Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Детям о фольклоре"»
Проект «Детям о фольклоре»
Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель
Актуальность:
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Особую значимость приобретает фольклор в первые годы пребывания малыша в дошкольном учреждении, поэтому необходимо использовать потешки, лепеталки, колыбельные знакомые детям на слух с детства, чтобы сделать пребывания ребенка в дошкольном учреждении наиболее комфортным.
Цель проекта:
Обогащать развивающую среду по средствам малых форм фольклора.
Задачи проекта:
Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа.
Развивать речь младших дошкольников средствами малых форм фольклора
Познакомить с культурой и народными традициями нашей Родины
Расширять знания детей о русском народном творчестве(потешки, лепеталки, колыбельные)
Форма
работы
Содержание
деятельности
Беседа «Знакомство с самоваром»
Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)
НОД «Любимый фольклор»
учить отгадывать описательные загадки; воспитывать интерес к устному народному творчеству
активизировать глагольную лексику, упражнять в подборе определений, учить различать слова с противоположным значением (антонимы)
упражнять в умении правильно согласовывать существительные и прилагательные
учить регулировать силу голоса, выразительно рассказывать потешку.
Чтение, заучивание потешек, песенок
Учить запоминать потешку, песенку , рассказывать ее с выражением.
Чтение РНС «Колобок», «Теремок»,
« Заюшкина избушка», « Гуси лебеди»,
Учить понимать и оценивать поступки героев, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Рисование «Колобок»
Развитие творческих способностей,
Умение выражать своё
собственное отношение к
героям сказок в виде
рисунков и поделок.
Показ настольного театра «Колобок», «Теремок»
Вызывание интереса к русской народной сказке, к ее героям.
Побуждение детей к творческой самореализации.
Подвижные игры «У медведя во бору»,
«Хитрая лиса», «Кошки мышки» Хороводные игры: «Заинька попляши…», « У Маланьи, у старушки».
Вызывание интереса к русской народной сказке, к ее героям.
Побуждение детей к творческой самореализации
Развитие речи детей. Пополнить словарный запас.
Настольная игра «Собери картинку», «Наряди матрешку», «Три медведя».
Развитие коммуникативных качеств.
Развитие мелкой моторики, внимания.
Формирование умения самостоятельно пользоваться конструктором, развитие творческой фантазии.
Итоговое мероприятие развлечение «Солнышко солнышко выгляни в окошко»
Работа с родителями. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; развитие совместного творчества родителей и детей; развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Консультации « Роль фольклора в воспитании детей», "Значение малых форм фольклора в жизни детей".
Родительское собрание «Использование малых фольклорных форм»
Выставка рисунков « Веселая матрешка»
Ожидаемые результаты: Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки. Играть в русские народные игры. Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах. Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей Приложение.
Беседа: "Знакомство с самоваром"
Задачи: Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)
Ход занятия:
У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём речь.
Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит.
Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?
Ответы детей.
Вы правы, это самовар. Давно на белом свете.
Живет годами стар, Поэтами воспетый
Пузатый самовар. Сиянье излучая, Морозным зимним днем Он сердце согревает
Особенным теплом.
А для чего же служит самовар?
Ответы детей (для приготовления чая)
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.
Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар кипит, уходить не велит.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые, сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Со временем самовары стали делать разной формы
Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда садились пить чай на самовар вешали баранки.
Как вы думаете, что сейчас заменяет самовар?
Ответы детей (Чайник)
Да, прошло много лет. Но, тем не менее, ребята, самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой...
НОД рисование по сказке «Колобок»
Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к созданию образа колобка, который катится по дорожке и поет песенку. Развитие творческих способностей,
Материалы, оборудование: альбомные листы, фломастеры. Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок»
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети садятся на стульчики вдоль стены перед мольбертом.
Воспитатель: Любите, ребята сказки?
Дети: Да.
Воспитатель. Вижу, заблестели глазки!
Много сказок знаете?
Сядьте, деточки, рядком,
Да послушайте ладком.
Отгадайте, кто сейчас
Здесь появится у нас?
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?
Дети. Колобок.
Воспитатель. Молодцы! А вот и он!
Показ иллюстрации колобка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости ,пришёл колобок. Скажите мне, какого он цвета?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Правильно, а какой формы колобок?
Дети: Круглый.
Воспитатель. На что похож колобок?
Дети. На апельсин, на яблоко, на солнышко, на воздушный шарик.
Воспитатель. Что делает колобок?
Дети. Катится по дорожке
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать колобка. Который катится по дорожке.
Воспитатель. Сейчас отдохнем.
Физминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Дети сидят на стульях.
Воспитатель выставляет длинный лист бумаги на мольберт и рисует длинную дорожку маркером.
Воспитатель. Вот по этой дорожке сейчас покатится колобок - зверям на удивленье, навстречу приключеньям! Рисую прямую линию слева - направо, внизу листа. Колобок мы сказали у нас круглый, посмотрите, как я рисую круг. Провожу плавную линию слева - направо и замыкаю в кольцо. Теперь закрашиваю получившийся круг сверху – вниз. Не выходя за края круга. Вот и получился колобок. Давайте в воздухе нарисуем пальчиком круг, а теперь прямую линию.
Этот пальчик будет зайчик, он по лесу побегайчик.,
Этот пальчик серый волк – серый волк зубами щелк,
Этот пальчик – бурый мишка, косолапый шалунишка,
Этот - рыжая лиса, всему лесу она краса.
Звери дружно все живут, звонко песенки поют!
Воспитатель. Садимся за столы. Спинка прямая, берем фломастеры и начинаем рисовать круглого колобка
Воспитатель. Какого цвета краска?
Дети. Желтого. Воспитатель. Молодцы ребята. Справились с заданием. Давайте посмотрим, какие колобки у нас катятся по дорожке.
Выставка работ.
Воспитатель. - Посмотрите, у кого получился самый круглый колобок.?
-У кого самая длинная дорожка?
Воспитатель. Ребята, колобок благодарит вас, что вы нарисовали ему друзей. Сколько колобков было?
Дети. Один.
Воспитатель. Сколько теперь катится колобков по дорожке?
Дети. Много.
Воспитатель. Из какой сказки мы рисовали колобка?
Дети. Сказка «Колобок».
Воспитатель. Правильно, это русская народная сказка.
Молодцы, ребята. Понравилось вам рисовать?
У всех получились ровные, румяные колобки.
Консультация для родителей. Роль фольклора в развитии детей
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным. В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше. Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета. Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша. Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью. Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.
Развлечение для детей второй младшей группы
«СОЛНЫШКО,СОЛНЫШКО ВЫГЛЯНИ В ОКОШКО»
Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора. Задачи: развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора; воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми; развивать двигательную активность детей в народных играх с музыкальным сопровождением. Предварительная работа: разучивание народных песенок, потешек, пестушек, народных игр. Зал оформлен в русском стиле. В углу стоит избушка, забор. Перед избушкой стол, накрытый скатертью, на столе стоит русская посуда. Ведущая. Хлебом-солью всех встречаем, друзей в гости приглашаем.
Каравай гостям несём, милых детушек зовём! (после слов ставит на стол каравай) Под русскую народную песню «Ой, сад во дворе!», взявшись за руки, входят дети, обходят один круг и становятся в одну линию. Ведущая. Здравствуйте, дорогие гости! Милости просим! Здравствуй, Солнышко-колоколнышко! Солнышко-вёдрышко, выгляни в оконышко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись!
2 ребёнок: Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышка – колоколнышка! Песня р.н. «Солнышко-вёдрышко» Ведущая: Ай, люли-люли, люли-люли, Ко мне гости пришли! Песни петь, играть, шутить, Хороводы заводить! Тогда вставайте в круг скорей, да пляшите веселей! Хоровод «Молодая канарейка» (садятся все на свои места) Ведущая. Как у наших у ворот собирается народ! Слышите стук в дверь?
Ну-ка, Молодец – иди проверь! (мальчик идёт к двери, открывает дверь, под рус. нар. музыку входит Бабушка-Загадушка)
Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие! Я-Бабушка-загадушка, давно к вам в гости собиралась, В сарафан новый наряжалась! Про гостинцы не забыла – леденцы вам прикупила.
Ведущая: Милости просим вас к нам в гости!
Бабушка-загадушка: Спасибо, всем вам! А в моей корзине новой забав найдётся много! Вот сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу, Загадаю вам загадки. Кто смышленый, погляжу! А загадки мои не простые – в них отгадки все живые! Ночью спрячется оно. Станет во дворе темно. Утром снова к нам в оконце, Бьётся радостное……
Дети: Солнце! Бабушка-загадушка: Верно, это солнышко!
Ведущая: Ребятки, на полянку выходите, да потешки расскажите.
Дети. Солнышко колоколнышко
Ты пораньше взойди, нас по раньше разбуди,
Нам в поля бежать, нам весну встречать.
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко
Дам тебе меду, целую колоду.
Солнышко повернись, красное разожгись,
с весною красною вернись,
красное солнышко в дорогу выезжай,
зимний холод прогоняй.
Иди весна, иди красна,
принеси ржаной колосок,
овсяной снежок,
большой урожай, в наш край.
Солнышко ведрышко взойди поскорей,
освети ,обогрей
и телят, и ягнят и наших маленьких ребят.
Бабушка-загадушка: Молодцы ребятки, как много вы знаете потешек.
Вот вторая моя загадка… Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку!
Дети: Зайчик!
Бабушка-загадушка: Верно, верно, угадали. Зайку дружно вы назвали! На полянку мы пойдём.
И про зайку все споём!
Песня р. н. «Заинька»
Бабушка-загадушка: В моей корзинке и третья загадка для вас нашлась! Лапу он сосёт зимой, а ещё он любит мёд. Может громко зареветь, как зовут его?.........(медведь)
Ведущая. Молодцы, ребятки, и эту загадку отгадали! С мишкой все мы поиграем, и кто ловкий – мы узнаем!
Рус. нар. игра «У медведя во бору»
Ведущая. Как у нашего соседа весела была беседа!
Девочка. А у нас у ворот развесёлый хоровод! За руки скорей беритесь, Друг за другом становитесь!
Танец «Весёлый краковяк»
Бабушка- загадушка: А ещё в моей корзине ложки расписные. С ними щи отменные, и кисель вкусней. Расписные, лёгкие, не найдёшь нужней!
(показывает ложки и отдаёт их мальчику, который будет читать следующие слова)
Мальчик: Эх, топну ногой и притопну ножками, Развесёлая игра будет с ложками!
игра на ложках
Мальчик: Наши девочки-подружки краше всех у нас в саду, Заводите хороводы, я вас всех сюда зову!
(ручки разводит в стороны, притопнув ногой)
Хоровод .
Ведущая. Наплясались, повеселились мы с вами,
вот и солнышко скоро скроется!
Бабушка Забавушка: Праздник наш прошёл чудесно, Было очень интересно! Приглашаю всех на чай, Ждёт вас вкусный каравай!
Фото отчет.
Создали уголок «Русское народное творчество» Рассматривание иллюстраций к сказкам.