Просмотр содержимого документа
«Проект "Морское путешествие"»
Проект «Морское путешествие»
Цель проекта :
Познакомить детей с кораблями и их видами. Развивать связную речь детей во взаимосвязи с игровой деятельности.
Задачи.
Обучающие : Учить создавать и менять по мере необходимости окружающую среду .Обогащение содержания игры через полученные в исследовательской деятельности знания. Учить чётко произносить свистящие и шипящие звуки родного языка. Учить правильно согласовывать существительные с другими частями речи , правильно употреблять предлоги. Учить использовать различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь , интонация, мимика ).
Воспитательные :
Воспитание навыков сотрудничества в процессе игровой деятельности. Формировать умение творчески подходить к развитию сюжета игры.
Развивающие :
Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности по :
*выявлению проблемы ,
*самостоятельному поиску решения проблемы ,
*выбрать наиболее адекватный способ решения проблемы ,
*развивать умение анализировать и систематизировать полученные результаты .
Развивающая предметно- игровая среда :
*альбомы « Военные корабли», «Яхты и корабли «
*иллюстрации обитателей морей и океанов
*крупные модули построек
*план- схема групповой комнаты
*карты- схемы для построек кораблей( конструирование )
«Морское путешествие « игра с речевым сопровождением
«Море волнуется « игра малой подвижности
«Обитатели морей и океанов « основные развивающие упражнения
Роли которые могут исполнять дети :
*** путешественники
*** кладоискатели
*** мореплаватели – исследователи
*** журналисты , фотографы
*** капитан , боцман , матрос , штурман , радист , доктор , кок
Игры спутники:
***» Больница «
***» Аптека «
***» Парикмахерская «
***» Кухня – камбуз «
*** «Библиотека «
А так же введение дополнительных ролей – герои из сказок и мультфильмов
Просмотр мультфильмов :
«Остров сокровищ «
«Приключения капитана Врунгеля «
« Стёпа – моряк «
Рекомендуемая литература
«Поднять паруса « А.Беслик (рассказы в картинках о знаменитых мореплавателях и путешественниках
« Корабли « техника для малышей
Атлас мира для детей В. А. Чекмарёва
Кто живёт в воде ( море , океан) В.Г. Бабенко
От акулы до ерша ( рыбы ) Г.Б.Степанова
«Я путешествую « Г.Снегирёв
« Кто в море живёт « С. Сахарнов
Мой первый атлас мира Н.В.Преображенская
Почемучка А.Дмитрих, Г. Юрмин, Р.Кошурникова
Кем быть?
Военные корабли Н.Внуков ( книжка раскраска )
Первая радиограмма А. Ляпидевский
Беседы с детьми о профессиях Т.В.Потапова
Взаимодействие педагогов
Воспитатели : Чтение художественной литературы . Оформление книги «Юные исследователи «. Проведение наблюдений и экскурсий. Заучивание стихов. Подбор речевого материала. Обсуждение темы и подбор необходимого материала. Привлекают родителей к работе над проектом.
Учитель – логопед : Подбирает речевой материал сопровождающий игровую деятельность. Подбирает картинный материал для автоматизации поставленных звуков. Рекомендует комплексы артикуляционной гимнастики .
Музыкальный руководитель : Разучивает песни «Капитан « , « Весёлый пароход «. Проводит беседы о творчестве композиторов.
Инструктор по физкультуре : Подбирает ОРУ на морскую тему. Разучивает и проводит упражнения «Обитатели морей и океанов «. Проводит развлечение «Обитатели морей и океанов «
Педагог - психолог : Гимнастика расслабления для путешественников . Тренинги личностного роста детей.
Решение познавательных задач.
Важный момент , влияющий на развитие познавательных способностей детей ,- это интерес к деятельности , наличие мотивации . И развивать положительное отношение к познанию , познавательный интерес к окружающей действительности , как подчёркивают многие педагоги и психологи , необходимо уже в дошкольном возрасте ,так как познавательная деятельность , направляемая и побуждаемая познавательной задачей , появляется уже в этот возрастной период .
