Просмотр содержимого документа
«Программа "Социальная активность детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ ДС № 56
_____________________Л.В.Пономарева
Приказ №_____ от «___» ________ 2015 г.
г. Нижневартовск
Содержание:
1.Пояснительная записка ……………………………………………3 - 4
2.Требования, к организации детских игр………………………..
3. Уровни развития социальной активности старших дошкольников
4. Цель, задачи, принципы программы………………………….
5. Этапы реализации программы
6. План по реализации программы
7. Содержание программы
8. 4. Методическое обеспечение программы
9. Список литературы……………………………………………….14 – 16
10. Приложение к программе……………………………………….17 - 32
1. Пояснительная записка
Современная ситуация в российском обществе характеризуется повышением актуальности проблемы восстановления и развития общечеловеческих ценностей в сфере образования. В системе дошкольного образования в настоящее время происходят изменения содержания воспитания детей. Это связано не только с социально-политическими и экономическими процессами, происходящими в обществе, но и с увеличением числа новых типов дошкольных образовательных учреждений, применением вариативных программ развития и воспитания дошкольников и введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Процессами преобразования современного общества обусловлена также проблема социальной активности детей дошкольного возраста, что связано с содержанием воспитания подрастающего поколения в целом.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основными направлениями реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются
Компоненты образовательной области «социально-коммуникативное развитие»:
Усвоение норм и ценностей
Общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками
Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции
Развитие социального и эмоционального интеллекта
Формирование позитивных установок к труду и творчеству
Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Цели «социально-коммуникативного развития»
Создание условий для:
- развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
- развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
- развития игровой деятельности;
- развития компетентности в виртуальном поиске
Задачами:
- формирование представлений о социальном мире и о самом себе;
- воспитание социальных чувств;
- воспитание активной позиции;
- формирование представлений о себе, окружающих людях, профессиях, природе, рукотворном мире.
Социальная активность дошкольника это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для адаптации индивида к социуму, осуществляемом во взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Социальное воспитание дошкольников долгое время не являлось актуальным для дошкольных образовательных учреждений. Изучением развития личности в дошкольном возрасте занимались Венгер. Л.С. Выготский, Л.И. Дубина, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, Н. Поддьяков и др. Теоретические основы социального воспитания дошкольников разработаны Н.К.Гончаровой, А.Ю.Гординой, Б.Т.Лихачевым, Л.Б. Римашевской, А.М. Щетининой. Функции дошкольных учреждений в данном процессе определены Б.Н.Битинасом, О.С.Богдановой, С.А.Козловой, В.М.Коротовым, М.Б.Коваль, Л.И.Новиковой, М.Н.Скаткиным, В.Д.Семеновым. Методологические основы процесса социального воспитания дошкольников разработаны Н.Михайленко, Н. Коротковой, Л.В. Коломийченко, Б.Д. Лихачевым, А.В. Мудриком, Г. Степановой, Г.П. Щедровицким.
В психологических и педагогических трудах отмечалось, что социальная активность ребенка дошкольного возраста определяется как процесс усвоения ребёнком традиций, ценностей, культуры общества или сообщества, в котором он будет жить в дальнейшем. Когда ребенок играет, занимается, общается с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими людьми. То есть, он учится учитывать их интересы, усваивает при этом правила и нормы поведения в социуме, то есть становится социально компетентным. Ребёнок начинает понимать, что непосредственно его действия могут, тем или иным образом, влиять на окружающих его людей. Он учится тем способам поведения, которые не влияют на окружающих отрицательно, не приносят им вреда или огорчений, и окружающие взрослые должны помочь ребёнку в процессе его социального развития.
Поскольку игра дает возможность каждому ребенку ощущать себя субъектом, проявлять и развивать свою личность, то значение игры в развитии и воспитании личности уникально. Она дает возможность неуверенным в себе, робким детям преодолеть нерешительность и избавиться от комплексов. Игра влияет на жизненное самоопределение ребенка, на эмоциональную стабильность, на становление коммуникативной неповторимости личности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Требованиякорганизации детских игр:
1. Добровольное и свободное и включение детей в игру. 2. Необходимость понимания детьми правил игры, идеи игровых ролей, смысла и содержания игры. 3. Игровые действия по смыслу должны совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях, то есть смысл игровых действий должен переноситься в реальную жизнь. 4. В игре детям необходимо опираться на принятые в обществе нормы нравственности, которые основаны на гуманизме, общечеловеческих ценностях. 5. В игре недопустимо унижение достоинства участников, как выигравших так и проигравших.
6. Игра должна оказывать положительное воздействие на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и рационально-физической сфер игроков. 7. Игру необходимо организовать и направить, и, если необходимо, сдержать, но ни коим образом не подавлять, необходимо обеспечить каждому ребенку возможность проявить инициативу.
Таким образом, игру можно рассматривать как средство социальной активности. Ключевая установка ФГОС ДО - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Ребенок-выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. При этом главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они смогли спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение игры незаслуженно принижается. Многие педагоги и родители больше думают, как раньше ребенка научить читать и писать. А между тем игра таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. В игровой деятельности формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему школьнику. Школа – это большая игра со многими правилами, и ребенок, не научившийся полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается неготовым выполнять требования школы. Таким образом, вопрос о влиянии игровой деятельности в формировании готовности дошкольника к школе, очень актуален. Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста, позволит существенно повысить уровень его подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности.
В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач развития социальной активности дошкольников старшего возраста была разработана программа «Социальная активность».
На основании анализа фактически полученного материала были выявлены четыре уровня развития социальной активности старших дошкольников. Высокий уровень развития социальной активности - характеризуется адекватными представлениями дошкольников о возможных проявлениях социальной активности, как в ситуациях условного характера, так и в реальном пространстве детского сада. Дети с большим желанием и интересом включаются в доступную деятельность, направленную на решение общественно значимых задач, обладают ответственностью и настойчивостью при их выполнении. Они проявляют инициативу, самостоятельность; способны в случае необходимости отказаться от своих интересов в пользу другого человека (малыша, сверстника, взрослого). Дети неравнодушны к вещам окружающих их людей, самостоятельно замечают и пытаются исправить неполадки в пространстве дошкольного учреждения, умеют сотрудничать и помогать другим. Средний уровень развития социальной активности - характеризуется адекватными, но недостаточно полными представлениями о возможных проявлениях социальной активности в ситуациях условного характера. Дети выражают интерес и желание участвовать в общественно значимых делах, но быстро забывают о своих обещаниях. Ответственность находится в процессе формирования и требует дополнительного внимания со стороны педагога. Дошкольники не всегда проявляют инициативу и самостоятельность при решении ситуаций, требующих их помощи (ищут поддержку у взрослого, сверстника). Выражают готовность отказаться от своих непосредственных желаний в пользу других, но при этом склонны к нерешительности, однако при поддержке воспитателя проявляют участие к малышам и взрослым, взаимопомощь, сотрудничество, становятся более внимательными к окружающему их пространству в детском саду. Уровень ниже среднего развития социальной активности - характеризуется частичными, поверхностными представлениями о возможных проявлениях социальной активности в ситуациях условного характера. Дети проявляют неустойчивый интерес к делам общественной значимости, включаются в них только при непосредственном побуждении и примере воспитателя, ответственность и настойчивость в получении результата слабо выражены. Они невнимательны к вещам других людей и неполадкам в окружающем их пространстве; малоинициативны; не могут по собственной инициативе отказаться от своих непосредственных желаний в пользу других, не умеют взаимодействовать со сверстниками (малышами, взрослыми) на условиях сотрудничества, часто допускают обидную критику в адрес товарищей, взаимопомощь отсутствует. Низкий уровень развития социальной активности - характеризуется ограниченными, часто неадекватными представлениями о возможных проявлениях социальной активности в ситуациях условного характера. Предлагаемая ими помощь часто неадекватна либо они не видят возможности ее оказания. Интерес к делам (группы, детского сада) имеющим социальную направленность формальный или отсутствует. Дети избегают участия в социально-направленной деятельности даже после непосредственного побуждения и примера самого воспитателя. Они отличаются несамостоятельностью и безынициативностью в делах связанных с заботой и вниманием к другим. Наличие ответственности и настойчивости не выражено, они склонны не доводить начатое дело до конца. Проявляют равнодушие к чужим вещам и предметам ближайшего окружения. Не проявляют интереса к сотрудничеству, взаимопомощь отсутствует. Таким образом, мы определили уровень развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста. (Таблица 1.)
Таблица 1 - Уровень развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста
Уровень развития социальной активности
1 уровень (низкий)
2 уровень (ниже среднего)
3 уровень (средний)
4 уровень (высокий)
Количество детей в процентном соотношении
50%
26%
17%
7%
Это свидетельствовало об ограниченности субъектного опыта старших дошкольников в делах, предполагающих их участие в межвозрастных объединениях (со взрослыми, со сверстниками), в различных ролях (помощник, наставник, партнер, советчик и т.п.) и отношениях (помочь, порадовать, оказать поддержку, проявить внимание, посочувствовать), имеющих значимость для всего дошкольного учреждения. Одним из критериев развития социальной активности дошкольников является проявление самостоятельности. Показателем уровня развития самостоятельности является наличие у дошкольника потребности в ней. Об этом можно судить по степени активности и инициативности ребенка, проявлению интереса к какому-либо виду деятельности и желания заниматься им, по достижению ее цели. Реализация этой потребности ребенком зависит от владения им необходимыми умениями, навыками. Наличие этих возможностей придает ребенку дошкольного возраста уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Развитие самостоятельности у ребенка, в свою очередь, связано с активностью, инициативностью, самоконтролем.Работа педагогов детского сада по развитию социальной активности дошкольников должна включать освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений посредством развития игровой деятельности детей. С учетом этих факторов была разработана программа – комплекс задач и мероприятий, который имеет определенное содержание и направлен на достижение цели развития социальной активности дошкольников старшего возраста.
Цель программы - развитие социальной активности дошкольников старшего возраста.
Задачи программы 1. Повышение уровня самостоятельности детей дошкольного возраста. 2. Развитие умения действовать в команде, распределять роли. 3. Повышение уровня социальной активности дошкольников.
Принципы работы по программе
– соблюдение этики; – принцип диалогизации взаимодействия (равноправное, межличностное общение, основанное на доверии и открытости участников); – принцип постоянной обратной связи (непрерывное получение ведущим информации от членов группы с целью своевременной коррекции занятий в рамках программы); – принцип контроля (оценка эффективности получения знаний по программе); – единства диагностики и коррекции: отражает целостность процесса оказания социально – педагогической помощи и реализуется в 2-х аспектах; – принцип приоритетности коррекции казуального типа: работа с причинами трудностей ребенка позволит избежать неблагополучия в его социальном развитии; – деятельностный подход: работа социального педагога осуществляется в контексте той или иной деятельности. В нашем случае – в ходе игровой деятельности старшего дошкольника;
– индивидуализация обучения – преодоление обезличенности, индивидуальный темп продвижения воспитанников, учет их особенностей и проблем); – системность воспитания (соответствие целей, содержания, форм, методов, средств, оценки результатов воспитания);
– совместная деятельность специалистов и родителей; – принцип элективности обучения (предоставление воспитаннику определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, сроков, времени, оценивания результатов обучения).
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Упражнения разбиты на блоки по задачам, которые определяют содержание программы.
Этапы реализации программы:
1. Вводно-диагностический – проводится анализ результатов диагностики и в соответствии с выявленными проблемами ставятся задачи программы, определяется ее содержание, формулируются принципы и результаты работы.
2. Основной этап - реализация программы. 3. Итогово-диагностический - на данном этапе подводятся итоги занятий, а также анализ педагогической деятельности.
2. План по реализации программы
Тема блока
Тема сюжетно-ролевой и интерактивной игры
Количество занятий
I блок. «Мир социальных отношений»
«Дочки-матери»
3
«Семья»
3
«В гости»
2
«Детский сад-школа»
3
«Встречаем гостей»
«Встречи с интересными людьми»
2
1
II блок. «Профессии»
«Магазин»
2
«Парикмахерская»
2
«Больница»
2
«Строители»
2
«Путешественники»
2
«Моряки»
2
III блок. «Культура»
«День рожденья – день варенья»
2
«Мы идем в театр»
2
«Музыкальный центр»
3-5
«Цирк»
«Сладкие вечера».
2
2
3. Содержание программы
В ходе реализации программы могут быть проведены занятия по темам:
I блок – «Мир социальных отношений»
Цель: формирование чувства групповой принадлежности.
Задачи:
1. Познакомить детей с социальными ролями в моделируемых ситуациях. 2.Определение с детьми гендерных различий. 3.Обсуждение отношений в группе. 4. Формирование умения создавать сюжетно-ролевую игру, включающее умения придумывать сюжет, определять и распределять роли, разрабатывать правила игры, уметь управлять ее ходом.
II блок – «Профессии»
Цель: знакомство с профессиями (продавец, врач, библиотекарь, швея, медсестра…)
Задачи:
1. Ознакомление с миром профессий. 2. Обсуждение поведения представителей той или иной профессии (спецодежда, материалы и оборудование...)
3. Создание сюжетно-ролевых игр на основе этих знаний.
III блок – «Культура»
Цель: Знакомство с культурой общения, поведения.
Задачи:
1. Расширение знаний о правилах поведения. 2. Формирование представлений о культуре общения. 3. Формирование навыков творческого использования в играх представлений об окружающей жизни.
Количество занятий – 10, продолжительность – 30 мин.
Этапы организации сюжетно-ролевой игры:
1. Подготовительная часть: Цель этой части – настроить группу на совместную игру, установить эмоциональный контакт между всеми детьми. Обсудить сюжет игры, распределить роли.
2. Основная часть: организация сюжетно-ролевой игры. Развертывание сюжета игры. Организация взаимодействия детей в игре, как взаимодействие между членами группы, так и в игровых ролях. Использование игр-путешествий, тренинги, импровизации, игровую терапию, релаксацию.
3. Подведение итогов. Задачей этого цикла является – научение детей пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; использованию навыков саморегуляции и релаксации, для управления своим эмоциональным состоянием, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, для восстановления душевного равновесия.
Также игровые тренинги будут способствовать появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, научат работать в группе, помогут предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности. Также целью этой части является создание у каждого участника игры чувства принадлежности к группе и закрепление положительного опыта взаимодействия в игре, эмоций от игровой деятельности, посредством обсуждения игры, обобщение знаний, полученных в игре.
Занятия содержат сюжетно-ролевые игры: “Дочки-матери”, “Семья”, “Магазин”, “Больница”, “Парикмахерская”, “Детский сад-школа”, “Строители”, “Мы идем в театр”, “День рожденья – день варенья”, “Ярмарка народных промыслов” и др.
4. Методическое обеспечение программы
Условия от которых зависит эффективность социальной активности дошкольников в ходе реализации программы: – формирование образовательной и развивающей среды в группе; – создание социальных ситуаций развития ребенка; – комплексное сопровождение ребенка, предполагающее участие в реализации программы социального педагога, воспитателей группы, педагога дополнительного образования; – интеграция специалистов и родителей в ходе реализации программы; – единство требований со стороны всех педагогов и родителей ребенка; – преемственность в работе воспитателей.
Материал: в связи с тем, что игровые замыслы детей 6–7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их “под замыслы”. Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Формы работы с детьми по каждому направлению: – беседы, в ходе которых с детьми обсуждаются проблемы, выявленные в ходе диагностики и возможные варианты их решения; – сюжетно-ролевая и интерактивная игра. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, а сюжетно-ролевая игра и интерактивная игра наиболее эффективна в развитии социальной активности дошкольников.
Формы работы с родителями (законными представителями):
- консультации для родителей по социальной активности детей;
- анкетирование, опрос;
- собрания, презентации, семинары-практикумы;
- общение через «Viber», электронную почту, круглый стол. К концу реализации программы мы провели анализ развития социальной активности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Таблица 2.)
Таблица 2 - Уровень развития социальной активности дошкольников в игровой деятельности
Уровень развития социальной активности
1 уровень (низкий)
2 уровень (ниже среднего)
3 уровень (средний)
4 уровень (высокий)
Количество детей в процентном соотношении
до50%
после 20%
До26%
после 30%
До17%
после 30%
До7%
после 20%
На основании данной таблицы видно, что на 1 уровне (очень низком – недопустимом) нет ни одного ребенка. На 2 уровне (низком – критическом) – 2 ребенка. На 3 уровне (среднем – допустимом) – 4 ребенка. На 4 уровне (достаточном) – 8 детей. На 5 уровне (высоком – оптимальном) - 6 детей. У детей значительно повысился потенциал планирования игры, использования игровых приемов: развитие сюжета, способов решения нетрадиционных игровых задач. Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям, интерес к их профессиональной и бытовой деятельности.
Итогом реализованной программы явилось: - осознание дошкольниками своей новой позиции «старших в детском саду» как значимой для всего детского сада; - желание активно участвовать в делах социальной направленности и получение радости от хорошо выполненного дела важного для всех; - проявление ответственности, самостоятельности в выдвижении идей и умения реализовать собственные замыслы; - умение сотрудничать с людьми разного возраста, выступая в позиции: помощника, генератора идей, исполнителя, наставника и т.п. Развитие социальной активности старших дошкольников в игровой деятельности обеспечивается гибким изменением позиции педагога, учитывающим уровень проявления социальной активности ребенка; взаимодействием всех сотрудников детского сада, поддерживающим и поощряющим деятельность детей; открытой для сотрудничества позицией родителей, положительно оценивающих как деятельность детей так и работу всего детского сада.
Список литературы
1.Абрамян. Л.А. ,Антонова. Т.В. ,Артемова Л.В. и др. Игра дошкольника / Под редакцией С.Л.Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.- 286с. 2. Асмолов А.Г. Сайт ФИРО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=9082. 3. Баринова Н.М. « Игры, которые готовят к школе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://connect1.webinar.ru/play/vdm.ru/47036-igri_k_shkole. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Проблемы психологической адаптации.-М.: Просвещение, 1996. 230с. 5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов (сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского) - М. , 2005.- С.125. 6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с: ил. 7. Венгер Л.А.. Венгер А.Л.. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, 1994.-192с. 11-15. 8. Выготский Л.С. Детская психология / Собр. соч. в 6 т.- М.: Просвещение, 1984.- Т 4.- С. 254. 9. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание ,2004, № 4.-с.42-48. 10. Гринек Т. В. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе / Т. В. Гринек, И. Н. Каменская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2012. 11. Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей / В.Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с. 12. Евдокишина О.Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание,2008,№2.с.74-77. 13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Козлова С.А, Куликова Т.А.-10-е изд., стер. - М. : Издательский центр « Академия», 2009.- 416с. 14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2005. – С. 143. 15. Круглова Н.Ф.. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка - М.: Эксмо, 2010-192с. 38-40. 16. Лесгафт П.Ф.Сборник статей / под редакцией Зоновьева А.А., Шахведова Г.Г – Л.: Печатный двор, 1950.- с 33-70. 17. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1979.-175с., 8л.ил. 159-161. 18. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.- М.: Педагогика, 1990.- 160с. 19. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: 2005. – 388 с. 20. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М., 2000. - 83 с. 21.Нижегородцева Н.В., В.Д.Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов. Педагогов и родителей.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. -256с. 11-12. 22.Никифорова Л.А., Трихунова В.В.. Играем в школу // Ребенок в детском саду, 2007,№4.с.59-67. 23. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., Педагогика, 1988. 24.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. — с 327. 25.Петроченко Г.Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе", М. 1978 - 291с.
