Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью кохлеарных имплантов.
Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью кохлеарных имплантов.
Занятия по развитию слухового восприятия у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения КИ. Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению КИ,т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук, а при возможности формирование у ребенка представления «тихий-громкий». В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется усидчивость, навык прислушивания. В течение всего периода перед операцией и настройкой ребенок должен продолжать носить слуховой аппарат, в том числе и на занятиях. Это очень важно для последующих занятий с ребенком. Если ребенок не носит слуховой аппарат, то в период до имплантации и первого включения КИ тренировку проводят без слухового аппарата с использованием слухового тренажера и громких звуков.
При развитии слухового восприятия у ребенка с КИ необходимо сформировать все центральные слуховые механизмы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:
- обнаружение звука (есть/нет),
- локализация источника звука в пространстве,
- различение 2 звуков (одинаковый/разный),
- оценка разных качеств звуков (громкий/тихий, одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и т.д.),
- опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов, игрушек,
- выделение акустических коррелятов различных речевых сигналов (на сегментном уровне- фонем, слогов, и надсегментном уровне- слов, фраз)
- опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз)
- распознавание различных речевых сигналов (незнакомых ни по содержанию, ни по звучанию) После первой настройки КИ ребенок обычно способен слышать только громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки КИ, обучения достигается динамический диапазон настройки процессора КИ, позволяющий воспринимать звуки средней и тихой громкости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью кохлеарных имплантов.»
Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью КИ
Занятия по развитию слухового восприятия у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения КИ. Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению КИ,т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук, а при возможности формирование у ребенка представления «тихий-громкий». В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется усидчивость, навык прислушивания. В течение всего периода перед операцией и настройкой ребенок должен продолжать носить слуховой аппарат, в том числе и на занятиях. Это очень важно для последующих занятий с ребенком. Если ребенок не носит слуховой аппарат, то в период до имплантации и первого включения КИ тренировку проводят без слухового аппарата с использованием слухового тренажера и громких звуков.
При развитии слухового восприятия у ребенка с КИ необходимо сформировать все центральные слуховые механизмы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:
- обнаружение звука (есть/нет),
- локализация источника звука в пространстве,
- различение 2 звуков (одинаковый/разный),
- оценка разных качеств звуков (громкий/тихий, одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и т.д.),
- опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов, игрушек,
- выделение акустических коррелятов различных речевых сигналов (на сегментном уровне- фонем, слогов, и надсегментном уровне- слов, фраз)
- опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз)
- распознавание различных речевых сигналов (незнакомых ни по содержанию, ни по звучанию) После первой настройки КИ ребенок обычно способен слышать только громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки КИ, обучения достигается динамический диапазон настройки процессора КИ, позволяющий воспринимать звуки средней и тихой громкости.
Первое время пока ребенок не научился слушать, реагировать и узнавать окружающие звуки, осознавать слышит он или нет взрослые (родители, близкие, педагоги) должны постоянно контролировать работоспособность КИ, заранее заряжать аккумуляторы процессора КИ или иметь запасной комплект батареек для него, чтобы своевременно заменить разрядившиеся элементы питания. Они также должны контролировать точность настройки и подбирать уровень усиления, регуляторами, имеющимися па корпусе процессора КИ, в соответствии с реакциями ребенка в различной звуковой среде. По мере развития слухового восприятия ребенок сам начинает осознавать включен или выключен процессор КИ, сообщать о разрядке батареи, о том, что он плохо слышит. В этом случае необходимо сразу предпринять меры по выяснению и устранению причины нарушения слухового восприятия.
Ключевые этапы развития слухового восприятия маленького ребенка с КИ:
• Ребенок начинает обращать внимание на окружающие звуки (1-3 мес.)
• Ребенок начинает искать источник звука (1-4 мес.)
• Ребенок спрашивает, что это за звук (1-6 мес.)
• Ребенок начинает узнавать окружающие звуки и часто используемые слова только на слух (1-6 мес.)
• Ребенок начинает использовать вокализации и слова для общения с окружающими (если вокальная активность уже была, то она усиливается) (2 недели- 6 мес.)
• Ребенок начинает спонтанно осваивать новые слова и фразы (1-2 года)
• Ребенок задает вопросы о значении незнакомых слов (2 года)
В скобках указан интервал времени после включения процессора КИ. Этот интервал у разных детей очень варьирует в зависимости от возраста ребенка, наличия у него слухового опыта (в том числе в результате постоянного использования слуховых аппаратов), наличия сопутствующих нарушений психических функций (нарушения внимания, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков), наличия опыта систематических занятий с сурдопедагогом, участия родителей в занятиях с ребенком.
В целом в течение 6-12 месяцев у большинства детей, имплантированных в раннем возрасте, при правильно организованной коррекционной работе и занятиях родителей формируются все основные центральные механизмы анализа речи как звуковых сигналов. Благодаря этому слух начинает работать на развитие речи так, как это происходит у нормально слышащих детей. Поэтому дальнейшая слухоречевая работа проводится в рамках развития у ребенка речевой системы- пассивного и активного словаря, грамматической системы языка, использования речи для общения. При этом следует иметь в виду проблемы слухоречевой памяти, характерные для большей части детей с КИ, в первые годы использования КИ. Особое внимание следует также уделять развитию у ребенка слухового восприятия грамматическойстороны речи. Это обусловлено тем, что при восприятии речи в естественных условиях ребенок с КИ, как ребенок с1 степенью тугоухости, недостаточно точно слышит окончания, предлоги, приставки и не осваивает правила словообразования и словоизменения в зависимости от рода, числа, падежа, времени и пр. А это очень критично для русского языка. В предшкольном и раннем школьном возрасте необходима также целенаправленная работа по развитию фонематического слуха.
Развитие устной речи
Собственная речь маленьких детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо представлена единичными лепетными словами. Многие виды работы по развитию физиологической базы для речеобразования можно и следует начинать на предоперационном этапе. К их числу относятся: развитие дыхания (увеличение силы и длительности выдоха, формирование направленной воздушной струи - дутье в дудки, надувание щек, шариков или мыльных пузырей, сдувание комка ваты или карандаша и пр.), тренинг артикуляторных органов (движение кончика языка в разные стороны с открытым ртом, поочередное открывание и закрывание рта, облизывание языком верхней и нижней губы и др.). Для большинства детей полезен также артикуляторный массаж, поскольку у них выявляются сопутствующие речевые расстройства- дизартрия, артикуляторная диспраксия. При выполнении этих упражнений следует стремиться вызывать у ребенка любые вокализации. Кроме того, у ребенка можно формировать произнесение отдельных звуков речи и слов слухо-зрительно, использовать для этой цели компьютерный тренажер «Видимая речь». Эти упражнения продолжают и после включения КИ.
Работа по формированию устной речи после включения КИ ведется на основе быстро развивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире (представлении о различных предметах и явлениях, их свойствах и функциях) и формировании у ребенка способности к голосовым и артикуляторным имитациям. В процессе формирования слухо-зрительного внимания к обращенной речи, узнавания и понимания различных речевых единиц - звукоподражаний животных (мяу-мяу, ав-ав), звукоподражаний- аналогов названий действий (бух, ам-ам, ту-ту) и одновременно с этим полных слов, обозначающих различные явления окружающего мира (собака, киска, дом, красный, большой и пр.) педагог многократно произносит эти слова, соотнося их с соответствующими предметами. Постепенно ребенок пытается повторить, за педагогом произносимые звуки, начиная с артикуляторно наиболее простых звукоподражаний и слов, Этапы работы по формированию собственной (экспрессивной) речи ребенка:
1. Развитие доречевых форм речи, служащих аналогом активной «артикуляционной» игры ребенка в довербальном периоде и подготавливающих его речевой аппарат к освоению произносительной стороны речи. Это этап активизации речевой активности ребенка, приветствования любых вокализаций, сопровождающих игру и действия ребенка (произнесение изолированных звуков, звукокомплексов), развития речевого дыхания, артикуляторного тренинга в сочетании с вокализациями. Для этой цели эффективны занятия на компьютерном тренажере, когда ребенок может увидеть на экране изменения» вызываемые его вокализациями.