Это может осуществляться через поощрение присущей детям любознательности , связанной с потребностью в новых впечатлениях . Проявляется детская любознательность в форме многочисленных вопросов например : почему день сменяется ночью , почему ночью нужно спать , почему ? Как ? Зачем ? Отвечая на задаваемые вопросы детей поощряя их возникновение , можно постепенно привести детскую любознательность в стойкую потребность в узнавании нового .
Однако есть и специальный путь – создание условий для « детского экспериментирования «. Наблюдая на практике проявления различных природных закономерностей , дети приобретают интерес к их открытию , обнаружению общего в конкретных проявлениях действительности . Эксперимент на « потопляемость « предмета в ёмкости наполненной водой – утонет ( или нет ) следующий предмет ? Или другой пример с аптечными весами , который будет наталкивать детей на определение и сравнение массы различных предметов ( кубик деревянный , кубик пластмассовый и т.д ). Подобные опыты проводятся не только на занятиях ,но и в свободное время с детьми , проявившими интерес .Детям предоставляется наибольшая свобода , педагог лишь по необходимости на возникающие вопросы , направляет ход исследования . Полезно с точки зрения развития интересов детей расширение их представлений об окружающем с помощью художественной литературы , наблюдений и специальных бесед. Ведь интерес возникает там где у ребёнка уже есть какие – то знания , но они ещё недостаточны , неточны , их ещё мало , и новые сведения об окружающем дополняют ранее известное .
Познавательная задача может задаваться детям дошкольного возраста в трёх основных формах так , чтобы она имела для ребёнка определённый смысл .
*Первой такой формой является сюжетно- ролевая игра – как ведущая деятельность дошкольников , она неизменно вызывает эмоциональный отклик детей . Например в сюжетно – ролевой игре « Магазин « один ребёнок выполняет роль продавца , а другой – покупателя . Игровая ситуация – покупка в магазине определённого количества пуговиц - диктует ребёнку определённые игровые действия , которые совпадают с действиями по овладению средством решения познавательной задачи : использовать заместители для обозначения количества предметов . Безусловно , сюжетно – ролевая игра сохраняет своё значение на протяжении всего дошкольного возраста , однако в старшем возрасте на первый план могут выходить новые формы .Поэтому при проведении развивающих занятий достаточно ограничиваться игровыми персонажами и созданием игровой мотивации деятельности ,требующей решения познавательной задачи. Так можно использовать различные игрушки - Карлсона , обезьян , медведя , Буратино ….., которые будут выполнять задания вместе с детьми или за них ( руками детей ), выслушивать их ответы , давать им задания. Введение игровых персонажей создаёт игровую мотивацию в ситуации решения задачи. Действия хотя и выполняются реально , но приобретают игровой смысл. Эмоция , возникающая по поводу игровой роли , начинает распространяться и на всю ситуацию , а следовательно и на задачу.
*Ещё одна возможность эмоционального проживания ситуаций познавательных задач открывается за счёт обозначения их различными символическими средствами – это могут быть например, « волшебные стёклышки « через которые ребёнок на занятиях по рисованию смотрит на предметы . Ещё один пример « математический лес в царстве математики « , когда требуется сравнить числа и расположить цифры по определённому правилу …. Символы , обладая значительной эмоциональной насыщенностью , дают возможность детям полностью включиться в ситуацию , выразить своё отношение к ней , что является одной из форм её осмысления .
*и третья форма организации познавательной деятельности , в которую входят проблемные ситуации , задачи – загадки , собственно задачи. В ситуации , требующей для своего решения применения новых способов , дети , испытывая неудовлетворённость из - -за возникающих противоречий , направляют себя на поиск . Нахождение способа , его применения и, наконец , решение задачи приводят к положительной эмоции , которая может быть названа как познавательная и вести к решению познавательного интереса. Примером таких ситуаций может быть решение задач на сравнение предметов по величине в младшей группе . Однако предпочитать именно такую форму обучения дети начинают в подготовительной группе . В это время избыток игровых атрибутов может даже мешать детям . Познавательные задачи в форме загадок и проблемных ситуаций могут стать промежуточной формой на пути перехода детей к учебно – познавательным задачам в младшем возрасте .
Задача взрослых при использовании любой формы развивающих занятий выделить момент нахождения решения , положительно оценить преодоление трудностей в процессе решения . Тогда интерес к познанию и радость открытия могут стать постоянными спутниками жизни ребёнка .