kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Долгосрочный проект "Русская изба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный проект, продолжительностью 1 год. Проводился с учениками 4 - го класса.Тема"Русская изба"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный проект "Русская изба"»





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Владимир

«Средняя общеобразовательная школа 37»





Тема долгосрочного проекта :

«Русская изба»





Учитель начальных классов:

Дегтярёва Ольга Викторовна

Стаж работы 34 года

1-я квалификационная категория






















Долгосрочный проект

на тему:

«Русская изба»


Урок: «Русская печь»








Учитель:

О.В. Дегтярева





Проект «Русская изба»

Урок: «Русская печь»

       


 Тип: информационный, практико-ориентированный

      

 

 По содержанию: социально-педагогический

     

   

По числу участников: массовый

     

  

 Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)


  

Актуальность проблемы:

    Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.

     При разработке новых нормативных документов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.

     Ученикам школы 1 – ой ступени, отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в младшем возрасте происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.

      Как же ввести школьников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому ребёнку - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.

      Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а учителю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту.

  



Цель проекта: Приобщение детей к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.


  Задачи проекта:

  1. Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.

  2. Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.

  3. Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства.

  4.   Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.

  5. Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.


Направление проекта:

  Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.


Предполагаемый результат:

  - осознанное отношение детей младшего школьного возраста к русской культуре;

  - дети получают представления о внутреннем убранстве и предметах быта в избе;

  - школьники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи и традиции.
























Программа реализации проекта:

(система проектных мероприятий)


этапы

мероприятия

I.Подготовительный

Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».

Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями.

Анкетирование родителей с целью восстребованности  и аккуратности данного проекта.

II.Основной.

Цикл занятий:

  1. «Русская крестьянская изба».

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

  1. Экскурсия в «избу».

Цель: Дать понятие «красный угол».

  1. Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.

  1. Изодеятельность:

Лепка «Предметы посуды»

Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»

Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов

традиционной русской культуры.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

  1. Знакомство с художественной литературы:

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

Цель: Познакомить детей с народным фольклором.

  1. Музыкальная деятельность:

Слушание народных песен (аудиозапись).

Пение знакомых колыбельных песен.

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.

  1. Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

  1. Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки».

  2. Праздники:

«Осеннины», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».

III.Заключительный

Презентация проекта.

Открытый урок в школьном музее «Русский дом»

 















Ход урока:

Зачин:

- Дай Бог тому,

Кто в нашем дому.-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём,

И здоровьицем!

Вступление:

- Какое сейчас время года? (зима)

- Зима в этом году очень тёплая. А раньше на Руси зимы были морозные, лютые.

- Моя бабушка мне рассказывала, что даже избы от мороза трещали.

-И вот зимними долгими вечерами собирались парни и девушки в одной из изб и рассказывали разные истории, пели песни, плясали.

- И мы с вами собрались сегодня в русской избе и тоже будем рассказывать истории и петь песни.

- О чём будет наша история вы должны узнать сами. Для этого нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

(Работа по группам. Когда группа будет готова поднимите светофор.)

Проверка: Все ли справились с заданием?

(по группам читают загадки)

- Какое ключевое слово , прочитайте хором. (ПЕЧЬ)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы будем не просто говорить о печке, а расскажем историю её развития.

-Но сначала давайте послушаем тёплые слова о русской печке.

1 ученик: Печка… Я уверена, что с этим словом у каждого человека связаны самые дорогие, добрые и тёплые воспоминания.

2 ученик: И пусть в нашей печи не горит огонь, вы наверно чувствуете тепло, которое исходит от неё, тепло добра. Печка – сердце дома, пока она не сложена – избы нет.

3 ученик: Печь не затоплена, значит в нём никто не живёт и не пахнет в нём живым духом. А затопят печь – и будет тепло, и затеплиться в доме жизнь.

4 ученик: Печка русская, стоишь ты в доме широкая, да ладная.Пол избы почитай занимаешь, и не жаль людям, готовы они потесниться, потому как печь и накормит, и обогреет, а если нужно – вылечит. Одно слово – Матушка.

5 ученик: Не зря с давних времён поддерживать огонь полагалось хозяйке. Русские печки по несколько столетий не остывали в наших избах. От дедов к нам пришёл обычай: отдавать замуж дочь родную, чтобы очаг её семейный не угас, даёт ей мать лучину огневую.

Гори очаг!

Не затухай огонь!

Храни тепло души,

Семьи и дома.

Таким законом предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага.»

6 ученик: Печь обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грели воду, на ней спали, а в старину на ней прятались стыдливые невесты.

7 ученик: Женщину, только что родившую ребёнка, в зимнюю пору устраивали на печи, чтобы теплее было ей самой и новому жителю земли. Русская широкая печь служила ему первым пристанищем. На этой печи проводил человек дни и ночи своей старости, а многие предпочитали умереть на печи.



Учитель: Конечно печь – это самый главный элемент русской избы. Это настоящий шедевр!

- Кто из вас, бывая в деревне, пробовал пироги, испечённые в печи?

-А щи? Кашу?

- Ну, как, вкуснее они, чем те, что приготовили на газовой плите?

- А всегда ли печь была такой красавицей, как сейчас мы её видим?

Задание по группам.

«Распределите по порядку предков русской печи»

□ печка – каменка

□ русская печка с деревянной трубой

□ русская печка с кирпичной трубой

□ печка из глины – глинобитная

□ костёр

□ русская печка с железной трубой

Учитель: Прочитать по порядку, начиная с самого первого предка печи.

История печи:

  1. – Когда костёр заменял русскую печку? (Очень давно, когда жили первобытные люди. Костёр их обогревал, на нём они готовили пищу, сушили одежду.)(картинка)

  2. – Как вы представляете печку – каменку?

Ученик: Проходили тысячелетия. С переходом человека в жилище костры переселялись под крышу, и обрели свое место в доме. Так появились очаги, выложенные камнями, которые постепенно превращались в печь. Это была печь – каменка. Размером она чуть больше 1 ×1 м. (картинка)

Дым из этой печи выходил прямо в жилое помещение. Жилища с такими печами стали называться «курными» или «чёрными»

Учитель: - Почему так называли жилища?

- На внутренней стороне крыши стал оседать толстый слой сажи. Из – за этого в славянских жилищах очень долго не делали потолков, чтобы поднимавшийся вверх дым плавал, по крайней мере выше людских голов и не ел глаза.



  1. - Как вы понимаете глинобитная печь?



Ученик: Для печи делали плетеный каркас. Этот каркас обмазывали глиной. Глина была повсеместным подручным материалом. Она пластична, легко поддается обработке. Её как говориться «били». Когда печь начинали топить, глина обжигалась и затвердевала.

Глинобитная печь во Владимире:

- Ребята, в 2006 году в нашем городе на улице «Ильина» археологи нашли полуземлянку с глинобитной печью домонгольского периода. Это была настоящая сенсация, так как долгое время считалось, что для центральной полосы такие виды построек не характерны. Археологи установили, что печь построена в ХII веке.



  1. – Ребята, следующий предок печи – печь с деревянной трубой. Как вы думаете, почему такие печи опасны?

Ученик: От таких печей было на Руси много пожаров. Пожары уничтожали не только деревни и сёла, но и города.

С эти стихийным бедствием велась борьба. В царских указаниях запрещалось топить печи «С весны до самой стужи». Нарушение запретов каралось самым жестоким образом.

В 1718 году 25 мая Петр I издал указ о том, чтобы печные трубы «были так широки, чтобы человеку пролезть можно было».



Учитель: а зачем нужно было пролезать в трубы?

- При сгорании дров на внутренней стороне труб оседала зола. От малейшей искры зола могла загореться, так как зола горит. Петр I требовал их обязательно чистить 4 раза в год.

Позднее Петр I издал еще один указ. В 1719 году он разрешил топить бани и избы один раз в неделю по субботам.

История печи очень длинная. Печи пробовали делать и с металлической трубой, но они были тоже пожароопасными так как железо нагревалось.

Такою печь как мы видим ее сейчас стала преобразовываться с XVII века, так как в XVII веке был налажен заводской выпуск кирпича и деталей для печного отопления.



- Ребята, а как вы думаете, трудно ли сложить русскую печь?

- Да, очень трудно, это целая наука.

- Хорошо сложенная печь могла простоять 300 лет. Ее нужно было только временами ремонтировать. Чтобы сложить такую печь нужен хороший мастер. У нас на Руси очень ценили и уважали печных мастеров.



В 1812 году, когда французская армия уходила из завоеванной ими Москвы, Наполеон велел город поджечь. В то время Москва в основном была деревянная. Был сильный ветер и Москва почти вся сгорела дотла. Ее нужно было восстанавливать заново.



Это послужило толчком во Владимирском крае развитию печного ремесла. Мастера печных дел Владимирского края уходили в Москву совершенствовать свое ремесло.



В наши дни мастеров печных дел осталось очень мало. Старые мастера умирают, а молодые не хотят продолжать и развивать это интереснейшее ремесло, но всё-таки такие мастера еще живут.



В Суздальском районе в деревне Абакумлево живет династия печников. Продолжатель династии Владимир Викторович Бакреев.



В нашем городе Владимире живет печных дел мастер Михаил Васильевич Ширяев.



Может и из вас мальчики, когда вы подрастете, кто-нибудь заинтересуется этим ремеслом, которое приносит людям тепло.



Элементы русской печи.



- Мы с вами проследили историю возникновения русской печи, давайте поближе познакомимся с ней. Каждая деталь печи имела свое название и предназначение, ничего лишнего в печи не было. Все принадлежности для работы с печью тоже имели свое название.

В каждой команде у вас есть ребусы. Разгадайте их и мы узнаем название каждого элемента русской печи.



Устье - отверстие в печи (вход)

Шесток – место перед устьем

Подпечье – отверстие под шестком и устьем (там зимой с вечера укладывали дрова, чтобы утром они были сухими



- Как вы думаете, для чего это делала хозяйка (чтобы быстрее растопить печь сухими дровами). В морозы там держали кур, уток, гусей и даже маленьких поросят.



Печурки – в них хранили и сушили, списки, рукавицы, носки

-Может быть кто-то из вас знает, как называется место в печи, где горели дрова?

Под – место, где горели дрова.

Давайте послушаем загадки, а отгадки найдем около печки.



    1. Черный конь скачет в огонь. (кочерга)

Для чего предназначалась?

    1. Рогат, да не бык,

Хватает да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(ухват)



Баня в печи .

- Ребята, мы с вами услышали, что царь Петр I в 1719 году разрешил топить в теплое время года 1 раз в неделю бани и печки.

Бани понятно для чего – чтобы мыться.

А зачем печи?

В русской печи в старину тоже мылись.

Выгребали угли, обметали сажу, настилали толстый слой соломы, ставили 2 чугуна – один с горячей водой, другой с холодной, залезали в печь и мылись.



Подведение итогов:

- Как же служит русская печь человеку:

1. дает тепло

2. готовит пищу

3. лечит

4. моет

5. укладывает спать

6. сушит



Печь является важнейшим элементом русского быта, и поэтому часто фигурирует в русском фольклоре: в русских народных сказка, былинах, песнях.

В каких сказках вы читали про печку?

(Гуси-лебеди, Емеля, Лиса и волк, Заюшкина избушка, Баба-яга).



- А какой былинный богатырь провел на печи 33 года своей жизни (Илья Муромец)



Собираясь в русских избах, парни и девушки не только рассказывали разные истории, но и пели песни.

Заканчивая наш урок, давайте споем русскую народную песню.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Долгосрочный проект "Русская изба"

Автор: Дегтярёва Ольга Викторовна

Дата: 14.05.2016

Номер свидетельства: 326606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства