать его смышлёным и добрым».

Масару Ибука


Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья


Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети, имеющие нарушения в умственном развитии, отстают и в речевом развитии. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными заболеваниями, также нередко отстают в речевом развитии. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и нормальное речевое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой.

Появление речи зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат достигнут определённого уровня развития. Но без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда не смог бы в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребёнка. В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики, изменяет слова.

В процессе усвоения звуков существует определённая последовательность их появления. В основе этого лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребёнок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности. Условно в процессе овладения речью можно отметить несколько этапов. На подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: коры головного мозга, органов слуха, а также языка, губ, мягкого нёба. Следующий этап – развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее наступает накопление словарного запаса. После этого происходит переход к фразовой речи. И, наконец, последний этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое её оформление, чёткое и внятное произнесение звуков и слов.

Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок должен прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш и сам начинает произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Нужно оберегать слух от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их. Следует беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Важное значение в усвоении и правильном произношении звуков и слов имеет фонематическое восприятие. Благодаря ему ребёнок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова. Но чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять его повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые по возрасту ему не доступны. Перегрузка ребёнка непосильным речевым материалом может привести к неправильному формированию звуков.

С рождением ребёнка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на родителей. Сон, крик, движение и другие физиологические реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонения.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни ребёнка и включает в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взгляда, его прослеживание; слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности, вызывание голосовых реакций (гуления, лепета). К этой работе максимально должны быть привлечены родители. Жизнь ребёнка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы всё способствовало правильному развитию его движений и психики.

Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что даже на самых ранних этапах жизни ребёнка его общение с мамой имеет форму диалога. Малыш отвечает на обращения мамы оживлением общих движений, улыбкой, произнесением разных звуков. Необходимо создавать условия для разнообразных двигательных реакций крохи, способствовать голосовым «играм» младенца.

Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка. Поэтому родители поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у детки не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Лингвистическое воспитание ребёнка должно в первые годы жизни происходить на родном языке

В семье должны знать требования, предъявляемые к речи ребёнка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме. Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев и сестёр. В общении с малышом нельзя «подделываться» под детскую речь, сюсюкать. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистом речевом потоке, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления связаны с незрелостью периферического речевого аппарата и исчезают сами собой к 4-5 годам. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребёнка будет окружать напряжённая психологическая обстановка в семье. Детей нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздражённо поправлять. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребёнком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения (например, маршировка).

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий?

Занимаясь с ребенком дома, читайте ему книгу, рассматривайте иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями и не допускают речевых ошибок. При этом не следует перебивать ребенка, лучше предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и предоставить образец.

Разгадывайте вместе кроссворды - это прекрасный способ расширить кругозор и словарный запас вашего малыша. Кроссворды, как и другие игры со словами - это тот вспомогательный материал, который может дать ребенку радость умственного труда, радость творчества и успеха.

Используйте при организации домашних занятий произведения народного творчества - сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество - богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евсеева Татьяна Анатольевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства