Конспект занятия в логопедической подготовительной к школе группе. Его целью является ознакомление с понятиями "звук", "речевые и неречевые звуки". Конспект может быть полезен как логопедам ДОУ, так и восптателям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Длиться оно будет целый год.
- Как называют людей, которые путешествуют?
- Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать. Значит, кем мы с вами станем? Путешественниками.
Основная часть занятия
1. Беседа
- Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем, из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)
- А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)
- А вот из чего состоят слова?
2. Сообщение темы и задач занятия
На этом занятии мы узнаем, что же является строительным материалом для слов.
3. Первичное восприятие и осознание нового материала
Игра «Что это?»
- Отгадайте загадку: Он слетает белой стаей, и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег)
- Почему снег тает? Какой он? Как мы узнаём, что он холодный? Что помогает узнавать нам холодное или горячее?
- А теперь закрой глаза и узнай, что у тебя в руках. Как ты узнал, что это? Что помогло узнать?
- Посмотрите, что находится у меня на столе? Как вы узнали? Что вам помогло?
- А теперь узнайте, что звучит? (звуки капающей воды, шелест бумаги, звук ножниц, звук поезда)
- Как всё прослушанное можно назвать одним словом (звуки)
- Такие звуки предметов или явлений называются неречевые. Как вы думаете, неречевые звуки могут издавать только предметы и явления? Могут ли животные, человек издавать неречевые звуки? (плач, топот, хлопки)
- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери,птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.
Где-то собаки рычали. Р-р-ррр.
В стойле коровы мычали. –М-м-муууу.
В комнате мухи жужжали.–Ж-ж-жж.
Мимо машины бежали. –Др-др-др.
Гудели от ветра все провода. –В-в-в-в.
Капала в кухне из крана вода. –Кап-кап-кап.
Перекликались в ночи поезда. –Чух-чух-чух. Ту-ту-ту
Игра с мячом «Кто как разговаривает»
- Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.
Поочередно бросать мяч детям, называя животных. (Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.)
- Скажите, вы издавали неречевые звуки? Все звуки, которые мы с вами произносим – это речевые. С помощью чего мы произносим звуки? (губы, зубы, язык)
Дыхательная гимнастика «Бегемотики».
- Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать.
Сели бегемотики, Дети садятся на стулья.
Положили лапки на животики. Кладут руки на живот.
То животик поднимается, Делают длительный вдох носом.
То животик опускается. Делают выдох ртом.
Артикуляционная гимнастика
Формирование интонационной стороны речи.
Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков. Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Потренируемся.
[а]–удивлённо;
[о]–возмущённо;
[у]–недовольно;
[и]–радостно;
[ы]–страшно;
[э]–оклик.
Физкультминутка«Ванька –встанька».
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
- Мы выяснили, что только человек может произносить речевые звуки. Если произносить эти звуки в определённом порядке, то можно услышать слова.
Игра «Узнай слово»
-Я называю слово по звукам, а вы произнесите его полностью. (Задание начинаем выполнять с простых 2-3 звуковых слов, постепенно усложняя до 5-звуковых)
- Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Сколько звуков в слове сон? (воспитатель протягивает каждый звук: с-с-с-с о-о-о-о н-н-н-н) Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три) Мы получили звуковую модель слова сон.
- На какие группы делятся все речевые звуки? (гласные и согласные). Чем они отличаются? Каким цветом обозначаем гласные звуки? Согласные?
- Какой будет схема слова СОН?
Работа над составлением звуковых схем слов.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
Игра«Поймайзвук».
У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м].
Что вы делали для того, чтобы определить первый звук? (произносили слово, тянули первыйзвук.)
Работа с картинками.
- Что нарисовано на этой картинке? (СТОЛ)
- Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)
- Под ними звуковые модели. Сколько звуков в каждой модели?
-Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком, а обозначают разные предметы.
5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
- Из чего же состоят слова?
- Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)
- Как мы договорились обозначать звук?
Игра«Не ошибись».
Я называю звук, а вы – слова, которые с него начинаются.
-Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)