2. Благодаря быстро развивающемуся слуховому восприятию ребенка уже в первый месяца после включения КИ можно начать формирование активных форм речи ребенка, вызывая у него звукоподражания, имитацию простых слов и звуков речи на основе акустической обратной связи. При этом произнесение звука сопровождают зрительно-моторной формой представления (звук-жест), рисованием и запоминанием картинки-пиктограммы, дающей представление о звучании звука, а также ознакомлением с соответствующей буквой. При обучении произнесению отдельных элементов речи конечной целью всегда является слово, простая фраза, состоящие из доступных: для произнесения ребенком звуков. В процессе обучения используют чтение (глобальное, послоговое). Развитие произносительных возможностей ребенка проводят посредством различных видов работы над отдельными сторонами произношения.
Как и в развитии слухового восприятия при развитии устной речи у ребенка с КИ важная роль принадлежит родителям. Педагог должен объяснить им как они могут стимулировать появление у ребенка любой голосовой активности, если ребенок до имплантации не говорил. Если у ребенка уже были сформированы какие-то произносительные навыки, то необходимо, чтобы научить их развивать эти навыки на слуховой и слухо-зрительной основе. При общении с ребенком они должны постоянно требовать от малыша использовать речь для общения. Они должны давать образцы речевых ответов для малыша. Это облегчает ему освоение артикуляторного рисунка слов и связи между их звучанием и произнесением. Важно только, чтобы малыш выслушал высказывание до конца, а потом попытался его повторить.
Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения (через 1,5 месяца), ребенок начинает активно имитировать интонацию, другие просодические характеристики речи окружающих людей, у него удастся сформировать около10 слов по механизму имитации, включая звукоподражания. Через 1,5 года с момента проведения операции у него формируется умение строить высказывание из нескольких слов («Это дом», «Вот кот», «Зайка упал»), экспрессивный словарь ребенка составляет не менее 100 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки.
Особенностью детей с КИ по сравнению с тугоухими детьми является то, что быстрое нарастание слуховых возможностей ребенка после имплантации позволяет эффективно использовать акустическую обратную связь при формировании надсегментных и сегментных характеристик речи па ранних этапах. Уже на ранних этапах реабилитации слуховые возможности ребенка создают условия для формирования у него правильных артикуляторных укладов, минуя промежуточные формы. Необходимость включения этого блока работы в ранние сроки определяется также и тем, что у большинства детей до имплантации артикуляторные органы практически не работали как органы артикуляции и, соответственно, не развивались моторные центры, участвующие в их управлении, не формировались необходимые для речеобразования артикуляторные программы. У многих детей глухота сочетается со специфическими речевыми моторными расстройствами (дизартрия, артикуляторная диспраксия). Это также требует включения в коррекционную программу занятий по развитию звуковой стороны речи на ранних этапах.
Как правило, дети, имплантированные в возрасте до 3-х лет, не нуждаются в обучении навыкам дактильной речи. Однако, у детей, имплантированных после3-х лет с сопутствующими расстройствами речи, внимания, не имевших слухового опыта до имплантации, дактильная речь в сопровождении с устной речью может быть использована при коррекции произношения, развитии навыков письма после достаточного развития слухоречевых навыков и навыков оральной речи как ведущего способа общения.
Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат
Узнавание слов в закрытом списке с опорой на слого-ритмическую структуру.
СТУЛ ЛОДКА МАШИНА
СЕРГЕЙ ЛЕНА АНТОНИНА (имена ребенка и членов семьи)
ПРИВЕТ СПАСИБО ДО СВИДАНИЯ
ПОКА СТОЙ ПОЖАЛУЙСТА
ХЛЕБ ЛОШАДЬ ТЕЛЕФОН
ТОРТ МАЛЬЧИК ТАРЕЛКА
ФЛАГ ДЯДЯ ДЕВОЧКА
СТУЛ РУЧКА АППАРАТ
ДОМ АПЕЛЬСИН КРЕМ БОТИНКИ
ГЛАЗ РИСОВАТЬ НОС ВЕЛОСИПЕД
СТОЛ МАШИНА ЛИСТ ТАРЕЛКА
ГРИБ ПУГОВИЦА ЗУБ БОРОДА
СПАТЬ КУШАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ
ПИТЬ ГУЛЯТЬ РИСОВАТЬ
Узнавание слов в закрытом списке с опорой на слого-ритмическую структуру и
семантическую связь между словами.
