фонограмма с записью звуков дождя, песни « Листик желтый»
( авт Г. Вихарева);
ком шуршащей бумаги или пакет.
Форма организации: занятие-путешествие ( подгрупповая).
Способы:
- мотивации: приглашение на прогулку в осенний лес, помочь Ежику устроить теплую норку.
- методы: вопросы, напоминание, игра, нетрадиционная изобразительная деятельность ( объяснение и показ).
-оценки: положительная оценка по ходу занятия, благодарность от лица Ежика.
Ход занятия
Воспитатель. Ребятки, хотите погулять в осеннем лесу? (Да)
Все весело пойдем по тропинке!
Пластический этюд Маленьки ножки.
Маленькие ножки Бежали по дорожке.
Через кочку: прыг - скок, По тропинке: топ - топ.
По полю большому Побежали к дому.
А по луже мы бегом Побежали босиком.
- Вот и пришли в лес. Лес- это много- много деревьев.
- Как называются эти деревья ? ( показывает на елки) ( елки, елочки) . Да , это елочки, колючие иголочки.
- Какого цвета елки? ( зеленого)
- Елки на нашей полянке разные по величине. Это елочка какая? (большая) Покажите , какая большая-пребольшая (дети тянут руки вверх).
- А эта елочка какая? (маленькая) Покажите какая маленькая елочка (дети показывают).
- Посмотрите, какое красивое дерево машет нам листочками!Вам нравится? (Да)
-Как оно называется? (береза)
- Какого цвета листья на березе? (желтого)
-Много листочков висит на ветках? ( нет, мало)
-Куда делись листочки? ( улетели, упали)
Листопад , листопад , листья по ветру летят…
- Хотите сами устроить листопад? ( да)
Пластический этюд « Листопад» ( на мелодию песни Г. Вихаревой
« Листик желтый»)
Воспитатель вместе с детьми подбрасывает листья вверх.
( неоднократно по желанию детей)
Дидактическая игра» « Соберем листочки»
- Ребята, хотите собрать листочки в корзинки?
- Посмотрите, эта корзинка какого цвета? (желтого) Значит, в эту корзинку будем собирать листочки… желтого цвета.
- А эта корзинка какого цвета?( красного) Сюда какого цвета положим листочки ? ( красного) .
- А эта корзинку какого цвета ( зеленого). Сюда положим листочки какого цвета? ( зеленого)
Дети выполняют задание. Воспитатель каждого ребенка спрашивает о цвете листочка и корзины, оказывает помощь по необходимости.
- Молодцы, все правильно собрали листочки!
- А теперь сядем отдохнем и прислушаемся к звукам осеннего леса.
( Звучит фонограмма звуков дождя)
- Что это за звуки? ( дождик )
- А мы дождика боимся? (нет)
- Пойдем гулять!? ( да).
Игра « Солнышко и дождик »
Солнышко, солнышко, посвети! ( делают руками« фонарики»)
Ветерок , листочки закрути! ( делают руками « моталочку»)
Дождик, дождик, кап-кап-кап ( стучат пальчиком по ладони)
Не шуми ! ( грозят пальчиком)
Веселятся, веселятся малыши! ( хлопают в ладоши)
( автор М. Картушина)
- Ой! Закапал дождь сильней!
Все под зонт ко мне скорей! ( дети бегут под зонт)
- Не промокли малыши? Веселились от души!
- Ребятки, сядьте и прислушайтесь: кто-то по лесу бежит, и по листикам шуршит? Слышите? Шуршит скомканной бумагой за спиной. Достает из- под елки Ежика. Поет за него куплет песенки:
Маленький ежик,
Четверо ножек,
Ежик по лесу идет,
Листики несет.
- Здравствуй, Ежик. Ты куда это спешишь и по листикам шуршишь?
Ежик. Здравствуйте ребятки. Я листики сухие собираю, делаю из них себе теплую постельку и укрываюсь ими как, одеялом. Всю зиму буду спать. Только вот ветер осенний листья раздул, мало их у меня. Что мне делать?
Воспитатель. Ребята, хотите помочь ежику? (Да)
Предлагает детям пройти к столу, на котором лежит заготовка- лист ватмана с изображенным на нем лесной полянкой ( елками, золотой березкой, норкой ежа ).
Ежик ( грустно). Вот моя норка , совсем без листиков…
Воспитатель. Не грусти, Ежинька. У нас есть сухие листочки, ребятки их возьмут пальчиками по - немножку, как я, и аккуратно посыпят на твою норку. Вот так. ( показывает прием нетрадиционной изобразительной деятельности). Они должны приклеиться.
Дети по 1-2 человека выполняют задание. Воспитатель каждого хвалит: «Как аккуратно Злата посыпала листочки» и т.п.
Воспитатель по окончании работы, поднимает лист ватмана и осторожно стряхивает остатки листовой крошки, показывает детям и Ежику.
Воспитатель. Ребята, Ежик! Посмотрите , получилась у нас теплая норка?
( да)
Ежик ( радостно) . Спасибо вам, ребята! Ура-а-а! Теперь у меня теплая зимняя норка! Ой, что-то и полежать в ней захотелось, засыпаю я…
Воспитатель. Спи, дорогой Ежик, а мы тихонечко пойдем в группу, чтобы не помешать нашему новому другу.