Одним из способов взаимодействия взрослого и ребёнка в самостоятельной деятельности является организация игр, направленных на развитие его коммуникативных навыков.
Вопрос развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста кажется мне на сегодняшний момент сверхактуальным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков у детей»
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» (тренинг с педагогами)
Одним из способов взаимодействия взрослого и ребёнка в самостоятельной деятельности является организация игр, направленных на развитие его коммуникативных навыков.
Вопрос развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста кажется мне на сегодняшний момент сверхактуальным, и вот почему.… Наблюдая изо дня в день общение детей в группах детского сада, я поняла всю важность проблемы их межличностных отношений. В ходе проведения мониторинга коммуникативных навыков выяснилось, что их развитие находится на низком уровне. С чем это связано?
Современное воспитание носит не общественный характер, а индивидуальный. Мы растим потребителей и эгоистов. Это происходит, в том числе и из-за перегибов в педагогической практике. Личностно-ориентированный подход, применяемый без ограничений, приводит к формированию бес культурного поведения, которое доставляет много проблем, как окружающим, так и самому ребёнку.
Индивидуализм мешает ребёнку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учёта его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.
Всё чаще дети любят играть самостоятельно, изолированно от других, многих сверстники не принимают в свои игры, есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми. Воспитанный «для себя» ребёнок остаётся сам с собой и страдает от этого.
Среди проблемных форм межличностных отношений выявлены следующие формы:
- агрессивность;
- обидчивость;
- застенчивость;
- замкнутость;
- демонстративность.
Все формы объединяют свойства – неумение видеть и понимать другого, неумение общаться, порою даже просто вступить в контакт с другими детьми, со взрослым.
В связи с этим мне бы хотелось построить наше общение в виде тренинга таким образом, чтобы всё, о чём здесь будет говориться, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребёнка.
За основу своей работы я взяла систему игр, разработанную известным детским психологом Еленой Олеговной Смирновой. Программа проста и не требует специальных условий. Состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Предлагаю рассмотреть её в действии.
1 этап: общение без слов
Задача: перейти к непосредственному общению, отказаться от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми.
Для активизации внимания и сосредоточенности друг на друге предлагаю выполнить упражнение «Хлопок». Представим себе, что у каждого в ладони ваше приветствие. Выбирая глазами того, кому хотите подарить ваше приветствие, вы передаёте ему хлопок. Ваш партнёр должен поймать хлопок и передать его другому участнику.
Игры: «Волны», «Жизнь в лесу», «Ожившие игрушки».
2 этап: внимание к другому человеку
Задача: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников.
Игра «Зеркало»
Дети встают в круг, берутся за руки, водят хоровод, пока играет музыка. Выбирается водящий. Водящий подходит к одному из участников игры и показывает любое движение, которое тот должен повторить. Если всё выполнено правильно и точно, водящий меняется местами с игроком и игра продолжается.
Задача: научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Игра «Клеевой дождик»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от «диких животных». На протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.
Игры: «Сороконожка», «На тропинке», «Мостик», »Лабиринт», «Путанка».
4 этап: общие переживания
Задача: ощущать единство с другими, разрушать отчуждение, снимать защитные барьеры, поддерживать друг друга.
Игра «Шторм»
Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы – волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами… Но следите за тем, чтобы вы все остались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под ткань, прыгает, шумит, гудит, машет руками.
Игры: «Верхолазы», «Актёры», «Курица с цыплятами».
5 этап: взаимопомощь в игре
Задача: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости; развитие взаимопомощи, проявление сопереживания и сострадания.
Игра «Бабушки и дедушки»
Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие и ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого – перейти улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают по улице туда-сюда. «Поводырям» нужно перевести «старичков» через дорогу, показать доктору (роль доктора исполняет один из детей, купить лекарство, привести по той же дороге домой.
Игры: «Живые куклы», «День помощника».
6 этап: добрые слова и пожелания
Задача: научить детей видеть и отмечать положительные качества и достоинства других детей, радоваться вместе с ними, делать сверстникам комплименты, говоря им свои пожелания.
Игра «Комплименты»
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! » Затем он делает комплимент другому соседу. Игра проводится по кругу.
Игры: «Пожелания», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, радостным, как ты», «Царевна Несмеяна».
7 этап: помощь в совместной деятельности
Задача: воспитывать умение делиться со сверстниками, помогать ему в совместной деятельности, способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Игра «Закончи рисунок»
Дети сидят в кругу. У каждого набор фломастеров или карандашей, листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас все вы начнёте рисовать свою картинку. По моему хлопку прервёте рисование и отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». После того, как картинки обошли полный круг, можно обсудить, что в результате получилось, и кто что рисовал.
Таким образом, в результате моей работы я надеюсь, что дети научатся не только вступать в контакт между собой, и вести разговор с собеседником. И приобретут умение внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также научатся осознавать свои особенности и особенности других людей, и будут учитывать их в ходе общения.