ПИТЬ ЧАШКА ФАРА КОЛЕСО
ДВЕРЬ ОТКРЫВАТЬ ЗОНТ ЛУЖА
СТУК ПАЛКА ГУДОК ПАРОВОЗ
ПИСК МЫШКА ГРОМ ГРОЗА
СОК СТАКАН СУП ЛОЖКА
СПАТЬ ПОДУШКА НОГИ ТАПОЧКИ
РУКИ ВАРЕЖКИ ПОЛ МЫТЬ
ШКОЛА УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ПИАНИНО
ЛЕС ГУЛЯТЬ ЧИТАТЬ ГАЗЕТА
СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР ЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ
ЖАРИТЬ КАРТОШКА ИГРАТЬ КОМПЬЮТЕР
ЛЕГО СОБИРАТЬ МУЗЫКА ТАНЦЕВАТЬ
УРОК УЧИТЕЛЬНИЦА КАРТЫ ВЫИГРАТЬ
КУШАТЬ КОНФЕТА СОБАКА ЛАЕТ
МАШИНА ЕДЕТ МАМА ЗОВЕТ
Узнавание отдельных звуков речи
А-У А-И У-И А-ШУ-ША-С И-С Ш-С
А-У-Ш А-У-И А-Ш-С А-И-С А-У-И-Ш-С
Узнавание односложных слов в закрытом выборе
НОС ДЫМ ШАР ГОСТЬ ПЛАЧ
СЛОН БАК КЛЮЧ МИР НОЖ
ЗАЛ ТИГР КРОТ ЗВУК ЛЮК
ЧАС ГРИБ РАК ДОЖДЬ КРУГ
Тренинг узнавания изолированных слов и слов в предложении (сначала слова предъявляются изолированно, а затем слитно)
КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?
МЕНЯ ЗОВУТ МАРИНА
СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ?
МНЕ ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ
У ТЕБЯ ЕСТЬ БРАТ?
У МЕНЯ ЕСТЬ СЕСТРА
МОЕГО БРАТА ЗОВУТ КИРИЛЛ
ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ ДЕЛАТЬ?
Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ В КОМПЬЮТЕР
ЧТО У ТЕБЯ ВИСИТ НА УХЕ?
МНЕ СДЕЛАЛИ ОПЕРАЦИЮ ИМПЛАНТАЦИИ
МНЕ ВСТАВИЛИ ИМПЛАНТ В УХО
ТЕПЕРЬ Я БУДУ СЛЫШАТЬ
МНЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ
ГДЕ ТЫ УЧИШЬСЯ?
Я УЧУСЬ В ШКОЛЕ
КАКИЕ УРОКИ УЧАТ В ШКОЛЕ?
В ШКОЛЕ Я УЧУ МАТЕМАТИКУ ПИСЬМО
У ТЕБЯ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ В ШКОЛЕ?
У МЕНЯ ЕСТЬ ДРУГ САША
МЫ С НИМ БЕГАЕМ НА ПЕРЕМЕНЕ
КАК ЗОВУТ ТВОЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ?
МОЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ ЗОВУТ ЕКАТЕРИНА ОЛЕГОВНА
ОНА ЗАНИМАЕТСЯ СО МНОЙ ДОМА
УЧИТЕЛЬНИЦА УЧИТ МЕНЯ ПИСАТЬ
ОНА УЧИТ МЕНЯ СЧИТАТЬ
МЫ ЧИТАЕМ С НЕЙ КНИГИ
КАК ЗОВУТ ТВОЮ МАМУ?
