Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в эпоху Отечественной войны 1812 года"»
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭПОХУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
Цель. Формирование чувства патриотизма. Знакомство с вехами военной
истории и посвящённой им классической музыкой.
Программное содержание.
Обобщать и конкретизировать знания детей о русской армии.
Формировать у детей осознание того, что любить Родину – значит
уметь её защищать, беречь и быть достойным гражданином своей страны. Развивать творческие способности детей.
Предварительная работа.
Показ слайдов с изображением произведений искусства, памятников.
Знакомство с музыкальными произведениями, посвящёнными Отечественной войне 1812 г.(Торжественная увертюра «1812 год» П. Чайковского, марш «1812 год» Д. Тухманова, «Старинный французский марш» неизвестного автора, «Вальс» А. Верстовского).
Знакомство с поэмой «Бородино» М. Лермонтова (чтение фрагментов), рассматривание иллюстраций к ней.
Разучивание музыкального и игрового материала к занятию.
Ход занятия
К магнитной доске прикреплены изображение кареты с лошадьми (в центре
доски) и изображения вокруг неё («станции»), относящиеся к событиям Отечественной войны 1812 года. «Станции» соединены между собой стрелками, обозначающими направление маршрута.
Под музыку марша «1812 год» Д. Тухманова дети заходят в зал, проходят к
своим местам.
Музыкальный руководитель (м. р.). Ребята, посмотрите на эту чудесную карету. Я предлагаю занять места в ней.Отправляемся в прошлое на 200 лет назад!
Звучат топот копыт лошади (фонограмма),
пьеса «Лошадка» Н.Потоловского (здесь и в дальнейшем по ходу занятия, когда дети будут «ехать к следующей станции»).
М. р. Мы подъехали к первой станции (изображение гравюры «Переход французской армии через Неман 12 июня1812 г.» И. Клаубера по рис. Д. Бажетти.)
В июне 1812 года вражеская армия перешла пограничную реку Неман, и началась Отечественная война 1812 года с французской армией Наполеона.
Дети рассматривают макет
«Полевое укрепление времен войны 1812 года».
М. р. Ребята, мы знаем старинную солдатскую песню, которую в те времена
пели солдаты.
Дети исполняют русскую народную песню «Солдатушки –
бравы ребятушки»//Музыкальный руководитель. –2011. – № 1. – С. 28.)
А вот и вторая станция (изображение церкви Смоленской иконы Божией Матери в деревне Бородино).
Мы подъезжаем к деревне под названием Бородино. Кто знает, чьё имение
было здесь расположено? (Это было имение семьи героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова.)
Денис Давыдов – один из героев войны 1812 года, гусар, партизан, поэт.
Как и все гусары, Денис Давыдов был лихим наездником. Давайте и мы поиграем в кавалеристов!
Проводится игра «Кавалеристы», муз. Т. Вилькорейской
//Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа/Сост. Н. Ветлугина,И. Дзержинская, Л. Комиссарова. – М.: Музыка, 1988.
М. р. Мы подъезжаем к четвёртой станции на нашем маршруте (изображение картины «Кавалерийский бой во ржи» Ф. Рубо – фрагмента панорамы «Бородинская битва»). Самое большое сражение Отечественной войны 1812 года - Бородинское сражение. В нём принимали участие различные рода войск: пехота, сапёры, кавалерия, артиллерия.
Дети подходят к книжной выставке и экспозиции «Конная артиллерия времён войны 1812года», рассматривают книги, иллюстрации, экспонаты.
М. р. Гусарские полки во времена Отечественной войны 1812 года отличались мужеством и бесстрашием.
Гусары русские – лихие
Кавалеристы, и в бою
Их кони мчались, как шальные,
Навстречу вражьему ружью.
Любовью к Родине великой,
К России-матушке святой,
Гусар, ты жив, ты – не забытый,
Поэт и воин, ты – герой! (Л. Зеленский)
Ребята, предлагаю вам разделиться на два
отряда гусар – посмотрим, какой из отрядов будет быстрее готов к бою. Проводится игра-аттракцион «Сложи аппликацию»
дети складывают изображение гусара на коне. Какая команда быстрее?
А мы ведь с вами песню о гусарах знаем!
Слушание песни «Гусарская эпоха», муз. А. Варламова, сл. Т. Паниной
//М. р. – 2010. – № 8. –С. 24.)
Подъезжаем к следующей станции (изображение обелиска М. И. Кутузову на Бородинском поле).
Этот обелиск был установлен в честь Михаила Илларионовича Кутузова – главнокомандующего русских войск. Находится он в деревне Горки в
районе Бородинского поля – на месте, откуда Кутузов наблюдал за ходом бородинского сражения.
Недалеко отсюда располагался и командный пункт полководца.
А какие памятники в Москве, посвящённые событиям 1812 года, вы знаете? (Московский Манеж, Музей-панорама «Бородинская битва», «Кутузовская изба», Триумфальные ворота, Храм Христа Спасителя.)
Предлагаю сделать остановку у очень интересного здания – Манежа, построенного к пятилетию победы над наполеоновской армией недалеко от
Московского Кремля (изображение Манежа).
Манеж был торжественно открыт в присутствии российского императора и при параде войск. Манеж – «дом для упражнений», рассчитанный на то,
что пехотный полк (две тысячи человек!) смог бы маневрировать там безо всяких помех. Сейчас это выставочный центр, в здании Манежа проводятся
не только выставки, но и другие мероприятия, например, балы.
Скажите, какие танцы исполнялись на балах в эпоху, которой посвящено наше занятие? (Вальс, мазурка, полька, полонез.) А ведь раньше не было
видеомагнитофонов, музыкальных центров, компьютеров – вся музыка звучала «вживую», и танцевали под аккомпанемент оркестра или фортепиано.
Предлагаю вам представить, что вы находитесь на балу, и станцевать вальс.
Звучит «Вальс» А. Верстовского (приложение) – дети танцуют.
М. р. Мы с вами остановились у музея-панорамы «Бородинская битва» (изображение музея). В музее, кроме самой панорамы Бородинского
сражения, представлено много интересных предметов быта, одежды, оружия. Сейчас я покажу вам один из таких предметов. Скажите, что это? (Фрачный вариант – аналог современного варианта орденских колодок на мундире.)
Вот и последняя станция (изображение здания детского сада) – мы возвратились в наш детский сад. Надеюсь, что это путешествие надолго останется в вашей памяти.
Под музыку марша «1812 год» Д. Тухманова дети выходят из зала.