26.Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. Запорожца А.В. , Эльконина. Д.Б. - М., 2004. – 374 с.
27.Савина Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности) / Савина Л.Б., Руднева Р. П., Шевченко С. Ф. // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. 28.СерюковаЕ.Н. Игры, которые готовят к школе // Ребенок в детском саду, 2011,№2.с.81-84. 29.СтожароваМ.Ю. Проблемы формирования « школьной зрелости» дошкольника // Ребенок в детском саду, 2011,№2.с.33-38. 30. ТимошкинаН.А. Подвижные игры – средство формирования готовности детей к обучению в школе // Начальная школа,2007,№8.-с.16-17. 31.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В.Запорожца. М., «Просвещение» 1976. 96c/ 32. Эльконин Д.Б. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сюжетно-ролевые игры, основанные на бытовых сюжетах:
«Семья»
Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Подготовка к игре: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Игры – занятия: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее воспитатель побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки).
После этого воспитатель совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы и папы нет дома», «Встречаем гостей», «Я помогаю маме», «Наш выходной день» и т. д.
Игра «Когда мамы и папы нет дома» должна научить детей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.
Игра «Встречаем гостей» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.
В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Также воспитатель может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр, например: «Семья» и «Школа», «Семья» и «Магазин».
«Гости»
Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать закреплению культурных навыков, Сообщение детям знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).
Игровой материал: кукольная посуда, воображаемое угощение, предметы – заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги.
Подготовка к игре: этические беседы: «Ждем гостей» и «Идем в гости».
Игровые роли: хозяева и гости.
Ход игры: воспитатель может проводить игру в разных вариантах. Ребята могут играть в своей группе в воображаемой ситуации, а могут пригласить гостей из другой группы.
Подготовку к игре воспитатель начинает с беседы, в, которой сообщает, что правила игры требуют, чтобы хозяева были вежливы по отношению к гостям, предупредительны, употребляли вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д.
После этого все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Воспитатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они встретят гостей, чем их займут.
Также воспитатель может разучить с детьми куплет известной песенки с хлопками:
К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
И с капустой пирог,
И с картошкой пирог.
А который без начинки —
Самый вкусный пирог!
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить план игры, что, как и зачем будет происходить в ней. Он может подать некоторые идеи более интересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами дети.
Один из вариантов игры может быть следующим. Когда «гости» пришли, «хозяева» правильно рассаживают их, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Не хотите ли еще чаю или сока?».
После чаепития «хозяева» с помощью воспитателя развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяева» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто какие развлечения будет проводить.
По окончании игры воспитателю необходимо коллективно обсудить все ошибки, допущенные хозяевами или гостями.
«День рождения»
Цель: воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных навыков. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам самостоятельно составить план игры. Выслушав предложения ребят, педагог может навести детей на мысль объединить сразу три игры: в семью, школу и в день рождения. Распределяются роли, дети делятся на группы.
Например, дети, играющие в семью, могут разыграть эпизод утра: все встают, умываются, делают зарядку, завтракают, затем дети – ученики уходят в школу, а младшие остаются дома. Они помогают старшим членам семьи готовиться ко дню рождения.
Школьники и гости (товарищи именинника) где-то рядом в группе могут играть в школу. Кого-то выбирают на роль учителя, остальные — ученики. Таким образом, пока дома готовятся ко дню рождения, старшие братья и сестры, именинник и его товарищи учатся в школе.
Содержание игры в день рождения может проводиться аналогично содержанию игры в гости: уборка квартиры, приготовление угощений, подарков.
Когда дома все готово, зовут именинника и гостей. Все остальные игры свертываются, ребята начинают играть в день рождения: именинника тепло поздравляют родственники и друзья, дарят ему подарки, окружают вниманием, угощают, предлагая все самое лучшее. Члены семьи и сам именинник заботятся о том, чтобы гостям было весело и хорошо. Они заранее договариваются, кто и как будет развлекать гостей, придумывают игры, читают стихи, загадывают загадки и т. д.
Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться. Члены семьи ложатся спать.
По окончании игры воспитатель совместно с детьми делятся своими впечатлениями об игре, обсуждают интересные моменты и ошибки, допущенные в игре.
«Школа»
Цель: расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усваивать моральные нормы. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружелюбие, умение жить и работать в коллективе.
Подготовка к игре: рассматривание иллюстраций «Школа». Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В.Воронковой «Подружки идут в школу», Э.Мошковской «Мы играем в школу».
Игровые роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, вахтер, уборщица.
Ход игры: подготовку к игре воспитатель может начать с беседы о том, что дети через год пойдут в школу, что в школе учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (директор может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.
В начале игры воспитатель предлагает детям построить школу. Можно дать им для этого рисунок с образцом, а можно положиться на выдумку детей. Когда школа будет построена, надо устроить в ней класс и коридор, затем оборудовать класс, расставив в нем парты и стол для учительницы, сделанные из крупного строительного материала или склеенные из картона. Затем воспитатель раздает ребятам картонные фигурки и говорит: «Вы папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Затем папы и мамы должны привести детей в школу, потому что дети еще не знают дороги».
После этого игра начинается. Дети идут в магазин за покупками, потом в парикмахерскую, в поликлинику. Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, там их встречает учительница (первый раз эту роль берет на себя воспитатель). Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет их учить. После этого предлагает родителям попрощаться с детьми и уводит детей в школу, где объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе учительница рассаживает детей за парты, вешает их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, завтракают в буфете и т. д..
Игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки.
При последующем проведении игры воспитатель предлагает ребятам поиграть самостоятельно. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости советом или своим участием оказывает помощь в развитии замысла, сюжета игры.
Затем воспитатель может предложить детям играть в «школу» без кукол. Дети распределяют игровые роли — учитель, ученики, директор, вахтер, уборщица; они договариваются о том, что все роли будут разыгрывать поочередно. Затем обсуждают, какие у них сегодня будут уроки. Игра начинается. Учитель ведет уроки, ставит оценки, ученики выполняют все его требования; директор присутствует на уроке, следит за его ходом, за поведением учеников и делает записи в своей тетради; уборщица убирает коридор, вахтер дает звонок. После проведения всех уроков по расписанию роли меняются.
После каждой игры воспитатель проводит обсуждение. Если в разыгрывании ролей дети допускают ошибки, нарушают внутренние правила игры, например, учитель, кричит на детей, часто их наказывает, директор и уборщица не знают, что им делать в игровых ролях, воспитатель наталкивает детей на мысль о более правильном и интересном ролевом поведении. Лучше, если воспитатель возьмет на себя роль директора. Это позволит ему обогатить содержание игры непосредственно в воображаемой ситуации.
Он вызовет к себе в кабинет учителя и посоветует ему, как нужно вести себя с детьми, как организовать игры и хороводы с детьми на переменах; поможет правильно составить расписание уроков; пригласит на работу учителей – предметников по физкультуре, ритмике, пению (чтобы многие дети смогли побывать в активных ролях).
«Магазин»
Цель: побуждение детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу). Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.
Игровой материал: игровые комплексы «Магазин» и «Дом» (созданные детьми из конструктора), корзина для покупок, игрушки-муляжи продуктов, кассовый аппарат, деньги, кошелек, сумка, коляска с куклой, сумка.
Подготовка к игре: игры-занятия «В магазин за продуктами», «Я с мамой и папой в магазин пойду», «Идем в магазин по просьбе бабушки», «Мы в магазине», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин».
Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на темы «Где работают родители», «Магазин», «Полезные продукты питания». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома, магазина по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома, магазина учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки, игровые атрибуты.
После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Я с мамой и папой в магазин пойду», «Идем в магазин по просьбе бабушки», «Мы в магазине» и т. д.
Игра «Я с мамой и папой в магазин пойду» позволяет научить детей распределять роли, выполнять действия в соответствии с ролью, планировать игру, играть самостоятельно, выстраивать дружеские взаимоотношение, воспитывает умение идти на компромиссы, сотрудничать.
Игра «Мы в магазине» должна научить детей, как правильно вести себя в общественных местах, соблюдая нормы поведения, культуру взаимодействия со сверстниками.
Игра «Идем в магазин по просьбе бабушки» воспитывает у детей уважительное отношение к взрослым, умение слушать и слышать другого, выполнять действия в соответствии с выполняемой ролью.
Например, бабушка говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Мама с папой решают пойти за покупками всей семьей - взять с собой малыша в коляске. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Придя в магазин, мама с папой просят продавца дать им овощи, фрукты, молочные продукты (называют каждый), рассчитываются, получают сдачу, складывают продукты в сумку и коляску и возвращаются домой. Бабушка просматривает продукты и просит маму приготовить обед, а папу - погулять с малышом, так как сама она устала и хочет прилечь.
Данная игра объединяет в себе игры, близкие по тематике «Магазин» и «Семья», создавая тем самым возможность длительных коллективных игр.
«Банк»
Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Развитие коммуникативных навыков. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, спокойно разрешать конфликты, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения.
Игровой материал: деньги (используются ксерокопии настоящих купюр), кассовый аппарат, паспорта, терминалы (сделанные из картона).
Подготовка к игре: беседа «Что такое банк». Презентация «Банк». Игры – занятия: «Мы пришли в банк», «Обслуживание клиентов», «Получение в банке денежного кредита для открытия собственного дела».
Ход игры: подготовку к игре воспитатель начинает с беседы, в, которой сообщает, что сотрудники банка должны быть вежливы по отношению к клиентам, предупредительны, употребляли вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» и т. д..
В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные кредиты для организации собственного дела (бизнеса) детьми. В игру вводятся деньги (используются ксерокопии настоящих купюр) как универсальное средство обмена между детьми, источник получения дохода (прибыли).
Банк и деньги по ходу игры выполняют две основные функции:
- запускают игру и познавательную активность вначале (начальная цель);
- являются средством развития игрового сюжета по ходу игры (конечная цель).
Детям дается установка: «Все желающие открыть собственное дело (бизнес) могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вам интересно заниматься? Полученными деньгами вы распоряжаетесь, как хотите: можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь, но в конце игры вы должны вернуть деньги банку».
У каждого ребенка заранее приготовлен паспорт. Банк объявляет, что все желающие могут получить денежный кредит. Банкир обговаривает с каждым ребенком, какое дело он хочет открыть, почему, сколько денег ему для этого нужно; договариваются, какую сумму нужно будет вернуть в конце игры в банк. Каждый клиент банка предъявляет паспорт, подписывает договор, ставится печать. Кассир выдает деньги. Охранник следит за порядком.
После получения денег дети открывают свое собственное дело. Воспитатель предлагает определенный набор игрового материала, из которого каждый ребенок выбирает все, что ему нужно для игры. Затем дети сами создают свое игровое пространство (открывают магазин, кафе, больницу, ветеринарную лечебницу и т.д.). Дальше разворачивается свободный сюжет игры по собственному замыслу, где они используют все доступные им игровые средства.
Воспитатель наблюдает за игрой: отслеживает тематику, линию развития сюжета, разнообразие игровых действий, умение использовать игровые среду и материал, а также умение детей вступать во взаимоотношения друг с другом, решать возникающие проблемы, конфликты, действовать в ситуациях затруднения.
«Почта»
Цель: продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счете, рассказывать о выполняемых действиях. Научить детей пользоваться в игре предметами – заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.
Игровой материал: сумки почтальонов, плакат «Почта», прилавки, почтовый ящик, открытки, конверты, бланки, печати, карандаши, деньги, кошельки, детские журналы и газеты, бумага, цветные карандаши.
Подготовка к игре: рассматривание и чтение детских книг: Н.Григорьева «Ты опустил письмо», Е.Мара «История одного пакета», А.Шейкина «Вести приходят так», С.Я.Маршака «Почта». Показ мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте». Изготовление совместно с воспитателем почтового ящика для писем.
Игровые роли: сортировщица, почтальон, телеграфист, оператор по приему бандеролей и посылок, начальник почты, шофер, посетители.
Ход игры: предварительную работу по подготовке к игре воспитателю следует начать с беседы о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио, рассмотреть иллюстративный материал по этой теме.
После беседы воспитатель раздает детям бумагу и цветные карандаши и предлагает им нарисовать для мамы и папы красивый рисунок. Когда рисунки сделаны, воспитатель советует детям написать под ними «Маме и папе» и подписать свое имя. Затем воспитатель дает каждому ребенку конверт, просит аккуратно положить в него свой рисунок, показывает, как заклеить конверт, как и где приклеить марку.
Воспитатель хвалит детей за хорошо сделанные рисунки и говорит, что мама и папа будут очень рады получить к празднику такой подарок. Предлагает детям поместить конверты в почтовый ящик (сделанный детьми под руководством воспитателя).
После этого воспитатель помогает детям устроить помещение почты, повесить почтовый ящик, советует аккуратно разложить для продажи отдельными станками, конверты, бумагу, марки, открытки, газеты, журналы, следит за тем, как дети будут распределять роли, а если они сами не сумеют с этим справиться, помогает им.
Воспитатель может принести в группу детские газеты и журналы, часть которых будет продаваться на почте, а другую часть почтальон будет разносить по домам.
Примерные игровые действия:
оформление почтового отделения с различными отделами;
работа отдела доставки;
работа отдела связи;
работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;
телеграф.
Воспитатель может предложить детям различные сюжеты для игры: поздравить друг друга с праздником, купить журнал на почте и почитать его сыну; вынутые из почтового ящика письма на машине отвезти на почту, а там рассортировать их и дать почтальону для вручения адресату; когда почтальон принесет письмо, ответить на него письмам ит. д. Необходимо также напомнить ребятам, что, играя, нужно быть вежливыми друг с другом (здороваться с почтальоном, благодарить за доставку писем, газет, журналов).
После того, как игра будет освоена, воспитатель может объединять ее с другими играми, например, в «семью» (содержание игры - подготовка к празднику: сначала убирают квартиру, при этом дети помогают взрослым, потом все пишут поздравительные письма и открытки своим друзьям. Кто заканчивает раньше, идет на почту, покупает конверты, подписывает их и опускает в почтовый ящик) или в «детский сад» (ребята пишут письма своим родителям).
«Ателье. Дом мод»
Цель: воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Формирование представлений дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно. Формирование умения выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения в общественных местах. Воспитание уважения к труду работников ателье.
Игровой материал: строительный материал, швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.), бланки заказов, линейка, блокнот, зеркало, предметы – заместители.
Подготовка к игре: проведение беседы с детьми на тему: «Ателье, его функции и сотрудники». Рассматривание иллюстраций по теме «Ателье». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Рисование образцов одежды.
Ход игры: подготовку к игре воспитателю следует начать с беседы «Ателье, его функции и сотрудники». Во время беседы воспитателю надо показать и объяснить детям смысл, значение деятельности каждого работника (приемщица принимает заказ и записывает на квитанции, чья это ткань и что из нее хотят шить; закройщица измеряет ткань и снимает мерку с заказчика, чтобы знать, выйдет ли из ткани платье и какой длины и ширины надо его шить; портниха стачала сметывает одежду, чтобы закройщица могла примерить, хорошо ли, правильно ли шьют, после этого прострачивает на машинке и т. д.). При этом воспитателю нужно подчеркнуть коллективный характер труда (и приемщица, и закройщики, и портные — все работают вместе для того, чтобы сшить хорошую, красивую одежду: платья, пиджаки, брюки, пальто, юбки, кофты, сарафаны).
Результаты беседы надо закрепить показом иллюстраций: как снимают мерку, кроят материю, примеряют заказчику то, что шьют, как шьют, и т. д.. Затем воспитатель спрашивает у детей, есть ли у кого-нибудь новая одежда и откуда она: купили ее в магазине или сшили, что сшил и видел ли ребенок, как шили одежду. Воспитатель дает ребятам возможность рассказать, кому и как сшили или купили новую одежду.
Примерные игровые действия:
- выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала;
- закройщики снимают мерки, делают выкройку;
- приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа;
- выполняет заказ, проводит примерку изделия;
- заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении;
- кассир получает деньги за выполненный заказ.
Во время первой игры воспитатель предлагает детям роли родителей, а сам берет на себя все остальные роли, чтобы, познакомить детей с игровыми возможностями темы. Потом при последующем проведении игры дети берут на себя роли покупателей в магазине, заказчиков, приемщиков и т. д.
Для игры воспитатель и дети изготавливают картонные фигурки кукол, готовят цветную и белую бумагу, линейку, сантиметровую ленту, ножницы, образцы одежды, вырезанной из бумаги. Раздав, детям картонных куколок, педагог говорит им: «Это ваши дети, им нужна одежда, потому что в рубашках и трусах нельзя ходить ни в детский сад, ни в школу, ни в кино». Рядом открылось ателье, где можно сшить одежду всем детям: можно сшить платье, фартуки, брюки, шубы. Но перед этим надо – купить ткань. В магазин привезли много красивой ткани.
После этого ребята играют в игру «Магазин ткани». Дети торопятся в магазин, захватив с собой сумки и кошельки. В магазине на прилавке лежит нарезанная полосами и свернутая, небольшим рулонами ткань. Покупателей встречает продавец (воспитатель), который, спрашивает у каждого из них, какую ткань тот хочет купить; что думает из нее шить, и предлагает подходящую, для этой цели. Затем продавец обслуживает покупателя: измеряет сантиметровой лентой рост ребенка и длину будущей одежды (если ткань, покупаю для брюк, то измерение следует производить от тали» до стопы, если ткань предназначена для платья, то измерять нужно от шеи до колен) и, отмерив от рулона ткань, аккуратно отрезает. После этого покупатель платит в кассу деньги, берет чек, вручает его продавцу, и, получает свою покупку, не забыв при этом поблагодарить продавца, уходит из магазина.
Когда все дети купят ткань, магазин закрывается, а в другом месте открывается ателье. Там на витрине выставлены образцы одежды, изготовленные заранее воспитателем совместно с детьми. На столе в ателье лежат карандаш, ножницы, сантиметровая лента или простая ленточка, блокнот, рядом стоит зеркало. За столом сидит приемщица. С каждым из входящих заказчиков она здоровается, вежливо просит присаживаться и спрашивает, что заказчик хочет сшить. Когда клиент выразит свое желание, приемщица предлагает ему выбрать образец — фасон и советует, какой лучше выбрать и почему она так думает. После этого приемщица оформляет заказ: записывает имя заказчика, измеряет ткань, пишет, что заказано (платье, брюки, юбка), затем снимает мерку с ребенка, для которого заказывают одежду. Квитанцию нужно оформить в двух экземплярах, один из которых приемщица отдает заказчику, а другой вкладывает в ткань вместе с образцом (фасоном), после чего говорит заказчику прийти через день на примерку. Когда заказы у всех детей будут приняты, игру можно прекратить, сказав, что ателье закрыто, а примерка будет через день.
Через день игру вновь можно возобновить. Закройщица обводит простым карандашом контуры образца на ткани, затем вырезает (кроит) одежду и примеряет ее заказчикам. При этом просит их посмотреть в зеркало и сказать, все ли хорошо. Закройщица заканчивает примерку словами: «Платье теперь надо отдать шить портнихе и заказ будет готов завтра. Приходите завтра утром».
На следующий день заказчики приходят уже за готовым заказом. Закройщица примеряет клиенту готовое платье. Заказчик оплачивает свой заказ приемщице, представив ей квитанцию. Приемщица достает с полочки заказ и отдает клиенту.
В последующих играх воспитатель предоставляет детям самостоятельность и помогает им направлять игру лишь советом. Однако в первой самостоятельной игре воспитателю нужно взять на себя роль портнихи, чтобы показать детям ее богатые игровые возможности. Закройщица (теперь уже кто–нибудь из детей) поручает портнихе шить заказ. Воспитателю надо показать детям, как действовать воображаемой иголкой, как вдевать в нее нитку, как ею шить, как портниха пользуется утюгом, чтобы разгладить швы. При следующем проведении игры роль портнихи уже берет на себя кто–нибудь из детей.
Этот вариант игры может изменяться, дополняться, сменяться другими вариантами по мере обучения и развития детей. Так, можно принимать в пошив одежду для обычных кукол, а в дальнейшем в ателье будут шить воображаемую одежду и для самих детей. Дети при этом могут быть не просто заказчиками, но и докторами, парикмахерами, шоферами, заказывающими себе рабочую одежду.
«Завод»
Цель: формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит. Воспитание у детей положительного отношения к профессиям рабочих династий. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружелюбие, умение жить и работать в коллективе.
Игровой материал: машины легковые, грузовые, подъемный кран, флажки для украшения построек, железная дорога, защитные очки, трубы для завода из бумаги, картона, катушек, защитные рукавицы, пропуска, ведерко, бумага, пластилин.
Подготовка к игре: беседа о труде рабочих. Просмотр фрагментов фильма о людях рабочих специальностей. Чтение рассказа «Автомобильный завод» из книги А.Дорохова «Сто послушных рук». Чтение отрывков из книг В.Маяковского «Кем быть?», В.Авдиенко «Все работы хороши».
Ход игры: подготовку к игре воспитатель может начинает с рассказа о заводе. Из слов воспитателя ребята узнают, что станки, машины, ракеты, самолеты, телевизоры, игрушки сделаны на заводах. В городе много заводов: автомобильный, авиационный, металлургический и другие.
Далее воспитатель может прочитать отрывок из книги А.Дорохова «Сто послушных рук» и рассказать детям о высоких зданиях с огромными окнами от земли до самой крыши, которые называются цехами. Вместо дверей в цехах встроены ворота, через такие ворота может выехать и грузовик, и тепловоз. Под крышами цехов установлены разные машины, на которых делают части автомобилей, самолетов, тракторов. Затем воспитатель знакомит дошкольников с производственным процессом, в частности с работой в сборочном цехе.
После воспитатель предлагает детям не просто воспроизвести знакомую конструкцию, а создать постройку по представлению. Чтобы активизировать детское воображение, воспитатель ставит ряд вопросов, например: Какого размера цех? Какие ворота в цехе? и т.д..
После такой работы воспитатель может прочитать ребятам отрывок из книги В.Маяковского «Кем быть?», чтобы помочь детям представить работу в сборочном цехе. Дети, рассматривая иллюстрации к этой книге, рассказывают, что делает рабочий, на каком станке работает, для чего он трудится.
Игру «Завод» можно проводить в различных вариантах: «Автозавод», «Авиазавод», «Металлургический завод».
Игру «Автозавод» воспитатель может начать с предложения ребятам распределить роли между собой: бригадира, рабочих, инженеров, сборщиков, контролеров. Воспитатель предлагает детям сделать из металла (пластилина) машины. Ребята делятся на группы. Одна группа детей строит «конвейер» – из строительного материала. «Бригадир» следит за порядком и отмечает самые лучшие машины. Другая, группа детей – выполняет роль «рабочих». Дети ставят ряд стульчиков с одной стороны стола и ряд – с другой стороны. Один ребенок, взявший на себя роль инженера, раздает детям – «сборщикам» детали машин. «Контролеры» на первом и втором ряду, следят, чтобы каждый «сборщик» справлялся с заданием. Дети терпеливо ждут каждый своей очереди и прилаживают нужную деталь.
По мере развития сюжетно – ролевой игры «Металлургический завод» воспитатель формирует у детей потребность в изготовлении, предметов, нужных для диспетчера, сталеваров: сделать трубы, пропуска, защитные очки. Эти атрибуты дети могут сделать из бумаги, катушек.
Игру «Авиазавод» можно начать с распределения ролей: директора, главного инженера, рабочих. Дети под руководством главного инженера на заводе делают бумажные авиамодели, парашюты, змеи и другие летающие бумажные игрушки. Затем производят запуск летающих игрушек. Лучшие, пролетевшие дальше всех, модели отбираются для будущих соревнований.
Воспитатель рассказывает дошкольникам, что каждый человек на заводе имеет свое рабочее место: доменщики у домен выплавляют чугун, сталевары у мартеновских печей из чугуна варят сталь, оператор управляет огромным прокатным станом и т. д.. Действия разных людей взаимосвязаны и направлены на общую пользу.
Во время проведения игры на первых порах одну из ведущих ролей берет на себя воспитатель (директор завода). «Директор» советует детям, как построить «цех», помогает выбрать роли, подсказывает, как действовать. К примеру, воспитатель может разделить ребят на группы: первая группа — строители домны, шоферы, подвозящие материал для строительства и руду (желуди, ракушки); вторая группа — сталевары, подручные сталеваров; третья группа — прокатчики, оператор.
Игра в «Завод» может объединяться с игрой в «Теплоход» (перевозят металл, самолеты, машины, игрушки в другие города), в «Больницу» (лечат сталеваров и других сотрудников), «Столовую» (кормят рабочих завода), «Магазин».
«Строительство»
Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения.
Игровой материал: строительный материал, каски, предметы – заместители, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну.
Подготовка к игре: Чтение произведений «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Здесь будет город» А.Маркуши. Просмотр компьютерной презентации о строителях. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке.
Ход игры: подготовку к игре воспитатель может начать с проведения беседы по картинкам, на которых изображено строительство, а также показа компьютерной презентации.
Во время разговора – беседы о строителях воспитатель должен обратить внимание детей на последовательность всех этапов строительства: разработку проекта, выбор и подготовку строительной площадки, обеспечение строительными материалами и механизмами, закладку фундамента, возведение стен и перекрытий, отдельные работы.
Воспитатель может обсудить с детьми нравственный смысл деятельности людей строительных профессий (машинисты экскаваторов и бульдозеров, бетонщики, каменщики, монтажники, сантехники, плотники, штукатуры).
Также при подготовке к игре воспитатель может прочитать детям произведения о строителях, такие как: «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Здесь будет город» А.Маркуши.
Приступая к строительству, воспитатель вместе с детьми заранее договаривается об том, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре, он не должен быть случайным. Воспитателю можно, например, посоветовать детям поселить в новом доме всех имеющихся у них зверюшек, превратив таким образом его в теремок.
Для игры воспитатель делит, детей на бригады и поручает каждой из них какой – нибудь один определенный участок работы. Так, например, одна бригада должна погрузить строительный материал на машины, другая – привезти его на стройку, третья – разгрузить, четвертая – возводить стены дома.
Воспитатель сначала должен возглавлять бригаду строителей. Он советует каменщикам, как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привезти, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т. д.. Организуя и направляя своим участием игру, воспитатель вместе с тем помогает детям согласованно действовать ради общей цели.
Взрослому надо следить за тем, чтобы в последующих играх на эту тему дети обязательно менялись ролями. Игра, меняя форму, может преобразовываться, видоизменяться за счет развития ее содержания. Так, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, дачу и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную игру. Взрослый всячески должен поощрять все вносимые детьми в игру новшества, содействовать творчеству детей и в случае необходимости помогать им.
По окончании игры воспитатель должен практиковать разговоры с детьми о проведенной игре. В целях коррекции ролевых отношений отмечать отдельные недостатки: водитель машины далеко сгрузил стройматериалы и каменщикам было трудно работать; маляры не сложили свой рабочий инструмент. Обсудить, кто в бригаде хорошо работал и кому из строителей можно вынести благодарность за добросовестный труд.
«Выборы президента»
Цель: учить детей отображать знакомую деятельность взрослых в сюжете и содержании игры. Знакомить детей с правилами поведения на «Выборах президента». Развивать интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения.
Игровой материал: флаг РФ, герб РФ, портрет Д.А.Медведева, В.В.Путина, плакаты с изображением «Выборов», пресса, урна для голосования, кабина для голосования, фотографии кандидатов в президенты, паспорта, списки избирателей, бюллетени.
Подготовка к игре: подготовку к игре воспитатель может начать с рассказывания детям о процедуре проведения «Выборов». При рассказе воспитатель подчеркивает важность и необходимость этого события, приучает детей к пониманию роли президента.
Во время подготовительной работы воспитатель показывает сюжетные картинки, на которых изображены ситуации самих «Выборов». Выясняет, посещали ли дети со своими родителями «Выборы». Затем вводит в беседу рассказ «Зачем нам нужен президент».
Игровые роли: президент, избиратели, представители счетной комиссии, охранники, уборщица.
Ход игры: воспитатель побуждает детей к сюжетно – ролевой игре, объясняет функции и полномочия президента группы. Кандидатом в президенты может стать любой ребенок, который завоюет симпатии избирателей и соберет большее количество голосов в свою поддержку. Выбранные кандидаты представляют свои программы, показав свои знания о стране, республике, об основах избирательной системы. После чего проводятся «Выборы президента группы».
Воспитатель в роли наблюдателя открывает «День Выборов». Дети – избиратели идут на свои участки, где при предъявлении паспорта получают бюллетень с тремя кандидатами в президенты. В кабине для голосования каждый самостоятельно отдает свой голос одному из кандидатов. Бюллетени опускают в урну для голосования.
При подведении итогов счетная комиссия вскрывает урну, подсчитывает количество голосов и выносит решение. Избиратели поздравляют президента группы. Ему вручают нагрудный знак.
«Космос»
Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты. Воспитывать умение быть в одной команде, сопереживать и радоваться, решать проблемы сообща. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Игровой материал: трафареты, линейки, карандаши, бумага, скафандры, ракета, крупный строительный материал для создания космодрома, техническая аппаратура (рации, компьютеры, телефоны, пульты и т. д.), космическая еда в тюбиках и пакетах, карта звёздного неба, планет, предметы – заместители по желанию детей.
Подготовка к игре: чтение рассказ В.Бороздина «Первый в космосе». Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос». Презентация «Этот удивительный космос». Конструирование: «Космические корабли», «Космодром». Игры – занятия: «Строим ракету для полета на Марс», «Привет из космоса», «Мы летим!», «Встреча с инопланетянами».
Игровые роли: главный конструктор, космонавты, бортинженер, инструктор по полёту, инопланетяне, родственники, специалист по приготовлению еды.
Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Космос». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее воспитатель предлагает ребятам соорудить космодром, космические корабли, используя строительный материал. Во время постройки учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца.
После этого воспитатель совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Строим ракету для полета на Марс», «Привет из космоса», «Мы летим!», «Встреча с инопланетянами».и т. д.
Игра «Строим ракету для полета на Марс» должна научить детей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.
Игра «Встреча с инопланетянами» должна научить детей, как правильно вступить во взаимодействие, познакомиться, соблюдая дистанцию, моральные нормы, вручить подарок.
Игра «Привет из космоса» не только способствует выстраиванию доброжелательных, «продуктивных» взаимодействий, но и воспитывает «заботу» о близких.
«Аптека»
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаютсястрого по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
«В кафе»
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.