МОЮ МАМУ ЗОВУТ' СВЕТА
МОЯ МАМА КРАСИВАЯ И УМНАЯ
МАМА ОЧЕНЬ ВЕСЕЛАЯ
Я ЛЮБЛЮ МАМУ'
МАМА ЛЮБИТ МЕНЯ И КИРИЛЛА
МАМА ЛЮБИТ ПАПУ
МЫ ВСЕ ЛЮБИМ МАМУ
МАМА СО МНОЙ МНОГО ЗАНИМАЕТСЯ
МЫ ЧИТАЕМ С НЕЙ КНИГИ
МАМА ГОТОВИТ ЕДУ УБИРАЕТ
Я ПОМОГАЮ МАМЕ ДОМА
КАК ТЫ ПОМОГАЕШЬ МАМЕ?
Я МОЮ ПОСУДУ
Опознавание предложений с предсказуемым и непредсказуемым концом.
Предложения с предсказуемым концом Предложения с непредсказуемым концом
По дороге едет машина. По дороге едет велосипед.
Я чищу зубы щеткой. Я чищу зубы пальцем.
Я читаю интересную книгу. Я читаю интересную тетрадку.
Я постучал в дверь. Я постучал по столу.
На улице идет дождь. На улице идет петух.
Я ставлю цветы в вазу. Я ставлю цветы в карман.
Я сажусь на стул. Я сажусь в лодку.
Я выглянул в окно. Я выглянул во двор.
Сегодня на улице хорошая погода. Сегодня на улице хороший снег.
На небе светит солнце. На небе светит фонарь.
Неделя начинается в понедельник. Неделя начинается завтра.
В музее висят картины. В музее висят объявления
На деревьях распустились почки. На деревьях распустились сережки.
Туфли на высоком каблуке. Туфли на высокой платформе.
Мама красит ногти. Мама красит лыжи.
Папа смотрит телевизор. Папа смотрит спектакль.
Дети купаются в реке. Дети купаются в болоте.
Я звоню по телефону. Я звоню по почте.
Я режу бумагу ножницами. Мальчик режет бумагу палкой.
Различение положения ударного слога и числа слогов
КНИГА-КРОВАТЬ ЧАШКА-СТАКАН ПАЛКА-КРОВАТЬ
ДЕНЬГИ-БАТОН МАСЛО-КОСТЁР НОСОК-КРЕСЛО
ЛОЖКА-КОВЁР ШАПКА-ЖАЛЕТЬ СИНИЙ-ПИЛИТЬ
ШУМНЫЙ-СОЛИТЬ КРАСНЫЙ-ГУЛЯТЬ РУКА-БУЛКА
КОМПЬЮТЕР-РИСОВАТЬ ТАРЕЛКА-ЛЕСТНИЦА
АППАРАТ-КОНФЕТЫ УЧИТЕЛЬ-ТЕЛЕФОН
Развитие умения различать ритмическую структуру слов
ТА - та - та ТА - та та - та - ТА ТА - та
та - ТА - та ТА - та ТА - та - та та - ТА
МА - ма - ма МА - ма ма - ма - МА МА - ма
ма - МА - ма МА - ма МА - ма - ма ма - МА
БА - ба - ба БА - ба ба - ба - БА БА - ба
ба - БА - ба БА - ба БА-ба-ба ба-БА
БА - ма - ба МА - ба та-ба-МА БА-ма
ма - БА - та БА – та МА - та - ма та - МА
бАт бА - та пАр пАра
сАд хАта дОм дОма
жУк зУбы стол стОлик
мОст мОстик лИст лИстик
Тренинг различения и опознавания дифференциальных признаков согласных
Различение признака сначала проводится при парном сравнении слогов, затем при предъявлении 2-х пар и более слогов в ситуации закрытого выбора. Список предъявляемого речевого материала лежит перед ребенком. Если ребенок не слышит разницы между парой слогов (одинаковые/разные), то следует перейти к различению другой пары, а к этой паре вернуться позднее. При тренинге начинать со слогов, а затем использовать слова, включать их во фразу и обязательно разбирать значение слов с ребенком, объяснять правила русской орфоэпии.
Гармонический -шумовой спектр
АГА-АМА УДУ-УЛУ ОБО-ОМО ЯЖЯ-ЯМЯ ИЗИ-ИМИ
АГА-АНА УДУ-УНУ ОБО-ОНО ЯЖЯ-ЯНЯ ИЗИ-ИЛИ
АВА-АНА УДУ-УНУ ОВО- ОНО ЯЖЯ-ЯНЯ ИЗИ-ИЛИ
ЖУК-ЛУК ЗУБ-МУСС БОК-НОС МАК-БАК ЛЕНЬ-ДЕНЬ
ЖУК ПОЛЗЕТ ПО ЗЕМЛЕ
- ЛУК РАСТЕТ НА ЗЕМЛЕ
- ЛУК ПОЛЗЕТ ПО ЗЕМЛЕ,
звонкость - глухость
АГА-АКА УДУ-УТУ ОБО-ОПО ЯЖЯ-ЯШЯ ИЗИ-ИСИ
АВА-АФА УБУ-УПУ ОДО-ОТО ЯГЯ-ЯКЯ ИЖИ-ИШИ
ГУК-КУК БАП-ПАН ДИТ-ТИТ ГОС-КОС ЖУЛ-ШУЛ
ЗЮК-СЮК ДЯН-ТЯН БЕТ-ПЕТ ГЕН-КЕН ГЮН-КЮН
ЖАР-ШАР ДЕНЬ-ТЕНЬ ДУШ-ТУШ ПАР-БАР ЗУБ-СУП
У МЕНЯ БОЛИТ ЗУБ - У МЕНЯ КИПИТ СУП - У МЕНЯ БОЛИТ СУП
ГОСТЬ-КОСТЬ ЗОНТ-СОК БОК-ПОЛ ГАЗ-КВАС
ЗАБОР-ЗАПОР БИДОН-БЕТОН КАТАТЬ-КИДАТЬ
НОСИЛ-ВОЗИЛ ПОТОК-ПОДОЛ БЕДА-ПЯТАК
ВИДЕТЬ-ФИШКА БАГАЖ-ПАЛАС ГУДОК-КУСОК
Участие носового резонатора
АНА-АВА АМА-АГА УГУ-УНУ ОДО-ОМО ЯДЯ-ЯНЯ
ЕНЕ-ЕВЕ ЮМЮ-ЮГЮ УЖУ-УНУ ОЗО-ОМО ЯТЯ-ЯНЯ
НАН-ВАВ МАМ-ДАД ГУК-МУМ БОП-НОН НЯН-ДЯТ
Место образования
АТА-АКА АПА-АКА УБУ-УДУ ОДО-ОГО ЯБЯ-ЯГЯ
ЕБЕ-ЕГЕ ЮДЮ-ЮБЮ УПУ-УКУ ОТО-ОПО ЯТЯ-ЯКЯ
ПАП-КАК ГАК-ДАТ ГУК-ДУТ БОП-ДОТ ПЯП-ДЯТ
Узнавание согласных
АТА - АКА - АМА - АГА - АПА - АВА - АФА - АЖА - АХА - АЧА - АСА - АРА-АША - АНА - АДА - АБА - АЛА - АЗА - АТА – АЦА
(то же самое с гласными «у» и «и»)
РАЗЛИЧЕНИЕ ИНТОНАЦИИ
Это стол. - Это стол? Там диван. - Там диван?
Это книга.- Это книга?
Ты пойдешь в школу.- Ты пойдешь в школу?
Сегодня хорошая погода. - Сегодня хорошая погода?
Тренинг восприятия слитной речи (тексты).
Школьный день.
Меня зовут Саша.
Мне 12 лет.
Я учусь в школе в 7 классе.
Утром я встаю в 8 часов.
Потом я чищу зубы и завтракаю.
Затем я иду в школу.
Уроки у нас начинаются в 9 часов.
Обычно у нас 6 уроков.
После школы я прихожу домой и обедаю.
После обеда я сажусь делать уроки.
Вечером я играю во дворе в футбол.
Потом мы ужинаем всей семьей.
Иногда мы все смотрим телевизор.
В 11 часов я ложусь спать.
В театре.
Сегодня я ходила в театр на балет.
В гардеробе я сдала свою куртку.
Мне дали номерок.
Я вошла в зал.
Он очень красивый.
Я нашла свой ряд и свое место.
Наконец погас свет.
Заиграла музыка, и занавес поднялся
Началось представление.
Балет назывался «Лебединое озеро».
Музыка и танцы были очень красивыми
В антракте я пошла в буфет.
Там было очень много народа.
Я выпила сок и пошла на второе отделение.
После спектакля я оделась и поехала домой.
Мне очень понравился балет.
Гадкий утенок.
У утки вылупились маленькие утята.
Самое большое яйцо треснуло последним.
Оттуда вылез огромный некрасивый птенец.
Другим уткам не понравился некрасивый утенок.
Его все клевали и толкали.
Ему было обидно, что он такой некрасивый.
Даже мама, братья и сестры издевались и прогоняли утенка.
Утенок не выдержал и убежал на болото.
Там жили дикие утки.
Они посмеялись, но разрешили остаться некрасивому утенку.
Настала осень.
Однажды некрасивый утенок увидел стаю красивых больших птиц.
Они были белые с длинными шеями.
Эти прекрасные птицы очень понравились некрасивому утенку
Они улетели в теплые страны.
А утенок остался.
Зимой было очень холодно.
Утенок все время плавал.
Но однажды он остановился и чуть не замерз.
Пришла весна.
Утенок вырос и полетел
Он увидел в пруду тех больших белых красивых птиц.
Это были лебеди.
Он подлетел к ним.
В воде утенок увидел свое отражение
Он стал прекрасным лебедем.
Телефонный разговор.
(текст педагога).
Здравствуй
Это Анна Петровна.
Как твои дела?
Ты меня хорошо слышишь?
Что ты сегодня делал утром?
Что ты сегодня будешь делать вечером?
Ты пойдешь сегодня гулять?
Сегодня на улице хорошая погода и я пойду гулять.
Что ты сегодня ел на завтрак?
А я сегодня ела кашу и пила кофе.
Ты ходил вчера в магазин?
Передай маме, чтобы она мне позвонила.
До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пособия, необходимые для развития слухо-речевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей
1. Пособия для развития слухового восприятия неречевых сигналов у детей разного возраста: дудки, барабаны, трещотки, погремушки, игрушки-пищалки, коробочки с крупой, игрушечный телефон, ксилофон, музыкальная шкатулка, металлические коробки с пуговицами.
2. Пособия для развития слухо-речевого восприятия, устной речи, языковой способности, когнитивных навыков у детей младшего возраста: пирамидки разной формы и цвета; мячи разного размера; игрушечные ведра; пластмассовые формы-вкладыши; пособие "Почтовый ящик"; доски Сегена; кубики (наборы из 4-12 кубиков); наборы разрезных картинок из 2-х- 12-ти частей с разной конфигурацией разреза, наборы парных картинок и игрушек разного размера; наборы игрушек и картинок с изображениями диких и домашних животных, птиц, посуды, овощей, фруктов, мебели, игрушек, одежды, средств транспорта; куклы разного размера с набором одежды; картинки с изображениями людей разного пола и возраста; наборы лото "Для самых маленьких"; геометрические формы из бумаги (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник) разного размера и цвета; наборы картинок для развития глагольной лексики; наборы сюжетных картинок и картинок «Четвертый лишний».
3. Речевой материал для развития импрессивной и экспрессивной речи, когнитивных представлений у дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста с нарушениями слуха.
4. Разрезная азбука, карточки с написанными словами для развития глобального чтетгая, речевой материал для развития навыков чтения.
5. Компьютерные программы для развития восприятия звуков окружающей среды, когнитивных и языковых представлений
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Предметы домашнего обихода, которые могут быть использованы в обучении ребенка раннего возраста
1. Таз для белья и хлебница (упражнения по формированию понятий, мелкой моторики пальцев)
2. Банки, крышки и все годное для закрывания/открывания - упражнения по развитию представлений о форме и размеров предметов, слухового восприятия и речи - раскладывание по порядку, подбирание пары, игра "Чего не хватает?", размеры (большое, маленькое), расположение, звуки.
3. Разных размеров ложки и чашки (подбирание пары, вставление одних в другие, собирание во множество)
4. Консервные банки без крышек (катание, кручение, сортирование)
5. Консервные банки разных размеров (вставление одних в другие, построение из них чего-либо, сортирование)
7. Пластиковые бутылки (звуки - треск, дребезжание, размеры) и чашки (цвет, сортирование на обеденном столе)
8. Посуда и простые по форме игрушки (зарисовка, сортирование)
9. Пустые картонные коробки из-под молока (сортирование, складывание вместе (коробки со срезанным верхом можно использовать в качестве строительных блоков)
10. Зеркало (отражение, представление о себе, "Прятки")
11. Коробки из-под печенья, соков, молочных продуктов (расстановка, сортирование, подбирание пары, игра в почтовый ящик, угадывание)
12. Крышки от банок (кувшинов) (разные размеры)
13. Формы для выпечки, ячейки из-под яиц, маленькие пластиковые контейнеры (для сортировки материалов)
14. Крупа всех видов (сортирование после 2,5 лет или тогда, когда ребенок перестает брать все предметы в рот)
15. Варежки, перчатки, носки, обувь (подбирание пары одинаковых, сортирование по размеру, цвету, назначению).
16. Пуговицы (размер, цвет, вид , сравнение материалов)
17. Журнальные картинки и открытки из разных областей обучения (классификация, идентификация, названия животных, фруктов, мебели)
18. Посуда (сортирование и сравнение, зарисовка), деревянные и металлические ложки (различение звучаний звонкий -глухой)
19. Любые предметы (порядковый счет)
20. Использование различной одежды (самостоятельные умения и навыки, подбирание одежды к различным частям тела, подбор по цвету)
21. Банки из-под лимонада и пива с различными материалами внутри (пуговицы, крупа, гвозди и др.) (различение звуков, угадывание предметов)
22. Формочки для печенья и очертания предметов (мелкая моторика, угадывание предметов)
23. Большая газета на стене (очертания детского силуэта, обведенные толстым черным маркером) (ребенок ищет характерные черты или опознает силуэт)
24. Пища (форма, размеры, цвета, вкусовые характеристики, материалы
25. Мебель, кухонное оборудование, пища, коробки, контейнеры (расположение в пространстве, цвета, материалы).
26. Журнальные картинки с ситуациями для беседы о мнениях и ощущениях (сколько, где это происходит, что случилось и т.д.)
27. Серия картинок в журналах
28. Упаковки мыла, наборы коробок, консервные банки, пакеты и средних размеров расчески (противоположные понятия)
29. Прищепки для белья, скрепки, ножницы, ножи, пластиковые вилка и ложка, ручка - карандаш, часы наручные - настенные, стакан - чашка, варежка - перчатка, линейка - ленточный сантиметр (сходства и различия в использовании)
30. Одежда и посуда (различение длинного и короткого, длинные рукава, высокий каблук, низкий каблук, шнурки, брюки, шорты, пряжки)
31. Разрезные картинки, сделанные из страниц журналов (приклеить на картон с помощью любых материалов - клей, пластик, липкая бумага). Картинка разрезается на части. На другом картоне может быть сделан контур для более легкого подбора пары.
32. Множество вещей, используемых в доме, имеющих сходство по определенным признакам и противопоставляемых по отдельным признакам (цвет, звуки, одинаковая форма, структура, холодный-горячий, жидкий-твердый, порошкообразный)
33. Одежда для развития мелкой моторики (пуговицы, молнии, шнурки, кнопки и т.д.)
34. Изображения мебели и предметов (распределение по два в доме, геометрические фигуры на рисунке и форма определенной вещи (сопоставление), телефонный диск, шарообразная ручка двери, часы; квадратный стол, окна; холодильник, прямоугольная дверь)
35. Катушки, нитки (завязывание, сортировка, складывание, раскладывание по два)
36. Лоскутки материала (структура ткани, разрезание, эластичность материала)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ
Интервал после включения процессора КИ
Умения и навыки Месяц 1 2 3 4
1. Развитие слухового восприятия тренировка обнаружения, различения и узнавания различных звуков окружающей среды и использования их для ориентации в повседневной жизни:
- Различение на слух звуков речи по громкости: А / а.
- Различение на слух звуков речи по длительности: А /А.
- Различение на слух неречевых и речевых звуков по количеству: