Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный проект "Русская изба"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Владимир
«Средняя общеобразовательная школа 37»
Тема долгосрочного проекта :
«Русская изба»
Учитель начальных классов:
Дегтярёва Ольга Викторовна
Стаж работы 34 года
1-я квалификационная категория
Долгосрочный проект
на тему:
«Русская изба»
Урок: «Русская печь»
Учитель:
О.В. Дегтярева
Проект «Русская изба»
Урок: «Русская печь»
Тип: информационный, практико-ориентированный
По содержанию: социально-педагогический
По числу участников: массовый
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Актуальность проблемы:
Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.
При разработке новых нормативных документов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.
Ученикам школы 1 – ой ступени, отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в младшем возрасте происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как же ввести школьников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому ребёнку - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а учителю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту.
Цель проекта: Приобщение детей к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.
Задачи проекта:
Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.
Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.
Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства.
Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.
Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
Направление проекта:
Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Предполагаемый результат:
- осознанное отношение детей младшего школьного возраста к русской культуре;
- дети получают представления о внутреннем убранстве и предметах быта в избе;
- школьники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи и традиции.
Программа реализации проекта:
(система проектных мероприятий)
этапы
мероприятия
I.Подготовительный
Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».
Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями.
Анкетирование родителей с целью восстребованности и аккуратности данного проекта.
II.Основной.
Цикл занятий:
«Русская крестьянская изба».
Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.
Экскурсия в «избу».
Цель: Дать понятие «красный угол».
Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».
Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.
- Зима в этом году очень тёплая. А раньше на Руси зимы были морозные, лютые.
- Моя бабушка мне рассказывала, что даже избы от мороза трещали.
-И вот зимними долгими вечерами собирались парни и девушки в одной из изб и рассказывали разные истории, пели песни, плясали.
- И мы с вами собрались сегодня в русской избе и тоже будем рассказывать истории и петь песни.
- О чём будет наша история вы должны узнать сами. Для этого нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
(Работа по группам. Когда группа будет готова поднимите светофор.)
Проверка: Все ли справились с заданием?
(по группам читают загадки)
- Какое ключевое слово , прочитайте хором. (ПЕЧЬ)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Мы будем не просто говорить о печке, а расскажем историю её развития.
-Но сначала давайте послушаем тёплые слова о русской печке.
1 ученик: Печка… Я уверена, что с этим словом у каждого человека связаны самые дорогие, добрые и тёплые воспоминания.
2 ученик: И пусть в нашей печи не горит огонь, вы наверно чувствуете тепло, которое исходит от неё, тепло добра. Печка – сердце дома, пока она не сложена – избы нет.
3 ученик: Печь не затоплена, значит в нём никто не живёт и не пахнет в нём живым духом. А затопят печь – и будет тепло, и затеплиться в доме жизнь.
4 ученик: Печка русская, стоишь ты в доме широкая, да ладная.Пол избы почитай занимаешь, и не жаль людям, готовы они потесниться, потому как печь и накормит, и обогреет, а если нужно – вылечит. Одно слово – Матушка.
5 ученик: Не зря с давних времён поддерживать огонь полагалось хозяйке. Русские печки по несколько столетий не остывали в наших избах. От дедов к нам пришёл обычай: отдавать замуж дочь родную, чтобы очаг её семейный не угас, даёт ей мать лучину огневую.
Гори очаг!
Не затухай огонь!
Храни тепло души,
Семьи и дома.
Таким законом предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага.»
6 ученик: Печь обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грели воду, на ней спали, а в старину на ней прятались стыдливые невесты.
7 ученик: Женщину, только что родившую ребёнка, в зимнюю пору устраивали на печи, чтобы теплее было ей самой и новому жителю земли. Русская широкая печь служила ему первым пристанищем. На этой печи проводил человек дни и ночи своей старости, а многие предпочитали умереть на печи.
Учитель: Конечно печь – это самый главный элемент русской избы. Это настоящий шедевр!
- Кто из вас, бывая в деревне, пробовал пироги, испечённые в печи?
-А щи? Кашу?
- Ну, как, вкуснее они, чем те, что приготовили на газовой плите?
- А всегда ли печь была такой красавицей, как сейчас мы её видим?
Задание по группам.
«Распределите по порядку предков русской печи»
□ печка – каменка
□ русская печка с деревянной трубой
□ русская печка с кирпичной трубой
□ печка из глины – глинобитная
□ костёр
□ русская печка с железной трубой
Учитель: Прочитать по порядку, начиная с самого первого предка печи.
История печи:
– Когда костёр заменял русскую печку? (Очень давно, когда жили первобытные люди. Костёр их обогревал, на нём они готовили пищу, сушили одежду.)(картинка)
– Как вы представляете печку – каменку?
Ученик: Проходили тысячелетия. С переходом человека в жилище костры переселялись под крышу, и обрели свое место в доме. Так появились очаги, выложенные камнями, которые постепенно превращались в печь. Это была печь – каменка. Размером она чуть больше 1 ×1 м. (картинка)
Дым из этой печи выходил прямо в жилое помещение. Жилища с такими печами стали называться «курными» или «чёрными»
Учитель: - Почему так называли жилища?
- На внутренней стороне крыши стал оседать толстый слой сажи. Из – за этого в славянских жилищах очень долго не делали потолков, чтобы поднимавшийся вверх дым плавал, по крайней мере выше людских голов и не ел глаза.
- Как вы понимаете глинобитная печь?
Ученик: Для печи делали плетеный каркас. Этот каркас обмазывали глиной. Глина была повсеместным подручным материалом. Она пластична, легко поддается обработке. Её как говориться «били». Когда печь начинали топить, глина обжигалась и затвердевала.
Глинобитная печь во Владимире:
- Ребята, в 2006 году в нашем городе на улице «Ильина» археологи нашли полуземлянку с глинобитной печью домонгольского периода. Это была настоящая сенсация, так как долгое время считалось, что для центральной полосы такие виды построек не характерны. Археологи установили, что печь построена в ХII веке.
– Ребята, следующий предок печи – печь с деревянной трубой. Как вы думаете, почему такие печи опасны?
Ученик: От таких печей было на Руси много пожаров. Пожары уничтожали не только деревни и сёла, но и города.
С эти стихийным бедствием велась борьба. В царских указаниях запрещалось топить печи «С весны до самой стужи». Нарушение запретов каралось самым жестоким образом.
В 1718 году 25 мая Петр I издал указ о том, чтобы печные трубы «были так широки, чтобы человеку пролезть можно было».
Учитель: а зачем нужно было пролезать в трубы?
- При сгорании дров на внутренней стороне труб оседала зола. От малейшей искры зола могла загореться, так как зола горит. Петр I требовал их обязательно чистить 4 раза в год.
Позднее Петр I издал еще один указ. В 1719 году он разрешил топить бани и избы один раз в неделю по субботам.
История печи очень длинная. Печи пробовали делать и с металлической трубой, но они были тоже пожароопасными так как железо нагревалось.
Такою печь как мы видим ее сейчас стала преобразовываться с XVII века, так как в XVII веке был налажен заводской выпуск кирпича и деталей для печного отопления.
- Ребята, а как вы думаете, трудно ли сложить русскую печь?
- Да, очень трудно, это целая наука.
- Хорошо сложенная печь могла простоять 300 лет. Ее нужно было только временами ремонтировать. Чтобы сложить такую печь нужен хороший мастер. У нас на Руси очень ценили и уважали печных мастеров.
В 1812 году, когда французская армия уходила из завоеванной ими Москвы, Наполеон велел город поджечь. В то время Москва в основном была деревянная. Был сильный ветер и Москва почти вся сгорела дотла. Ее нужно было восстанавливать заново.
Это послужило толчком во Владимирском крае развитию печного ремесла. Мастера печных дел Владимирского края уходили в Москву совершенствовать свое ремесло.
В наши дни мастеров печных дел осталось очень мало. Старые мастера умирают, а молодые не хотят продолжать и развивать это интереснейшее ремесло, но всё-таки такие мастера еще живут.
В Суздальском районе в деревне Абакумлево живет династия печников. Продолжатель династии Владимир Викторович Бакреев.
В нашем городе Владимире живет печных дел мастер Михаил Васильевич Ширяев.
Может и из вас мальчики, когда вы подрастете, кто-нибудь заинтересуется этим ремеслом, которое приносит людям тепло.
Элементы русской печи.
- Мы с вами проследили историю возникновения русской печи, давайте поближе познакомимся с ней. Каждая деталь печи имела свое название и предназначение, ничего лишнего в печи не было. Все принадлежности для работы с печью тоже имели свое название.
В каждой команде у вас есть ребусы. Разгадайте их и мы узнаем название каждого элемента русской печи.
Устье - отверстие в печи (вход)
Шесток – место перед устьем
Подпечье – отверстие под шестком и устьем (там зимой с вечера укладывали дрова, чтобы утром они были сухими
- Как вы думаете, для чего это делала хозяйка (чтобы быстрее растопить печь сухими дровами). В морозы там держали кур, уток, гусей и даже маленьких поросят.
Печурки – в них хранили и сушили, списки, рукавицы, носки
-Может быть кто-то из вас знает, как называется место в печи, где горели дрова?
Под – место, где горели дрова.
Давайте послушаем загадки, а отгадки найдем около печки.
Черный конь скачет в огонь. (кочерга)
Для чего предназначалась?
Рогат, да не бык,
Хватает да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(ухват)
Баня в печи .
- Ребята, мы с вами услышали, что царь Петр I в 1719 году разрешил топить в теплое время года 1 раз в неделю бани и печки.
Бани понятно для чего – чтобы мыться.
А зачем печи?
В русской печи в старину тоже мылись.
Выгребали угли, обметали сажу, настилали толстый слой соломы, ставили 2 чугуна – один с горячей водой, другой с холодной, залезали в печь и мылись.
Подведение итогов:
- Как же служит русская печь человеку:
1. дает тепло
2. готовит пищу
3. лечит
4. моет
5. укладывает спать
6. сушит
Печь является важнейшим элементом русского быта, и поэтому часто фигурирует в русском фольклоре: в русских народных сказка, былинах, песнях.
В каких сказках вы читали про печку?
(Гуси-лебеди, Емеля, Лиса и волк, Заюшкина избушка, Баба-яга).
- А какой былинный богатырь провел на печи 33 года своей жизни (Илья Муромец)
Собираясь в русских избах, парни и девушки не только рассказывали разные истории, но и пели песни.
Заканчивая наш урок, давайте споем русскую народную песню.